Ольга Коробова
Конспект НОД по формированию целостной картины мира и физическому развитию детей средней группы «Где-то на белом свете»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
НОД по формированию целостной картины мира и физического развития детей средней группы. «Где-то на белом свете. ,»
Тема недели: «Животные Севера».
Выполнила:
МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления №32 Коробова О. В.
Нижний Новгород 2014 год
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира и физическому развитию детей средней группы „Где-то на белом свете“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Социализация», «Безопасность».
Вмды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Задачи:
Образовательные:
Формировать первоначальные представления: об особенностях природных условий Северного края (явлениях природы, об образе жизни людей на Севере, их жилищах, одежде, традициях, о зависимости образа жизни людей от климатических условий Севера, о животном мире Севера и приспособлении животных к обитанию в условиях Севера. Закреплять знания детей : о временах года нашего края (интересных явлениях природы, об одежде людей зимой, о строении домов, о животных, о зимних играх и забавах.
Развивающие :
Развивать память, внимание, воображение, мышление. Развивать интерес к познанию природы Севера, к жизни и традициям Северного народа, животного мира. Закреплять имитационные движения животных: Северных оленей и собак. Совершенствовать имеющиеся у детей навыки ОВД путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях: упражнять в беге, прыжках, равновесии, метании.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к жизни, традициям и культуре Северного народа. Воспитывать бережное отношение к животным и природе Северного края. Учить эмоционально воспринимать национальную культуру: традиции, игры, песни. Формировать доброжелательные отношения между детьми в совместных играх.
Материалы и оборудование:
Снежные постройки: Северный медведь, тюлени, кит, морж, Северная рыба, корабль, скульптура Северного мальчика.
Игрушки: белый медвежонок, санки, шарики для метания. Демонстрационный материал: картина «Северное сияние». Сооружения: чум.
Музыкальное сопровождение:
Предварительная работа: беседа о животных Севера на занятиях по формированию целостной картины мира; рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток о Севере; чтение национальной северной сказки «Человек и собака».
Ход занятия:
Во время прогулки педагог обращается к детям:
Восп: Ребята, какое сейчас время года?
Предполагаемые ответы детей : зима.
Восп: А какое время года наступит после зимы?
Предполагаемые ответы детей : весна.
Восп: Куда уходит жить Зима?
Не догадаюсь я сама.
Где у Зимы квартира?
Где злая прячется Метель?
И есть ли у нее постель?
Там в мягкую перинку Насыпаны снежинки?
А вместо пола — синий лед.
Наверно, там Зима живет?
Ребята, как вы думаете, где живет зима?
Предполагаемые ответы детей : на Севере.
Восп: Я предлагаю вам отправиться в путешествие на далекий Север. Мы побываем в гостях у Северного народа, познакомимся с его традициями, играми и узнаем, где и как они живут, увидим северных животных.
Я вам загадаю загадку и если вы правильно ее отгадаете, то узнаете, кто нас повезет.
Хоть верь, хоть не верь Пробежал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста Два развесистых куста.
Предполагаемые ответы детей : олень.
Восп: Правильно ребята, это Северный олень - он служит незаменимым транспортом для людей Севера.
Дети делятся на пассажиров и оленей, выстраиваются в «упряжки». Отправляются в путешествие под музыку. Дети приезжают на Север.
Их встречает жительница Севера, в (ее зовут Парка). Парка: Здравствуйте, ребятки!Я очень рада видеть вас на Севере. Давайте с вами познакомимся, как вас зовут?
Дети называют свои имена.
Парка: А меня зовут Парка. Ребята, мы с вами живем в чудесной стране. Вы знаете, как называется, наша страна?
Предполагаемые ответы детей : Россия.
В ней живет много разных народов. На Севере живут и ненцы, и ханты, и эскимосы. Вот я эскимоска. Ребята, а вы какой национальности? Предполагаемые ответы детей : русские.
