Дарья Ерошенко
Конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране Финансов»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Аннотация ….…3
2. Введение …. 4
3. Основная часть…. 7
4. Заключение …. …11
5. Список литературы. …12
1. Аннотация
В данном конспекте описано формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений;
обобщение знаний о потребностях человека.
Постановка проблемы
Публикация «Конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста „Путешествие по стране Финансов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Основные идеи конспекта :
1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни.
2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.
5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.
Проведение НОД по теме финансовой грамотности обеспечивает развитие
личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности: социально – коммуникативной; познавательной; речевом развитии; художественно – эстетическом развитии; физическом развитии.
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет, воспитатели группы, родители.
2. Введение
В современном быстро развивающемся мире недостаточно просто уметь зарабатывать деньги. Дети с раннего возраста сталкиваются с миром денег. Они как губки впитывают впечатления, знания, стили поведения окружающих их взрослых. Актуальность темы заключается в том, что малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли – продажи, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.
Финансовая грамотность – это важнейшее условие финансового
благополучия граждан. Это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышения качества жизни.
Это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
На занятии постаралась дать простые экономические знания;
Воспитать бережное и экономное отношение детей к деньгам;
Научить, как обращаться с деньгами: тратить и так далее;
Развить познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;
Обучить дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов;
Определять разницу между «хочу» и «надо».
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основы экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице, участке детского сада, а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей, у них формируются представления о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран, о денежных отношениях (торговля, купля – продажа, кредит и т. п.). Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги, формируются базисные качества экономической деятельности: трудолюбие, бережливость, рациональность, экономность, деловитость, самостоятельность, ответственность.
К 5 – 7 годам у детей формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий, также возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения – это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.
Предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.
Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми 5 – 7 лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок этого возраста начинает осознавать суть понятий «выгодно – не выгодно», «выигрыш – проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики, как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.
В соответствии с ФГОС ДО главной цели и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Надо отметить, что, если у ребенка не сформировать правильное представление о денежных средствах, то у него появится собственное, не очень хорошее мнение о них. Детям необходимо донести, что деньги зарабатываются исключительно собственным трудом. Именно этим и обусловлена актуальность элементарного экономического (финансового) образования дошкольников. Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем. В современном образовании это предмет специальных исследований в дошкольной педагогик.
В детском саду созданы материально – технические условия для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет. Одним из эффективных средств приобщения дошкольников к основам финансовой грамотности, является создание экономической зоны.
Применение игровой деятельности самый эффективный способ для освоения и закрепления детьми дошкольного возраста сложных экономических понятий.
Настольно – печатные игры это своеобразная «школа жизни» в миниатюре. Здесь ребенок управляет финансами, инвестирует, строит стратегии и банкротится – без урона для кошелька.
В сюжетно – ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: купля и продажа товаров, производство и реализация готовой продукции, финансовые сделки, банковские операции. Умело организованная экономическая игра содействует формированию познавательной активности, развитию деловых качеств дошкольников. Потому что, интересная игра даже ленивого сделает трудолюбивым, неумелого – умельцем. Коллективная познавательная деятельность способствует раскрытию творческого потенциала детей и самореализации их как личности.
Ключевые слова:
Финансовая грамотность, деньги, потребности человека, логическое мышление и тд.
Задачи:
Образовательные:
– повторить понятие «потребности человека»;
– закрепить названия основных потребностей и что к ним относится;
– уточнить от чего зависят потребности человека;
– подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.
Развивающие:
– способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;
– способствовать формированию коммуникативных компетентностей.
Воспитательные:
– способствовать воспитанию нравственных качеств;
– воспитание социально – личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Форма проведения:
непосредственно образовательная деятельность.
Предварительная работа:
беседы, рассматривание коллекций монет и банкнот, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, сказок.
Оборудование: мультимедийное оборудование, дерево с листьями, денежные монеты и купюры разного достоинства, листы бумаги А4 на каждого ребенка, шаблоны платья и машинки (простые карандаши, ножницы, картинки с потребностями человека.
3. Основная часть
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: У каждого есть свои мечты! Новая игра, книга, велосипед, компьютер, новое модное платье, сумочка или украшение. А может быть, хотел бы завести домашнего питомца? Или ты мечтаешь о путешествии в какой – ни будь город или страну?
Воспитатель: И я вам сегодня предлагаю отправиться в необычное путешествие в Страну Финансов. Закрывайте глаза и повторяйте за мной: "Вокруг себя повернись и в стране финансов очутись". Звучит весёлая музыка.
Основная часть
Воспитатель: Вот мы и в стране Финансов, в которой нас ожидают различные испытания, выполнив которые, мы узнаем великую тайну финансов и все, что с ними связано.
Воспитатель: Вот и первое испытание, волшебное дерево, а на листочках загадки.
Мама говорит, они поют романсы, но ведь они не певцы, а (финансы)
Всё, что в жизни продаётся, Одинаково зовё тся:
И крупа, и самовар, Называются … (товар)
Мебель, хлеб и огурцы, продают нам (продавцы)
Всегда на товаре висит она, необходимая (цена)
Кто товары покупает, деньги продавцу вручает? (покупатель).
Бывают они медные, блестящие, железные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные! (монеты)
Это – средство обращения. Это – средство накопления. Средство стоимости также, также средство платежа. (деньги)
Воспитатель: Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги? Ответы детей. Вы правы. Деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно!
Игра «Что можно купить за деньги?»
Воспитатель: Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет – то потопайте. ( Воспитатель показывает картинки на экране: Звёзды, одежда, телевизор, дружба, молодость, любовь, игрушки, зима, солнце, велосипед, продукты и т. д.).
Воспитатель: Что, из себя представляют современные деньги? (монеты, банкноты, (дети подходят к столу, на котором лежат разные монеты и купюры)
Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они? Ответы детей)
Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
Воспитатель: Какие монеты вы знаете? (показ на экране дети называют монеты разного достоинства). Давайте рассмотрим бумажные деньги – банкноты. Какие они?
Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.
(можно продемонстрировать шуршание банкнотой).
Воспитатель: Какие банкноты вы знаете?
(Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям на экране).
Физкультминутка «Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).
Воспитатель: Деньги нужны для удовлетворения потребностей.
– Что такое потребности? Ответы детей.
Значение слова потребность, происходит от слова, требуется.
Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.
Воспитатель: Вот, и следующие испытание. (Дети подходят к столу)
Игра дидактическая «Потребности»
Перед вами картинки, вы должны среди них определить и выбрать жизненно
важные потребности человека (вода, игрушки, одежда, еда, цветы, жилье и тд.). Дети должны распределить картинки в две группы: можно – нельзя. Выполняя задания дети, объясняют свой выбор.
Воспитатель: А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).
Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда. Может ли человек за свой труд получать больше денег или не может? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а когда мы зарабатываем деньги, это как называется? А когда тратим?
Доход – это деньги полученные в результате работы.
Расход – это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Бюджет – это подсчет доходов и расходов.
Воспитатель: Внимание на экран. (На экране изображена автомастерская и ателье)
А что получает взрослый за свой труд? (Ответы детей).
Да, он получает зарплату – деньги.
Воспитатель: вот и мы с вами сейчас будем работать, кто хочет работать в ателье – проходят за эти столы, кто в автомастерской – садятся за эти столы. (Садятся за столы) .
Игра "Выполни работу качественно"
Воспитатель: Ребята, которые работают в ателье, у вас у каждого имеется ткань (лист бумаги) и выкройка платья. Вам нужно выкроить как можно больше платьев.
Ребята, которые работают в мастерской по изготовлению автомобилей,
Вам нужно изготовить как можно больше автомобилей. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: – Давайте посчитаем, сколько платьев у вас получилось. (Дети считают)
– Кто экономнее раскроил ткань? Кто больше заработает денег? (Ответы детей)
– А теперь давайте посмотрим, сколько машин изготовили в автомастерской? (Дети считают)
Воспитатель: Молодцы. Вы очень старались и справились со всеми испытаниями.
Ребята, где мы с вами сегодня были, о чем говорили, что узнали. (Ответы детей).
(Воспитатель подводит итог занятия, обобщая и закрепляя всю информацию)
Полчаса мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!
Домашнее задание: Рассмотреть вместе с родителями деньги: монеты, купюры, пластиковые карты. Узнать у родителей как они зарабатывают деньги.
4. Заключение
Тема основной образовательной деятельности соответствует уровню развития и возрастным особенностям детей.
Длительность занятия соответствует нормам САНПИН.
В ходе мероприятия реализована интеграция областей в соответствии с возможностями воспитанников: (познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое).
В ходе занятия главной составляющей было взаимодействие с детьми.
Занятие строилось как увлекательная игровая деятельность, во время которой дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон, повысила активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно – эстетическое, двигательная. Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной деятельности. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно, могли самостоятельно развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, договариваться, помогать друг другу.
В процессе занятия старалась использовать разнообразные методы и приемы привлечения внимания детей (художественное слово, организационный момент, сюрпризный момент, физкультминутку, которые были направлены на формирование основ финансовой грамотности у детей, практических навыков и умений.
На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением. Данная структура занятия вполне оправдана.
Так как дети еще испытывают затруднения в экономических представлениях, в дальнейшем планирую особое внимание уделить этой теме.
Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.
5. Список литературы
1. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
2. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / Е. Н. Табих. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 45 с.
3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
4. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
5. Старченко Т. С., Кошелькова И. В., Доронина С. И. Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников через игровую деятельность // Актуальные исследования. 2021. №51 (78). С. 113-116.
6. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
7. Ханова Т. Г., Прокофьева Н. М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2018. № 1 (21). С. 25–31.
Интернет ресурсы
https://www.minfin.ru/ru/document
https://dohcolonoc.ru/
https://e.stvospitatel.ru/
maam.ru
doshkolnik.ru
https://apni.ru/article/3449-formirovanie-finansovoj-gramotnosti-u-starsh