Получи документы

Занятие «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака» в рамках проекта «Как у нас на Дону»

инна часнык
Занятие «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака» в рамках проекта «Как у нас на Дону»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по казачеству «Как у нас на Дону»

Вид проекта : Познавательно – исторический.

Срок реализации: 3 недели

Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.

цель – воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную культуру казачества на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей; привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края, уважения и бережного отношения к семейным реликвиям.

Задачи

Публикация «Занятие „Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака“ в рамках проекта „Как у нас на Дону“» размещена в разделах

-Формировать знания по истории и культуре казачества.

-Создать условия для ознакомления детей с культурой и бытом казаков.

-Развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.

-Прививать бережное отношение к традициям Донского казачества.

-Осуществлять взаимодействие ДОУ, окружающего социума и семьи, направленное на развитие нравственно-патриотических и духовных качеств личности ребенка.

Этапы реализации проекта.

Название этапа

Цель

Срок выполнения

Подготовительный Мотивация, целеполагание проекта.

ноябрь

Проектировочный Построение ориентировочной схемы деятельности.

Ноябрь

Практический Реализация проекта.

Ноябрь

Аналитико-коррекционный Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений.

Ноябрь

Заключительный Сопоставление действительных и желаемых результатов работы.

ноябрь

Этап реализации

Развитие речи - история возникновения казачества ИКТ.

- история воспитания казаков,быта.

- казачие стихи, пословицы, сказки

музыка - слушанье казачих песен, колыбельных

рисование - казачий курень

- казачие степи

-казачий помошник лошад.

- казачье досуг рыболовство

Лепка, апликация - казачие ярмарка женский платок

- лошадь

- казачья печь

АКТУАЛЬНОСТЬ.

С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае, республике и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.

Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.

Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по данной проблеме были проведены педсоветы, разработаны консультации, организованы открытые просмотры занятий с краеведческой направленностью. Опираясь на методические рекомендации, выделенные в парциальных программах по патриотическому воспитанию дошкольников, мы занялись организацией предметно-развивающей среды.

Тематическое планирование по связи с другими видами деятельности в процессе реализации проекта «Как у нас на Дону»

Тематические беседы, совместная деятельность «Как воспитывали казака (девочек и мальчиков)», «Сердце матери – лучше солнца греет (отношение казаков к женщине - матери)», «Казачий костюм», «Казачья кухня». «Хозяйкины помощники – предметы быта», «Казаки –люди вольные (заповеди казаков)», «Военные походы», «Казачьи традиции, обряды»

Целевые прогулки,экскурсии Посещение старшей группы (игровые уголки).

Продуктивная деятельность Лепка казачьей утвари, раскрашивание элементов казачьего костюма, казачьего дома, изготовление плоскостных кукол.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки- матери», посиделки.

Художественное слово, рассматривание Чтение казачьих сказок, легенд, пословиц, загадок, пословиц, поговорок; рассматривание иллюстраций о предметах быта, уклада жизни казаков, казачьих костюмов, военных походах, оружии казаков.

Подвижные игры «Обыкновенный жгут», «Салки», «Ловишки» «Обыкновенный жгут», «Салки», «Игра в шапку», «Казаки», «Грыбаки», «Просо»

Музыкально-театрализованная деятельность Слушание и пение казачьих песен, частушек; элементы казачьих танцев, импровизированное исполнение на народных инструментах. Слушание и пение казачьих песен, частушек; элементы казачьих танцев, импровизированное исполнение на народных инструментах, инсценировка казачьих песен; «Казачьи посиделки».

Взаимодействие с родителями

Изготовление макетов казачьего быта;, игрушек для сюжетно- ролевых игр, создание страницы в альбоме «Истоки», создание альбомов по казачеству,

Взаимодействие с социумом Экскурсии в краеведческий музей, казачий культурный центр онлайн. Поездка в старочеркаск онлайн просмотр выступление ансамблей казачьей песни онлайн,

Занятие «Знакомство детей с древними жилищами людей

и предметами быта казака»

Программные задачи:

1. Познакомить детей с древней историей жилища людей. Воспитать желание знакомиться с жизнью кубанских казаков.

2. Учить рассказывать о предметах быта казаков.

3. Учить украшать полотенце узорами, характерными для нашего края.

Предварительная работа :

1. Рассматривание иллюстраций жилищ древних людей на Кубани.

2. Рассматривание иллюстраций «Устройство хаты казака».

3. Заучивание пословиц.

4. Заучивание стихотворения «На хуторе нашем вишневом».

5. Рассматривание одежды казака-казачки.

6. Рассматривание узоров полотенец.

