Елизавета Сердитых
Конспект НОД по ФКЦМ — ознакомление с социальным окружением «В казачьей избе» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Целевой ориентир: прививать любовь к малой Родине.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие»
Технологии, методы, приё мы: личностно-ориентированные технологии: коммуникативное общение; технология обеспечения эмоционального благополучия ребёнка.
Задачи:
• Ознакомление детей с бытом Кубанских казаков.
• Дать представление о промыслах и ремеслах жителей Кубани.
Публикация «Конспект НОД по ФКЦМ — ознакомление с социальным окружением „В казачьей избе“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
• Развитие познавательного интереса к истории своего народа.
• Воспитание чувство гордости за свой край.
Оборудование:
• глиняные горшки, разрезные картонные кувшины;
• мультимедиа-проектор, ноутбук, экран;
Ход занятия
(Звучит музыка, под музыку входят дети, их встречает воспитатель в образе кубанской казачки.)
Казачка : Здравствуйте, гости дорогие! Проходите-проходите. Посмотрите внимательно вокруг : вы уже догадались, куда попали? (В кубанскую избу.)
- Вы узнали меня, ребята? Кто я? (Казачка.)
- Молодцы, ребята! Вы хотите, наверное, узнать и посмотреть, как раньше жили наши бабушки и дедушки?
- Проходите в нашу хату, гости дорогие. Коль ко мне пришли, будьте как дома и садитесь на лавку.
Казачка :
- Дети, вы рассматриваете в альбомах портреты ваших мам и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом.
Дети:
- Родственники.
Казачка :
- Правильно, дети, родственники – это близкие предки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них.
- Раньше на Кубани казаки строили жилища из соломы и глины. (Показ слайдов). А называли свои жилища – хаты. Посреди хаты стояла русская печь, которая отапливала её и на которой казачки готовили еду. Рано утром казачка-мать вставала, пока ещё все в доме спали, приносила воды из колодца, растапливала печь, пекла хлеб и варила в чугунке вкусную кашу. (Показывает детям чугунок.)Вот он какой тяжёлый.
А чтобы горячий чугунок не обжёг её руки, она пользовалась ухватом.
Дети рассматривают ухват.
- Ели в семье прямо из чугунка, у каждого была своя деревянная ложка. Первым начинал есть отец, потом мать, а затем старший ребёнок, средний и так до самого младшего, все по ложке. А за младшим снова отец и так по кругу. Перед едой читали молитву – благодарили Бога. В каждой казачьей хате висела в углу икона. А угол этот называли – красным. Ещё в хате стояла кровать, стол, лавочки, на которых сидели и сундук.
Казачка :
- Дети, как вы думаете, что хранили в сундуке?
Дети:
- Наверное, в сундуке хранили одежду.
Казачка :
- Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартучки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Казачки сами вышивали и вязали крючком. Очень любили они украшать свою одежду вышивкой и кружевами.
- Дети, посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в доме украшены вышивкой?
- Правильно, полотенце, занавесочки на окнах, простынка малыша, подушечка.
- А, какие предметы украшены кружевами?
- Молодцы, скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.
Казачка :
- Казаки держали домашнее хозяйство: лошадей, коров и птицу. Молоко хранили в глиняной посуде, которая называлась глэчик. Молоко в нём долго не прокисало. Тесто замешивали в макитре – большом глиняном горшке. Изготавливал глиняную посуду гончар – мастер по изготовлению глиняной посуды. Посуду он делал разной формы и размера.
- Ой, посмотрите, ребята, что я нашла: это же разбитые кувшины. Помогите мне склеить разбившиеся кувшинчики. Вот вам осколки от кувшинов. Соберите их.
Практическая работа детей.
Казачка :
- Молодцы, все справились! За то, что вы помогли мне, ребята, я отблагодарю вас. А вот чем, я хочу, чтобы вы отгадали:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб.)
Казачка : Издавна на Руси хлеб считался самым ценным подарком! Люди говорили: «Хлеб – всему голова!», «Худ обед, когда хлеба нет!», «Хлеб да вода – молодецкая еда!» В Кубанских станицах работают искусные пекари, которые выпекают самый вкусный хлеб в мире. Его я хочу вам подарить! (Казачка выносит каравай.)
- Спасибо вам за помощь, ребята! Жду вас ещё к себе в гости, а пока вам пора обратно, в детский сад, где вы на обед отведаете мой подарок!