Анастасия Тархина
Конспект НОД по ФЦКМ «Знакомство с предметами быта: прялкой и веретеном» для детей старшей и подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира
«Знакомство с предметами быта: прялка и веретено» в ст., подг. группе
Воспитатель: Тархина А. В.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: познакомить детей с предметами крестьянского быта: прялкой и веретеном.
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ „Знакомство с предметами быта: прялкой и веретеном“ для детей старшей и подготовительной группы» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
Речевое развитие: активизировать в речи слова: прялка, веретено, ухват, рушник, самовар, лапти, люлька, печь, изба, красный угол, вызвать желание самостоятельно исполнять знакомые инсценировки, обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками, потешками.
Соц-коммуникативное развитие: привить интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.
Физическое развитие: развивать двигательную активность.
Материал: аудиозапись с русской народной музыкой; «уголок русской избы» с предметами быта, деревенской утварью; русские народные костюмы; корзинка-копилка; ленточка; пироги.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями, традициями на других занятиях в «уголке русской избы»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр.
Ход НОД1. Орг. момент
(В уголке русской избы) Хозяйка сидит у прялки и прядет пряжу, качая колыбель и напевая песню.
Хозяюшка: Я пряду, пряду кудель,
Я качаю колыбель.
Прялка, прялка, не гуди,
Мою дочу не буди.
Ты тынись, тянись мой лен,
Ты найди на дочку сон.
Баю, баю, баю, бай.
Сонных глаз не размыкай!
(в группу под рус. народн. музыку входят дети одетые в русские народные костюмы)
Хозяюшка:Здравствуйте! Милости просим! Рады гостям как хорошим вестям!
Дети: Мира, счастья, здоровья вашему дому! Хлеб да соль!
Хозяюшка: Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке.
Рассаживайтесь поудобнее. В тесноте, да не в обиде.
2. Отгадывание загадок
В прошлый раз я много чего рассказывала, много всего показывала.
И хочу всем вам, ребятки, загадать сейчас загадки.
Кто отгадку скажет – пусть её покажет.
Загадки:
1. На стене висит болтается
Всяк за него хватается (Рушник)
2. Кто в избе рогат?
Рогат да не бык, хватает да не сыт
Людям отдает, а сам на отдых идет (Ухват)
3. Стоит толстячок, подбоченивши бочок
Шипит и кипит, всем пить чай велит (Самовар)
4. Обувь не мудреная, но зато народная и душе угодная (Лапти)
5. Без рук, без ног, во все стороны кланяется (Люлюка)
6. Пока молод был, сто голов кормил
Как упал, так и пропал (Горшек)
3. Разучивание колыбельной
Хозяюшка:В люльке доченька проснулась, может кто из вас покачает да колыбельную споет? (выходит ребенок, качает люльку, поет колыбельную «Приди котик ночевать»)
Как называлось наше государство раньше? (Русь) Кто был нашими предками? (Славяне) Что это означает? (Славный народ) Как назывались дома наших предков-славян? (Избы) Молодцы, все верно.
4. Знакомство с предметами быта.
А сегодня я вам расскажу о прялке и веретенце. Раньше, в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждой избе. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, муж дарил на память жене, отец дочери. И потому ее старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность своим детям и внукам. Вот и эта прялочка досталась мне от моей прабабушки. А каким узором она украшена? (Городецким) (Рассматривают) Правильно, много лет прошло, много на ней пряли, а красивый узор еще виден. Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали кудель (волокнистый пучок из хлопка, льна, шерсти). Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено. Веретено – конусообразная палочка, выточенная, украшенная. (Рассматривают) Послушайте загадку:
«Чем дольше я кручусь, тем толще становлюсь» (Веретено)
Есть такая пословица «Не велико веретено, а всех одевает оно». Из напряденных ниток ткали холст, а затем шили одежду. Сегодня на таких прялках прядут шерсть на носочки и варежки.
Дети: А можно нам попробовать?
Хозяюшка:Конечно мои милые, конечно мои хорошие. (дети пробуют, хозяюшка объясняет: пряжу нужно скручивать пальцами и наматывать на веретено) Легка ли эта работа? (нет) Но как говорится: «Без труда… (не выловишь и рыбку из пруда)». А еще в народе говорят «Терпение и труд… (все перетрут). Но как говорят «Делу время, (а потехе час)» Ребятушки, а я для вас припасла забавушек на любой вкус. Кому-хоровод, кому-игру, кому –потешечку.
Как у наших у ворот,
Собирался народ,
Собирался народ,
На веселый хоровод!
Да и я пожалуй встану,
От ребяток не отстану.
5. Хороводная игра «Веселый бубен»
Ты катись веселый бубен
Долго, долго по рукам.
У кого веселый бубен
Тот сейчас станцует нам!
6. Хозяюшка:А еще у меня сундучок есть, да не простой. Много ли вы потешек знаете? Сейчас проверим! (достает из сундука предметы, дети рассказывают русские народные потешки.
Чашка.
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери.
Поклевали улетели.
Лошадка.
Ваня, Ваня, простота.
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Заинька.
В огороде заинька,
В огороде серенький.
Он капусту грызет,
Он морковку берет.
Скок, скок, поскок-
Побежал во лесок.
Петушок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка
Шелкова бородушка,
Что так рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь!
Кисонька.
Вышла кисонька на мост,
Четыре лапы пятый хвост,
Бархатная спинка,
В лапках хворостинка.
-Кисонька-мурысонька откуда ты пришла?
-Целый день я кисонька гусят пасла.
Воробей
Андрей – воробей!
Не гоняй голубей!
Гоняй галочек
Из-под палочек!
Не клюй песок,
Не тупи носок!
Пригодится носок
Клевать колосок!
Молодцы ребята, а теперь давайте в русские народные игры играть
«Заря зарница» Выберем водящего считалкой
Начинается считалка
На березу села галка
Две вороны, воробей
Три сороки соловей!
Все дети встают в круг, а один из играющих – Заря ходит сзади со словами: «Заря зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые – За водой пошла».
7. Хозяюшка:Шутки, прибаутки, веселье!
А у меня есть вкусное угощение!
Бублики пресные, очень интересные!
«Не красна изба углами, (а красна пирогами)»
Берите, не стесняйтесь, баранками угощайтесь!
Дети: Благодарствуем, хлеб да соль.
Хозяюшка:: В добрый час. Путь вам чистый.
Дети: Мир вашему дому.