Ольга Виноградова
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «Жизнь птиц в разное время года»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе
«Жизнь птиц в разное время года»
Цель: Формирование представлений детей о жизни птиц в разное время года.
Программные задачи.
• Углубить и расширить знания детей о птицах.
• Уточнить названия и отметить особенности перелетных и зимующих птиц.
• Обогащать и активизировать речь детей.
• Закрепить умение классифицировать птиц на перелётных и зимующих.
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе „Жизнь птиц в разное время года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• Закрепить в активном словаре слова: зимующие, перелётные, пролетные, насекомоядные, водоплавающие, названия частей тела птиц.
• Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям, желание помогать птицам в трудный для них период.
Предварительная работа.
Беседы с детьми о птицах. Наблюдение и кормление птиц на прогулке. Рассматривание иллюстраций. Заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах. Чтение энциклопедической и художественной литературы.
Материал. Запись звуков птиц, дерево, конверты с играми, мнемотаблица, картинки зимующих и перелетных птиц для игр, мяч, вопросы о птицах для закрепления, раскраски.
Ход:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня у нас. Давайте поздороваемся. А еще к вам в гости пришла Старушка Веселушка (Воспитатель одевает, передник и косынку. Перевоплощается в Старушку Веселушку, Я Старушка Веселушка есть у меня волшебное дерево, не плоды на нем растут, а игры интересные. Я буду задавать вопросы и загадывать загадки, а вам нужно быть внимательными и постараться правильно отвечать на них. Ох и повеселю я вас тогда! Вы согласны?
Дети: Да…
С. В. : Есть у меня таблица, по этой таблице вы должны догадаться, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии. Кто здесь зашифрован?
Дети: Птица
- Почему вы так решили?
Ребенок: Потому что у птиц есть клюв, два крыла, с помощью которых они летают, хвост, который служит рулем и помогает птицам при полете, перья – спасают от холода и служат защитной окраской.
С. В. : Правильно, ребята, сегодня мы поговорим о жизни птиц в разное время года. Сколько времен года вы знаете?
Дети: четыре.
С. В. : Кто перечислит?
Ребенок: Лето, осень, зима, весна.
С. В. : Молодец.
Послушайте загадку. Вот и стали дни короче, И длиннее стали ночи, Птицы тянутся на юг, Пожелтели лес и луг. О каком времени года загадка?
Дети: Об осени.
С. В. : Правильно ребята. А осень ассоциируется с каким цветом?
Дети: С желтым…
С. В. : Захар сними с волшебного дерева желтый конверт.
Проводится дидактическая игра: «Перелетные и зимующие птицы».
(Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением птиц : зимующих и перелётных. Они договариваются о том, что картинки с изображением перелётных птиц отбирают девочки, а картинки с изображением зимующих птиц отбирают мальчики. Дети самостоятельно выполняют задание).
С. В. : Молдцы, ребята, давайте назовем перелетных птиц.
(Дети перечисляют перелетных птиц, затем зимующих.)
С. В. : Ребята, куда улетают птицы осенью?
Дети: В теплые края.
С. В. : Осенью, первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это кукушки, ласточки, скворцы, соловьи. А это трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, она быстро бегает по грядкам и склевывает с земли и растений насекомых. Ребята, как называют птиц, которые питаются насекомыми?
Дети: насекомоядными.
С. В. : Правильно, ребята. Эти птицы улетают в теплые края уже в конце августа, т. к. многие насекомые исчезают.
- А дикие утки и гуси, где обитают?
Дети: На реках и озерах.
С. В. : А как этих птиц называют?
Ребенок: Водоплавающие.
С. В. : Правильно. Позднее всех улетают в теплые края дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера.
С. В. : Послушайте следующую загадку.
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла.
Дети: Зима…
С. В. : Маша, какой конвертик снимешь с волшебного дерева?
Маша: Белый.
Игра «На кормушку»
(Дети выбирают птиц, и выполняют движения по тексту)
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.
В гости в первый день недели к нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри, прилетели снегири.
Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье было общее веселье.
(После игры дети проходят на стульчики)
С. В. : Как назвать одним словом птиц, с которыми мы сейчас играли?
Дети: Зимующие.
С. В. : Давайте перечислим зимующих птиц.
(Дети перечисляют зимующих птиц).
- А почему говорят, что зима трудное время для птиц? (ответы детей)
- Как можно проявить о них заботу зимой? (ответы детей)
- Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой? (ответы детей)
- Действительно, зима – трудное время для птиц, но птички очень хитрые.
Например: Свиристели с наступлением холодов прилетают из лесов стайками, чтобы полакомиться вкусными ягодами. Они наедаются вдоволь, а оставшиеся ягоды скидывают с деревьев на снег. Ягоду заносит снегом, и она сохраняется свежей и очень вкусной, а на деревьях ягода портится и становится не вкусной.
Клесты зимой выводят птенцов. Клестиха мать не покидает гнезда, пока не оперятся птенцы. О семействе заботится папа клест. К весне птенцы подрастают и могут сами добывать себе пищу, так как весной шишки становятся мягкими, и они с легкостью достают ядро чтобы прокормиться.
С. В. : Давайте немножко разомнемся.
Физминутка «Синица»
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок.
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Клювом почесала грудку.
И с дорожки на плетень,
Тири – тири,
Тень, тень, тень.
С. В. : Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна.
С. В. : какой конвертик снимем с дерева?
Дети: Зеленый.
С. В. : Давайте поиграем в игру «Прилетели птицы!» Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте и, если услышите слово, называющее не птицу, то нужно захлопать в ладоши.
Игра «Прилетели птицы»
Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и стрижи…
(дети хлопают, мухи) А мухи – это кто? (насекомые)
Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны и даже макароны!
(дети хлопают, макароны)
Прилетели птицы : голуби, синицы, чайки, пеликаны, майки и орланы.
(дети хлопают, майки)
Прилетели птицы : голуби, синицы, цапли, соловьи, окуни и воробьи.
(дети хлопают, окуни - рыба)
Прилетели птицы : голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы.
(дети хлопают, корова - зверь)
Прилетели птицы : голуби, синицы, чибисы, стрижи и конечно комары.
(дети хлопают, комары - насекомые)
Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, кукушки, лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
С. В. : осталась последняя загадка.
Зеленеют луга, в небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето: всех зовёт купаться.
Дети: Лето.
С. В. : Правильно, ребята. Какой конвертик остался на нашем волшебном дереве?
Дети: Красный.
Игра «Звуки птиц».
(Дети ложатся на ковре головой в круг изображая солнце и закрывают глаза. Воспитатель включает запись звуков птиц, дети отгадывают птицу и говорят какой звук она издает, например: голубь – воркует, сорока – стрекочет и т. д.)
После игры дети садятся на стульчики.
С. В. : А сейчас я проверю, что же вы запомнили из нашего занятия.
Вопросы о птицах для закрепления.
С. В. : Ребята, вам понравилось наше занятие? Что тебе Кира больше всего понравилось? Что нового вы узнали?
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря
Всегда, в любое время года
Берегите птиц, друзья.
Ребята, я знаю, что вы очень любите раскрашивать картинки. Я приготовила для вас раскраски. Птицы в разное время года.