Воспитатель: Очень часто, а событиями

И сутолокою дней, старины

Своей не помним мы,

Забываем о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним старые обычаи,

Вспомним нашу старину.

Дети проходят и садятся

Воспитатель: Это было давным-давно. Много лет назад на Кубани жили древние люди. Сначала они жили в пещерах. Позже они научились строить жилище из костей и шкур животных. (Воспитатель открывает макет). Климат стал холоднее, и люди стали утеплять свое жилье. Они стали строить жилища, напоминающие огромные картины, обмазанные глиной с крышей из соломы и камыша. Шло время, так и жили люди в таких своих жилищах. До тех пор пока царица Екатерина II за верную службу подарила казакам земли. Земли казакам очень понравилось. Земля была покрыта степями, заросшими густой травой. Над степями царили белоголовые орлы. В лесах было много зверей. В плавнях водилось много рыбы. И построили казаки станицы. Строительство велось по плану. В центре станицы площадь, церковь, школа. Хаты-курени казаки строили из местных материалов: хворост, камни, глина, солома. (Рассмотреть макет №3).

Чтобы хаты были еще красивей, казаки воле хат сажали сады, яркие цветы мальвы. Так и жили казаки : сеяли хлеб, растили детей, а самое главное – охраняли южные границы от врагов.

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю отрывок из произведения писателя И. Бойко «Гимн хате».

«Строили тебя на скорую руку, из всего, что ни есть: из самана, шурлука, набивали глиной, рубили из дуба; укрывали бурьяном, камышом, дранью. Под твои углы закладывали монеты, чтобы быть богатым; на пороги прибивали подковы, чтобы быть счастливым, петухами, рыбками, розами; в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз. Строили тебя всей родней, всей улицей, всей станицей и повсюду к тебе каждый вхож, твои двери открытые каждому… А сколько пота пролила ты! Просыпались рано-рано, на зорьке. Будили тебя петухи, коровы, овцы, звон наковален в кузнеце. И было тебе радостно, когда вокруг тебя невестами хороводились вишни, яблони, груши; когда у окон твоих оббивали цепами снопы, веяли зерно; когда в горнице ткали полотна, в сенях плели лапти; когда тебе нашептывали сны пряхи и веретено. И сколько набивалось в тебя детишек, хата, что не повернуться, ни сесть!».

Воспитатель: А теперь посмотрим внутреннее убранство нашей хаты. (Дети встают и обходят комнату. Воспитатель показывает: вот кровать, стол, лавка, печка, одежда казака, и сами хозяева Маруся и Грынько. А вот сундук).

Воспитатель: Как вы думаете, что в нем находится? Что может храниться в этом сундуке? (ответы детей).

Воспитатель: Что нам думать и гадать, давайте мы его откроем. (Дети пробуют открыть, но он не открывается).

Воспитатель: А я, кажется, догадалась – этот сундук не прост, а с секретом. Он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки.

Дети говорят пословицы:

1. Дышева рыбка, та погана юшка.

2. Баба с возу, кобыле легче.

3. Очи шо бралы, йиштэ хоть повылазьтэ.

4. Любы дома шо захочешь, а в людях шо дають.

5. Хлиб, силь да вода – то казачья еда.

6. Дэ лодырь ходэ, там земля не ходэ.

Воспитатель: Молодцы, открылся сундук. Ой, чего здесь только нет!

Воспитатель: Дети, что это? (кувшин). Дети, определите, из чего сделан кувшин? (даю потрогать). Правильно, он сделан из глины. А если немного пофантазировать, то можно ощутить тепло рук гончара, сделавшего этот кувшин. Его принесла Саша.

Рассказ Саши: «У меня в руках кувшин. Его сделал гончар. Глину брали у реки. Сначала глину долго месили босыми ногами, потом мяли руками. Готовую форму кувшина обжигали в жарко натопленной камышом печи. Этот кувшин служил очень долго. В нем хранили молоко, мед, воду».

Воспитатель: Бабушка Саши очень дорожит этим кувшином, она хранит его дома, он очень старый. А еще, дети, этот кувшин на Кубани называли глэчик.

Дети, какие казачьи слова вы еще знаете?

Дети: цыбуля, кабыца, буряк, тын, драбына, кавун, гарный, цуцыня.

Воспитатель: Молодцы! Послушайте стихотворение поэта Варавва «На хуторе нашем вишневом».

На хуторе нашем вишневом

На хуторе нашем вишневом,

У чистой Криничной воды

Девчата справляют обновы,

К заре поднимают цветы.

