Головина Светлана Алексеевна
Конспект НОД по ФЦКМ «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Светлячок»
Конспект НОД по ФЦКМ на тему :
«Волшебница вода»
Провела: Головина С. А.
май 2018 г.
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Образовательные задачи:
1. Закрепить знания о свойствах воды: прозрачная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества. Познакомить с понятием «Круговорот воды в природе».
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
2. Формировать представления о том, что вода бывает жидкой, твердой, превращается в пар.
3. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
2. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время экспериментирования.
2. Воспитывать бережное отношение к природным источникам воды.
Демонстрационный материал: плакат «Круговорот воды», запись со звуком воды.
Раздаточный материал: стаканы с водой и молоком, розетка с сахаром, ложки, салфетки, фильтр, банка с грязной водой, термос с горячей водой, стекло, лед, розетки с чесноком, луком, лимоном.
Подготовительная работа: чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, беседа о свойствах воды, слушание звуков воды в природе, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде, проведение опыта «Всем нужна вода», наблюдение за природными явлениями.
Ход НОД
- Здравствуйте, ребята, гости. Сегодня у нас будет очень интересное занятие. Предлагаю вам послушать музыку (звучит музыка с журчанием воды).
- Что вы слышите, ребята?
- Журчит, льется вода…
- Да, это звуки воды. Сегодня мы будем говорить о волшебнице воде.
-Да, вода волшебница. Потому что с водой в природе происходят различные чудеса. Мы об этом сегодня с вами узнаем.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океан
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
- Ребята, вы с этим согласны?
- Можно без воды прожить?
- Нет, нельзя!
- Да, без воды не прожить, а для кого нужна вода?
- Вода нужна животным, птицам, растениям, рыбам, людям
- Правильно, а для чего нам нужна вода?
- Вода нужна, чтобы пить, чтобы мыться;
- чтобы убираться;
- чтобы стирать;
- чтобы готовить еду;
- чтобы поливать растения…
- Правильно, ни одно дело не сделаешь без воды. А где живет вода?
- Вода живет в море, океане, в реке, в кране.
- Сейчас предлагаю отгадать загадки. (после отгадывания показываю картинки с изображением дождя, росы и т. д.)
1. Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это -. (Дождь)
2. Каплями в траве сверкает,
Травку утром украшает.
С переливами краса.
Как зовут её?. (Роса)
3. Белые овечки
Не сидят на печке
А плывут издалека
Кучевые (Облака)
4. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
5. С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад,
Потому что это (Град)
6. Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься! (Лед)
Ребята, а как мы можем назвать дождь, росу, снег, облака, град, туман, лед одним словом?
Ответы детей.
Правильно, ребята, это вода.
А сегодня мы поговорим о свойствах воды.
В. Предлагаю вам пройти в лабораторию, где мы с вами проведём опыты, как настоящие учёные.
(Повторяем правилa поведения при проведении опытов в лаборатории)
Опыт 1.
У вас на столах стоят 2 стакана с жидкостью. В одном стакане – вода, в другом – молоко. Мы сейчас проделаем опыт и узнаем об одном из свойств воды. Возьмите ложку и положите в стакан с молоком, а другую ложку в стакан с водой.
В стакане с молоком ложка видна?
- Нет.
- А в стакане с водой?
- Да, видна.
- Правильно, в стакане с водой ложку видно. Почему ее видно?
- Потому что вода прозрачная. Значит, мы узнали первое свойство воды – она прозрачная.
Опыт 2.
- Ребята, есть еще одно свойство воды. Вы знаете, многие продукты можно узнать по запаху. А вы сможете узнать?
-Да.
- Я сейчас проверю – дам вам понюхать, а вы попробуйте узнать по запаху, что это? (даю понюхать лук, а затем чеснок, апельсин, огурец, лимон).
- Вы все правильно угадали. Ребята, выньте ложку из стакана и положите. А теперь понюхайте воду. Она чем-нибудь пахнет?
- Нет.
- Значит, что можно сказать о воде?
- У воды нет запаха.
- Вот мы и узнали второе свойство воды, у нее нет запаха.
Опыт 3.
- Ребята, а конфеты вы любите?
- Да!
- А почему вы их любите?
- Потому что они вкусные, сладкие…
- А лимон какой на вкус?
- Кислый.
- Попробуйте воду, она сладкая?
- Нет.
- Кислая?
-Нет.
Соленая?
- Нет.
- Значит, что еще можно сказать о воде?
- У нее нет вкуса. Правильно, еще одно свойство воды – у нее нет ярко выраженного вкуса.
Опыт 4.
- У вас на столах есть розетки с сахаром, возьмите по одной ложке сахара и положите в стакан с водой. Видите вы сахар?
