Екатерина Давыдова
Конспект НОД для детей старшей группы «Знакомство с гончарным кругом»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область – Художественно-эстетическое развитие.
Интеграция: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Тема: «Увлекательное путешествие».
Место проведения: групповая комната.
Форма проведения: Путешествие, мастерская.
Программное содержание
Образовательные задачи:
• Познакомить детей с мастерством гончара, с некоторыми особенностями изготовления керамических изделий на гончарном круге.
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы „Знакомство с гончарным кругом“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Гончар. Знакомство с гончарным промыслом
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
• Освоить умения работы на гончарном круге.
• Обогатить и активизировать словарь детей при помощи слов : раскопки, экспедиция, гончар, гончарный круг.
• Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.
• Формировать умения сравнивать объекты, обосновывать свой ответ, делать выводы.
Воспитательные задачи:
• Формировать интерес к истории народных промыслов.
• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
• Воспитывать чувство уважения к труду народных мастеров (труду гончара).
Развивающие задачи:
• Развивать познавательную активность детей.
• Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
• Развивать внимательность, творческие и коммуникативные способности ребёнка.
Предварительная работа:
• Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства (керамика, народная игрушка).
• Беседа о промыслах.
• Беседа о раскопках, экспедициях.
Ожидаемые результаты:
• Расширены знания о профессии гончара у детей дошкольного возраста.
• Повышен интерес к народному промыслу у дошкольников.
• Сформированы элементарные навыки работы на гончарном круге у детей старшего дошкольного возраста.
• Сформированы позитивные установки к различным видам труда и творчества.
• Формирование умений сравнивать объекты, обосновывать свой ответ, делать выводы.
•
Ход:
Воспитатель входит в группу с рюкзаком за спиной
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой интересный кувшин я нашла на раскопках.
Показывает кувшин с небольшими трещинами
Воспитатель: На раскопках еще можно найти много интересного. Но одной с этой работой не справиться. Вот ищу себе помощников. Кто из вас, ребята, хочет принять участие в этой экспедиции?
Дети: Я хочу принять участие.
Воспитатель: Мы с вами готовы, отправиться в экспедицию. Перед нами открывается возможность обнаружить, что-то интересное.
Встали вместе друг за другом
В экспедицию пойдем
Много интересного точно там найдем
Включается детская песня «Вместе весело шагать…». Дети вместе с воспитателем поют песню.
Пришли к месту раскопкам (Большой ящик с песком, в котором закопаны модели глиняных предметов быта)
Воспитатель: Мы подошли к месту раскопок. Достанем все необходимое из рюкзачков.
Воспитатель: Что у вас там лежит?
Дети: Кисточка, лопатки.
Воспитатель: Как вы думаете для чего нам понадобиться кисточка?
Дети: Кисточкой можно очистить предмет от песка.
(Вариант, если дети не ответили на вопрос, воспитатель разъясняет сама.)
Воспитатель: Верно. Копаем аккуратно, чтобы не повредить находку. Найденные предметы положите на стол. Приступаем к работе.
Воспитатель: Обратите внимание на песок: какой он?
Дети: Сухой, теплый, сыпучий (другие варианты ответов детей).
Воспитатель: Кто нашел что-нибудь интересное?
Дети: Я нашел тарелку, чашку, миску.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какой интересный предмет я нашла.
Что это?
Дети встают около воспитателя. Рассматривают предмет.
Дети: Тарелка.
Воспитатель: Мне интересно, что вы нашли.
Дети рассказывают, что они нашли.
Воспитатель: (обращается к ребенку, который промолчал) А это чья находка?
Дети: Моя
Воспитатель: Что ты нашла?
Дети: вариант.
Беседа по найденным моделям глиняных предметов быта.
Воспитатель: Посмотрите, все предметы очень интересные, чем они похожи?
Дети: Цветом, материалом.
Воспитатель: Чем отличаются?
Дети: Формой, размером, узором.
Воспитатель: Из чего сделаны эти предметы?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Как называют человека, который изготавливает глиняную посуду?
Дети: Гончар.
Вариант, если дети не ответили на вопрос:
Воспитатель: Как мы можем узнать, какова профессия этого человека?
Дети: В библиотеке, спросить у папы (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Что бы проверить ответ, нам нужно вернуться из экспедиции. Складываем наше оборудование в рюкзачки.
Воспитатель: Наши находки мы берем с собой. Отправляемся в путь.
Встали вместе друг за другом
С экспедиции идем.
В сад находки отнесем.
На вопрос ответ найдем.
Включается детская песня «Вместе весело шагать…». Дети вместе с воспитателем поют песню.
Воспитатель: Вот мы пришли назад. Рюкзаки сложите на стол.
Ребята, на какой вопрос мы должны найти ответ.
Дети: Как называют человека, который изготавливает глиняную посуду?
Воспитатель: В медиатеке детского сада, есть фильм, в котором мы найдем ответ на наш вопрос.
Воспитатель: Подойдите поближе к экрану. (Включает фильм)
Демонстрация видеофильма.
Воспитатель: Кто же занимается изготовлением глиняной посуды?
Дети: Гончар.
Воспитатель: Что лепил гончар в этом фильме?
Дети: Кувшин.
Воспитатель: На чем лепил гончар кувшин?
Дети: На гончарном круге.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы внимательно смотрели фильм.
Вариант, если дети не ответили на вопрос:
Воспитатель: В своей песне гончар рассказывает, на чем он работает.
Гончар лепил на гончарном круге.
Воспитатель идет к гончарному кругу и ведет рассказ.
В это время воспитатель надевает фартук и нарукавник
Воспитатель: Изготовлением глиняной посуды люди занимались с древности. Долго люди лепили посуду в ручную. Посуда при ручной лепке выходила кривой и некрасивой. Шло время, и люди изобрели гончарный круг, который помог делать им посуду быстро и качественно. Благодаря мастерству и фантазии гончара глина оживает и получается замечательная посуда.
Воспитатель: Гончарный круг начинает вращаться, когда нажимаем на педаль.
(Педагог сопровождает показ объяснением).
Перед началом работы нужно смочить руки водой (педагог сопровождает показ объяснением).
Воспитатель: Как вы думаете для чего?
Дети: Чтобы глина не прилипала к рукам. Чтобы легче было работать с глиной.
Воспитатель начинает лепить посуду.
Воспитатель: Верно. Я держу глину двумя руками и плавно нажимаю на педаль. Слегка придерживаю шар обеими ладонями, когда чувствую, что глина прилипает, еще раз смачиваю ладони водой. Затем указательным пальцем одной руки стараюсь попасть в центр, другой рукой придерживаю изделие. Нажимаю на изделие и расширяю его, удаляя от центра.
У меня получается не очень красиво, но я не расстраиваюсь. Даже гончар долгое время оттачивает свое мастерство.
Дети рассматривают получившееся изделие.
Воспитатель: Вы хотите попробовать себя в роли гончаров?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Я приглашаю вас в нашу гончарную мастерскую.
На столах по количеству детей подготовлены детские гончарные круги, фартуки, салфетки, влажные салфетки, и емкости для смачивания рук.
Воспитатель: Не забудьте надеть фартуки и нарукавники. По возможности помогайте друг другу. Присаживайтесь за гончарные круги. Вижу, все готовы к работе. Приступаем.
Дети располагаются на рабочих местах, начинают работать.
Воспитатель:
Катя, с чего начинаем работу?
Петя, как надо держать глину?
Маша, как держим руку, для того что бы расширилось изделие?
Дети работают, педагог подходит к детям.
Воспитатель: Кто закончил работу, тому я помогу снять изделие с гончарного круга.
По окончанию работы, дети чистят руки влажными салфетками. Выставляют работы на поднос.
Поднос ставится на столик.
Воспитатель: Ребята, наша экспедиция была необычной: мы с вами приняли участие в раскопках, нашли глиняную посуду. Теперь мы знаем, кто делает глиняную посуду.
Посмотрите, какая посуда у нас получилась. Похожа ли она на найденную нами посуду?
Дети: Варианты ответов детей.
Воспитатель: Как же называют человека, который делает из глины посуду?
Дети: Гончар.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть гончарами?
Дети: Понравилась.
Воспитатель: В чем сложность работы на гончарном круге?
Дети: Нужно держать глину, нажимать на педаль (другие варианты ответов детей).
Воспитатель: Чем запомнилась наша встреча?
Дети: Мне понравились раскопки, находить посуду, лепить на гончарном круге, фильм о гончаре (другие варианты ответов детей).
Воспитатель: За что бы вы хотели себя похвалить?
Дети: Варианты ответов детей.
Воспитатель: Спасибо, ребята, вы мне помогли найти столько интересных предметов. Я дарю их вам для музея старинных предметов вашей группы. А ту посуду, которую вы изготовили сегодня, необходимо высушить и позже можно расписать. Я довольна нашими результатами.