Парка: Россия такая огромная: когда на Юге тепло и светит солнце, то у нас на Севере лежит снег. Север - это ледяная пустыня, холодно здесь круглый год. На Севере бывает долгая полярная ночь. Когда и днем и ночью темно, можно наблюдать совершенно необыкновенное явление, которое переливается разными цветами, называется оно Северное сияние.
Дети рассматривают иллюстрацию «Северное сияние».
Загорелись небеса!Ой, горит — пылает пламя Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,Золотой костер небесный! Никого за тучей нет. Это с неба льется свет!
Нарка: А какие времена года бывают у вас?
Предполагаемые ответы детей : зима, весна, лето, осень,
Нарка: А какие интересные явления позволяет наблюдать природа вашего края?
Предполагаемые ответы детей : листопад, снегопад, дождь, радуга, метель, пурга.
Нарка: Ребята, вы любите свой родной край?
Предполагаемые ответы детей : да.
Нарка: Я тоже люблю свой родной Север. Суров мой Север лишь на первый взгляд!
Пусть ветры завывают за стеною. Здесь каждый будет вас увидеть рад.
И обогреть душевной теплотою!
Ребята, мы жители Севера живем вот в таких домах.
В доме том одна стена.
Очень круглая она.
Ребята, вы знаете, как называется такой дом?
Он называется чум.
Не страшны чуму ветры, метели, морозы. Не из камня, не из бревен, из оленьих шкур построен чум. На шесты, которые сделаны из тонких стволов деревьев, люди натягивают шкуры, стелют их на пол, а внутри чума - очаг, где готовят пищу. Вот и готов дом! Он легкий: быстро разбирается и собирается, потому что жители крайнего Севера недолго живут на одном месте, часто переезжают с места на место. Каждый предмет и каждое место внутри чума имеют свое назначение. Чум - это дом со своим укладом и традициями. Ребята, а в каких домах вы живете?
Предполагаемые ответы детей : в кирпичных, в деревянных, в домах есть квартиры, в квартирах есть окна, двери, есть электричество, телевизор, телефон.
Парка: Что нам стоит, чум построить В лесотундре из жердей,
Приподнять его за ушки,И накрыть оленьей шкурой,Постелить ее на пол. ,Чум готов!
Пора и печку По-хозяйски растопить И на наше новоселье Всех соседей пригласить.
А пока топится печка и готовится чай, я хочу познакомить вас с нашей народной Северной игрой, которая называется «Чум».
Национальная Северная игра «Чум»*
(игра повторяется 2 раза)
Нарка: Согрелись?
Ребята, вы готовы отправиться со мной на экскурсию по Северу? Одежда у вас теплая?
Предполагаемые ответы детей : да.
Нарка: И наша одежда очень теплая. Она сшита из меха. Посмотрите: у меня на голове эскимоска. А как называется ваш головной убор? Предполагаемые ответы детей : шапка.
На ногах у меня унты. А как называется ваша обувь?
Предполагаемые ответы детей : сапоги, валенки.
На руках у меня рукавицы. На мне одета теплая шубка. А во что одеты вы?
Предполагаемые ответы детей : теплые куртки, пуховики, варежки, перчатки.
Нарка: И пурга мне не преграда И холод не помеха -
На. мне штаны и шапка, и сапоги из меха!
Пусть свирепствуют метели,
А мы шубки все надели,
Все обулись потеплей,
На морозе веселей!
Наше путешествие начинается. Попасть на другой берег моря, где живут животные Севера, нам поможет кит. Он является животным Севера и живет он в море. Садитесь, ребята, все на кита, поплыли по морю.
Дети плывут на ките под МУЗЫКУ.
Нарка: Вот мы и подплыли к берегу! Нас встречает огромная Северная рыба, она поможет нам перейти на берег.
Дети переходят на берег по рыбе - упражнение на равновесие.
Нарка: Посмотрите, нас встречает белая медведица с медвежатами. Густая шерсть защищает белых медведей от холода. Основная добыча этих животных - тюлени, рыбы. Медведи прекрасно плавают. Толстый слой подкожного жира не дает им замерзнуть в ледяной воде. Медведь хорошо приспособлен к суровым условиям жизни Севера. А в вашем крае живут белые медведи?
Предполагаемые ответы детей : нет, только бурые.
Нарка: А что они делают зимой?
Предполагаемые ответы детей : спят в берлоге.
Нарка: Северные жители очень любят петь колыбельные песни своим детям и звери тоже поют своим детенышам. Послушаем, как медведица укладывает своих деток спать. И я предлагаю вам помочь медведице побаюкать медвежат, положить их в колыбельки.
Звучит музыка№4.
Дети по очереди качают медвежат.
Нарка: Малыши заснули и чтобы их не разбудить пойдемте тихо на носочках. Вот мы с вами и подошли к самому берегу моря, послушайте, как оно шумит.
Звучит музыка.
Нарка: На берег вышли морские жители. Вы знаете их?
Предполагаемые ответы детей : да, это морские котики, тюлени, моржи
Нарка: Ребята, это тюлени и морж - они морские животные, питаются они рыбой. Они не мерзнут в воде, у них толстый слой подкожного жира. Они приспособлены к жизни на Севере. Эти животные прекрасно плавают и ныряют, а вот по суши передвигаются неуклюже. Поэтому на льдины или на берег тюлени и моржи выбираются редко. Они очень любят играть. Хотите поиграть с ними?
Игры:1. «Попади в кольцо» - метание предмета в горизонтальную цель правой рукой.
2.«Пролезь в ворота» - ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.
3.«Пролезь в обруч» - пролезание в обруч в группировке.
Парка: Ребята, а на чем вы любите кататься зимой? Как любите играть? Предполагаемые ответы детей : на лыжах, на санках, на коньках, с горки. Парка: А наши ребята тоже очень любят кататься на санках. Знаете, кто их катает? Я вам подскажу:
Лежит у порога меховое кольцо.
Чужого в дом не пустит.
Предполагаемые ответы детей : собака.
Парка: Ребята, а вы знакомы с национальной Северной сказкой «Человек и собака»? Почему собака стала дружить с человеком?
Предполагаемые ответы детей : потому что человек сильный и смелый.
Парка: Я предлагаю вам поиграть, покататься на санках, а повезут вас собаки.
Эстафета «Кто быстрей» :
(музыкальное сопровождение №6)
Дети делятся на 3 команды по 4 человека: двое - пассажиры, двое - собаки. Добежав до черты, дети меняются местами.
Парка: Вот как весело играли! Даже не заметили, что за вами приплыл корабль. Когда на Севере приплывают и уплывают корабли, то их всегда встречает и провожает Северный мальчик - Веко. Это тоже традиция Северного народа.
Дети подходят к скульптуре Северного мальчика.
Парка: Ребята, расскажите мальчику Веко, что вы узнали о Севере.
Вопросы к детям:
Нарка: Какое необычное явление природы бывает в полярную ночь на Севере?
Предполагаемые ответы детей : Северное сияние.
Нарка: Как называется дом, где живут Северные люди?
Предполагаемые ответы детей : чум.
Нарка: На чем передвигаются люди Севера?
Предполагаемые ответы детей : олени, собаки.
Нарка: Что любят делать люди Севера во время чаепития?
Предполагаемые ответы детей : слушать Северные мелодии.
Нарка: С кем любят кататься дети на санях?
Предполагаемые ответы детей : с собаками.
Нарка: Ребята, вам понравилось наше путешествие по Северу? Вы узнали много о Северном крае, о жизни людей, их традициях, играх, познакомились с Северными животными. И я тоже много узнала о вас и жизни вашего народа. Но пришла пора нам с вами прощаться.
Северный наш край так прекрасен И в погожий день и в ненастье.
Разве можно о нем Рассказать в одном сюжете?
Жаль, что не хватило времени В нашем путешествии.
Нарка: До свидания, ребята!
Дети садятся в корабль, прощаются с Наркой.
Под музыку дети отправляются в детский сад.