- Да.
- А теперь размешайте хорошо воду в стакане, что произошло с сахаром?
- Сахар растворился.
- Вода может растворять. Значит еще одно свойство воды – она может растворять, например, сахар, соль, соду и другое. Мы с вами хорошо потрудились, провели опыты, а теперь пора отдохнуть. Давайте поиграем, выходите ко мне.
Я знаю волшебное заклинание :
Ну-ка, тучка, лей, лей,
Для ребяток не жалей.
В капельки пусть превратятся
От души повеселятся.
- Я тучка-мама, а вы капельки – дети, идите сюда ко мне. (Звучит музыка, дети прыгают, бегают, повторяют движения за воспитателем, по указанию воспитателя дети объединяются в ручейки по 2-3 ребенка, потом соединяются в большую реку, бегают змейкой, река текла, текла и попала в море. Поплавали в море и решили вернуться к тучке-маме. Поднялись и полетели к тучке. Музыка стихла, дети остановились).
- Хотите что-то узнать еще интересное о воде? Давайте, ребята, пройдем на свои места (слышится стук в дверь).
- Ребята, к нам кто-то пришел в гости (входит Водяной).
Водяной: - Здравствуйте, люди добрые! Я – Водяной, житель водоемов.
- Что привело тебя, Водяной, к нам, в детский сад?
Водяной: - Ой, беда, беда, беда,
Всюду грязная вода.
Что мне делать – помогите,
Жителей моих спасите:
Рыбы гибнут там и тут,
Чистых вод уж не найдут.
Плавники у них слепились,
Как им плавать? Скажи на милость.
Люди мусорят опять.
Рыбам нечем уж дышать,
И один я не справляюсь,
Я слезами обливаюсь,
Я ночей уже не сплю
Как очистить воду всю?
К вам ведет меня дорога,
Знать мне будет здесь подмога!
- Ребята, Водяной расстроен, вы можете ему помочь?
- Да.
- Водяной, чем же мы можем тебе помочь?
Водяной достает банку с грязной водой: Посмотрите, ребята, какая грязная вода, такую воду можно пить?
- Нет, нельзя. Вы знаете, сейчас много грязной воды: люди бросают мусор в реки, в ручейки, моря, и от этого она загрязняется. Но эта банка не простая, она волшебная и если вода очистится в банке, то она станет чистой везде. А чтобы это произошло, нужно выполнить одно условие: очищать воду должны вы все, один человек с этим не справится.
Ребята, вы хотите помочь Водяному очистить воду?
- Да.
-Тогда идите сюда, к этому столу (подходят к столу, где стоят стаканы на каждого ребенка, воронка с фильтром. Разливаю всю грязную воду по стаканам, вставляю в банку воронку с фильтром, и первая показываю, как очищать воду, а затем дети повторяют за мной все по очереди).
- Водяной, посмотри, как мы очистили воду, тебе нравится?
Водяной: Спасибо, ребята. За вашу доброту, ведь вы спасли не только водных жителей, но и все живое на земле. Ребята, посмотрите, что у меня еще есть (высыпает лед, что это? Из чего получился лед? Вода жидкая, но у нее есть такое свойство при охлаждении вода становится твердой, как камень.
Водяной: Посмотрите, вот он лед, твердый, как камень, холодный, но когда лед тает, то превращается опят в жидкость. Лед – это замерзшая вода. При нагревании вода превращается в пар, посмотрите (открывает термос с горячей водой, виден пар). Вы видите пар?
- Да.
Водяной: Пар, ребята, это тоже вода. Я вам сейчас это докажу (берет стекло, держит над паром, на стекле образуются капельки воды, показывает детям). Увидели, что пар – это тоже вода?
- Вы теперь знаете, ребята, что вода бывает… какой?
- Жидкой!
- А если ее заморозить, во что превращается вода?
- В лед!
- А при нагревании?
- В пар!
Водяной: Молодцы, ребята! Мне пора уходить.
- Водяной, ребята хотят с тобой поиграть в игру «Водяной».
Водяной: Я согласен, я люблю играть, шутить.
Проводится игра. (Дидактическая игра «Кто живет в воде»). Дети, из предложенных картинок выбирают животных, обитающих в водной среде.
Водяной: Спасибо, ребята, повеселили вы меня. А теперь пора мне уходить. Жду вас летом к себе в гости. Приходите купаться, набрать воды из родника. Теперь вода везде чистая, потому что вы мне помогли ее очистить!
- Спасибо тебе, Водяной, ребята с удовольствием придут к тебе купаться, и не будут загрязнять водоемы. Правда, ребята?
- Ребята, понравилось вам проводить опыты?