И те стеновые цветочки,

Как щедрого молва,

Шитьем украшают сорочки,

Подолы, рубах рукава.

Воспитатель достает из сундука рубашку.

Ребенок: я принесла бабушкину рубашку. Казачки очень любили наряжаться на праздники. Она сшита из тонкой ткани, украшена вышивкой. Бабушка надевала рубашку, платок, юбку, бусы и была очень красивой.

Воспитатель: А узор на блузке обозначает плодородие земли (цветы). У казаков было много мастериц. Очень любили они кудесничать. Но днем они были заняты, а вечером в хатах было темно. Не было электричества, а горела вот такая лампа (достаю из сундука, даю детям для рассмотрения).

Ребенок: Лампа сделана из металла. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.

Воспитатель: Что же еще в сундуке? (достаю скалку). Казачки были хозяйками, они догадались, что деревянной скалкой можно не только тесто раскатывать, но и гладить свежевыстиранное белье. Позже появился утюг.

- Посмотрите какой! (ставлю на стол утюг). Из чего он сделан?

Рассказ ребенка: Он сделан из железа. Его сделал кузнец. В утюг клали угли, ими раскаляли его на печи и гладили белье.

Воспитатель: Вот какая история у этих вещей. Мы будем их хранить как память о предметах быта наших предков.

Воспитатель: Дети, а сейчас давайте украсим полотенце узорами. Посмотрите на рисунки вот на этих полотенцах и постарайтесь украсить свое, сделать его ярким и красивым. Каким узором ты украсишь свое полотенце, Саша? … (крестик, цветы, листья).

Дети рисуют, украшают полотенца (звучит фонограмма).

Рассмотрение работ.

Воспитатель: Сегодня наше путешествие в прошлое заканчивается. А завтра вы отправитесь в гости к своим бабушкам, прабабушкам. У них дома вы непременно отыщите какой-нибудь предмет старины, и не важно, что это – вышитое полотенце или глиняный горшок, старинная семейная фотография или книга. Главное – это ваша история, история вашей семьи. Это ваше прошлое, пуская любая мелочь, будет драгоценностью. И одна старая бусинка, один листок из пожелтевшей от времени книги раскроют перед вами свои сокровища. И будем помнить: МНОГИЕ ИЗ НАС ПОТОМКИ ТЕХ САМЫХ СИЛЬНЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ КАЗАКОВ, СОЗДАВШИХ СВОИМ УПОРНЫМ ТРУДОМ СЛАВНУЮ ЗЕМЛЮ.

Занятие «Традиции и быт кубанского казачества»

Цель и задачи: Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

Словарная работа: Макитра, станица, лучина, баня, колыбель, хата, рушник, самовар, колодец, коромысло, чугун, погреб, околица.

Предварительная работа : Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассматривание старых фотографий

Материалы: Аудио запись Кубанского Казачьего хора, старинные фотографии, макет печи, кубанского подворья, куклы в национальной одежде – казака и казачки.

Ход занятия:

Под фонограмму аудио записи «Распрягайте, хлопцы, кони…» дети заходят в группу, садятся.

Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, веселую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?

Дети: Казаки.

Воспитатель: Правильно, эту песню поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

- Скажите, пожалуйста, где жили и живут казаки?

Дети: На Кубани, Доне, Тереке, Волге.

Воспитатель: Правильно. Казаки, поселившиеся на Кубани, так и называются Кубанские казаки.

- Среди просторов нашей большой страны есть край, твой родной дом, где ты живешь, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань.

И сегодня мы постараемся себе представить, как в былые времена жили на Ставропольской земле казаки.

Мы попадаем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья (изображение на картине, фото, макет подворья).

- А что такое хата? (ответы детей)

- В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов) (фото казака).

Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?

Дети: С уважением относиться к старшим.

Уважать мать, сестру, жену.

Надо быть честным и скромным.

Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.

Защищать от врагов свою Родину.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность.

- Как на Кубани обращались к отцу и матери?

Дети: К отцу и матери обращались только на Вы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни. Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет.

- Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о казаках?

Дети: Казак родился – Отчизне пригодился.

Терпи, казак, – атаманом будешь.

Казачье братство – милее богатства.

Казак в беде не плачет.

Казаку честь – родину беречь.

Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.

- А как называли жену казака? (Казачка) (фото казачки)

- Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу – принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб) (картинки труда казачек)

- Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? (Изображение на картинке).

- В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная.

(Воспитатель показывает детям кукол в национальных костюмах казака и казачку)

- А вот и гости к нам пришли, казак с казачкой (дети рассматривают кукол).

- «Проходите, гости дорогие!»

- Красному гостю – красное место!

