Елизавета Сердитых
Конспект НОД по ФКЦМ (ознакомление с социальным окружением) «В казачьей избе» в старшей группе «Глиняная посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ФКЦМ (ознакомление с социальным окружением
Целевой ориентир: прививать любовь к малой Родине.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие»
Технологии, методы, приё мы: личностно-ориентированные технологии: коммуникативное общение; технология обеспечения эмоционального благополучия ребёнка.
Задачи:
• Познакомить детей с бытом Кубанских казаков;
Публикация «Конспект НОД по ФКЦМ (ознакомление с социальным окружением) „В казачьей избе“ в старшей группе „Глиняная посуда“» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
• Познакомить детей с процессом изготовления глиняной посуды;
• Развивать познавательный интерес к истории своего народа;
• Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю; бережное отношение к музейным экспонатам.
Оборудование:
• мультимедиа-проектор, ноутбук, экран;
• макет кубанское подворье;
• презентация «Глиняная посуда»;
• глиняная посуда.
Ход НОД:
(Занятие проводиться в кубанском уголке или мини-музее)
Казачка : - Здравствуйте, гости дорогие! Проходите-проходите. Я рада снова вас увидеть и встретить хлебом-солью.
- Издавна так повелось, что главный запах Кубани - душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом - солью. Хлеб - соль - символы гостеприимства и радушия.
- Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла. (Казачка приглашает детей сесть на лавки возле печки)
- В каждом доме в малой хате находились печь. Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится "Печь - царица в доме". Она являлась домашним очагом и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла; длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать, по середине стоял деревянный стол. Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака. "Стол- то же, что в алтаре престол" (алтарь - восточная возвышенная часть христианского храма; престол - высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря, а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба - как пищи, как символа благополучия.
- Но чтобы приготовить еду, угостить гостей или испечь хлеб, необходимо иметь набор посуды.
- В каждом доме была "горка" - посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду. Первая посуда была из глины и дерева. Она была праздничная и будничная. Праздничная посуда могла быть из стекла или глиняная посуда украшенная керамикой. А как же её изготавливали? Я вам расскажу и покажу.
Физминутка. «Привезли мы глину с дальнего бугра».
Привезли мы глину с дальнего бугра.
(едут на «лошадке», руки вперед, сжаты в кулачки, энергично сгибаем в локтях)
Ну - ка за работу чудо мастера!
(руки на пояс, наклоны влево – вправо)
Вылеплю горшочек, хорошенько сглажу,
(показываем пальцами рук, ладошками «сглаживаем»)
Высушу, узором я его украшу.
(дуем, воображаемая кисточка, рисуем)
Кринки и кувшины, плошки и чашки
(показываем ладошкой правой вправо, затем левой влево, с наклоном туловища)
В жаркой печке обретут яркие рубашки.
(показать руками «рубашки», руки на пояс)
- Как назвали людей изготавливающих глиняную посуду? (Людей, которые делали глиняную посуду, называли – гончары.) В какое время года занимались её изготовлением и почему?
-Чаще всего занимались изготовлением глиняной посуды поздней осенью или зимой. Закончены работы в поле, собран урожай в огороде. Нужно было подготовить глину, ее брали недалеко от большой дороги у деревни. Привозили домой на лошади.
- Расстилали, сотканный собственными руками половик – холст ткани изо льна. На нем нужно было месить глину, топтали ее прямо ногами. Когда глина готова. Брали специальную скамью с колышком, ставили на колышек гончарный круг, раскручивали его и из куска глины вытягивали плошку, кринку…
- Когда кринка готова кладут ее на полку, чтобы высохла. Затем на печь, на печи сушат дольше. Смазывают внутри тряпочкой мазью (автолом или дегтем)
- Окатывают внутри свинцовым порошком. Расплавится свинец на печке, станет, как вода, забулькает, но нужно еще ждать, чтобы перегорел, получится порошок. Этим порошком внутри и окатывают тонким слоем. Затем предстояла самая сложная процедура – лудить горшки, обжигать.
Для этого были специальные печки – Лудильницы. Их делали на окраине деревни или в конце огорода. Эти печки были тоже из глины.
- Прикрывали черенками от старой посуды, чтобы выходила влага, когда посуда накалиться. Затопляли печь самыми лучшими дровами, самыми жаркими дровами, Ими печь накаливали так, что посуда становилась с бела. Печь 3-4 часа топили хорошими дровами. Утром доставали посуду из печи, черенки, которые прикрывали печь, рядом складывали и доставали остывшую посуду, печь прикрывали листом железа, чтобы не намокла. Иногда украшали посуду, посередине кринки, плошки – окалой. Это раскаленная медь, ее капали по кругу. Затем готовые горшки везли в на рынок, или в соседние деревни и продавали.
- Гончары изготавливали посуду различных форм и размеров. У каждой было своё предназначение, и форма изделия специально подбиралась.
- Кубышка – широкий сосуд с круглым туловом и узкой горловиной служил для хранения масла. В братине – подавали еду к столу. В опарнице ставили подходить тесто. В корчаге кипятили воду, ставили бродить квас. В крынке (глэчике) – хранили молоко, сливочное масло, сметану. Макитра – большой широкий горшок, предназначался для солений, варенья, для теста. В кувшине подавали напитки к столу. В миске (тарелке) – подавали еду и ели из неё.
- Сегодня я вам предлагаю создать посуду самим. Рассаживайтесь за столы, берите в руки пластилин, разомните его, а пока разминаете, подумайте, какую бы вы посуду хотели вылепить. Подумали? Приступайте к изготовлению казачьей посуды, а затем разместите ее на выставке. (Дети лепят посуду под казачью музыку)