- А о каких свойствах воды вы узнали?
- Вода прозрачная. Она не имеет запаха, не имеет ярко выраженного вкуса. Вода может растворять, может превратиться в пар, в лед. Какие волшебные превращения с водой показал вам Водяной?
- Можно воду очистить, профильтровать. Из грязной воды получиться чистая вода.
Вот мы о многом с вами говорили ребята сегодня, а на последок я вам хотела бы рассказать одну сказку. «Про капельку» (Рассказываю и показываю путешествие капельки по плакату «Круговорот воды в природе»)
Восп. - Дети, а вы знаете, почему идёт дождь? Откуда он попадает на небо? Почему капельки воды всегда живут в тучках? (ответы детей, размышления детей не прерываются воспитателем) Из ваших ответов мне стало понятно, что вы знакомы не со всеми секретами природы, поэтому я предлагаю отправиться в удивительное путешествие и узнать все секреты этого явления - ДОЖДЬ.
В одной тёплой красивой стране жил – был Аистёнок.
Он очень любил свою страну. Но особенно он любил один горный родник
Каждый день он прилетал к нему, чтобы напиться холодной воды. А ещё там, в роднике, жила его подружка… маленькая хрустальная Капелька воды.
Аистёнок очень любил разговаривать с Капелькой, а она любила расспрашивать своего друга о дальних неведомых странах.
И вот, по своему обычаю, Аистёнок прилетел к горному роднику, попил из него воды и собрался уже улетать, как Капелька вдруг его спросила:
-Куда ты, Аистёнок, летишь? Можешь ли ты и меня взять с собою в дорогу?
На что Аистё нок ответил:
-Я сам хотел предложить полететь со мной. Мы отправимся туда, где нет гор и морей. Там есть только реки и ровные поля,а ещё там растут самые удивительные деревья,которых у нас нет, стволы у них белые с чёрными отметинами, а ветви склоняются низко к земле, и сам ветер расчёсывает и заплетает им косы…
Восп. - Как вы думаете, что это за страна? (ответы детей)
-Я очень хочу посмотреть на эти чудесные деревья! – сказала Капелька. – И как они называются?
Восп. - Дети а вы знаете как они называются? (ответы детей)
-Берёзы! – ответил Аистёнок, и Капелька с Аистёнком отправились в путь.
И вот ранним утром, когда солнышко, просыпаясь, потягивается, озаряя своими лучами край леса, Аистёнок приземлился на полянке, около красивой речки. Капелька, увидев такую красоту, очень захотела присесть на листочек берёзы. Она повисла на кончике листика и, покачиваясь представляла себя жемчужиной на тоненькой ниточке.
Солнце стало припекать всё ярче, и ниточка оборвалась, Капелька с хрустальным звоном упала в журчащую речку.
Там в реке было множество Капелек и они, обгоняя друг друга, на ходу переговаривались. Всем было очень весело, но в тоже время очень жарко, ведь солнце светило и грело нещадно. Вдруг наша Капелька стала лёгкой как пушинка, оторвалась от потока и полетела вверх, к красивым пушистым облакам.
Она приземлилась на облачко, похожее на её друга Аистёнка.
Капелька стала смотреть вниз и искать своего товарища, но, увы, кроме красоты лесов, полей и рек она ничего не видела. Ветерок гнал облако в другую сторону от того места, где они простились с Аистёнком. Капельке было очень грустно, а когда она, сидя на облаке, проплывала окало своего любимого родника, то Капелька и вовсе заплакала и не удержалась на своём месте и полетела вниз. Она упала в свой родник. Подруги - капельки увидели её и стали спрашивать о странствиях. Капелька рассказала всё до мелочей, голосок её звенел, как хрустальный бокал, звон от родника раздавался далеко в горах. Вдруг над ними пролетела тень, Капелька посмотрела вверх и увидела своего друга. Они так обрадовались встрече, что не могли наговориться до самого вечера. Аистёнок клювом нарисовал на песке путешествие Капельки. Вначале Капелька появилась на листка берёзы в виде росы, потом она попала в реку, дальше из реки она в виде пара полетела на облако, там стала тяжёлой и дождём пролилась обратно на землю. Это явление называется "Круговорот воды в природе". И когда ей было грустно, она смотрела на рисунок и вспоминала далёкую страну, где есть очень красивые деревья с белыми стволами, которые называются – берёзы.
Вот и закончилось удивительное приключение Капельки и её друга Аистёнка. Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось в нашем путешествии? (дети обмениваются впечатлениями).
-Ребята, вы очень хорошо занимались, отвечали на вопросы, проводили опыты. Я хочу поблагодарить вас и наградить медалями в форме "Капельки"