- Гость на порог – хозяину радость!

- Ребята, они хотят нам поведать о жизни казачьей, что когда после трудового дня, военных походов казаки всей станицей собирались на околице, чтобы отдохнуть от забот. Бабы вязали, девки играли, вышивали, а мужики решали свои дела.

С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, играть в казачьи игры. Вот и мы с вами сейчас поиграем.

Проводится игра «Иголка, нитка и узелок»

Ход игры

Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.

Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

Воспитатель: Ребята, самое главное в казачьей хате – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырех тысяч лет? Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жары не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Все, что в печи, – на стол мечи».

Печь нам – мать родная,

Хлебом не корми, только с печи не гони.

- Зимой в мороз даже кур под печкой держали.

А сейчас, наши гости хотят послушать, как вы отгадываете интересные и познавательные загадки…

Как называлось казачье поселение? (Станица.)

Где раньше казаки мылись? (Печь, баня, река.)

Где спали младенцы? (Колыбель.)

С помощью этого предмета и хлеба встречают гостей (Рушник.)

Из чего поили чаем гостей? (Самовар.)

Воду приносили из чего? (из колодца.)

В этом предмете готовили вкусную кашу, и он был очень тяжелый? (Чугун)

С помощью чего казачки носили ведрами воду из колодца? (Коромысло.)

- Молодцы, вы хорошо запомнили, как жили казаки.

- Ребята, а что это из нашей печи дым валит? Все понятно, это наши гости приготовили нам сюрприз (воспитатель достает из печи чугун с кашей).

- Ну что, накрывайте на стол и приглашайте гостей, будем кашу пробовать.

Дети: Милости просим гости дорогие!

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо представили то, что когда-то, давным-давно, когда вас еще не было на свете о том, как жили наши предки. Теперь я знаю, что они бы гордились вами.

Наше занятие подошло к концу.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с предметами быта русского народа через театрализованную деятельность» Программное содержание: Знакомить детей с предметами быта русского народа через театрализованную деятельность. Расширять и обогащать знания.

Итоговое мероприятие в рамках проекта «Озорные язычки» — комплексное занятие «Звуки весны»  (фотоотчет)Итоговое мероприятие в рамках проекта «Озорные язычки» — комплексное занятие «Звуки весны»  (фотоотчет) В течение 2016-2017 учебного года в нашем детском саду в средней группе "Земляничка" был реализован логопедический проект "Озорные язычки".

Конспект проекта «Здравствуй, Пушкин!» в рамках комплексного проекта из тематического блока «Наследие» АНО ДО «Планета детства «Лада» Детский сад №182 «Золотой ключик» г. Тольятти Конспект проекта «Здравствуй, Пушкин!» в рамках комплексного.

«Божья коровка». Коррекционно-развивающее занятие в рамках проекта «Академия семейного счастья»«Божья коровка». Коррекционно-развивающее занятие в рамках проекта «Академия семейного счастья» Пример организации и проведения игровой ситуации в домашних условиях (Коррекционно-развивающее занятие в рамках проекта «Академия семейного.

Наш прогулочный участок весной. Оформление участка и веранды в рамках проекта «Цветы вокруг нас»Наш прогулочный участок весной. Оформление участка и веранды в рамках проекта «Цветы вокруг нас» В мае в старшей группе был реализован информационно-исследовательский, творческий, краткосрочный проект "Цветы вокруг нас". Целью проекта.

Конспект НОД в рамках проекта по самообразованию «Здоровое питание» в старшей группе «Как капуста хороша»Конспект НОД в рамках проекта по самообразованию «Здоровое питание» в старшей группе «Как капуста хороша» Анна Скрябина Муниципальное автономное образовательное учреждение лицей «Синтон» Непосредственно образовательная деятельность в рамках.

Презентация краткосрочного проекта «Огород на окне» (Огород казака и казачки) Актуальность Проекта: С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно.

Развлечение «У нас на Дону»Развлечение «У нас на Дону» Цель: знакомство с рекой Дон. Задачи: Формировать у дошкольников интерес к истории Донского края. Расширять представления детей о быте казаков.

Реализация образовательной деятельности в рамках проекта «Нас объединяет имя «кадет» Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание и образование детей и молодежи в настоящее время стало одним из полноправных.

Сценарий летнего праздника «Яблочный Спас на Дону у нас» Цель: Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями Задачи: • Формировать у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака» в рамках проекта «Как у нас на Дону»
Опубликовано: 5 ноября 2017 в 16:05
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие «Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака» в рамках проекта «Как у нас на Дону»» (включая файлы) размещена пользователем инна часнык (УИ 598795) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД