Наталья Котвицкая
Конспект НОД по дифференциации звука [Л] в подготовительной к школе группе «Весёлые игры для Лунтика»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Весёлые игры для Лунтика».
Цель: Автоматизация звука [л] в связной речи.
Задачи:
1. Обучающие:
Закреплять правильное произношение звука [л] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, фразах, связной речи.
2. Развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать просодические компоненты речи;
- совершенствовать грамматические навыки (родовые понятия, образование мн. ч. существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных);
- развивать логическое мышление;
Публикация «Конспект НОД по дифференциации звука [Л] в подготовительной к школе группе „Весёлые игры для Лунтика“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
- развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторики.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию через использование современных образовательных технологий, занимательных упражнений и игр;
- воспитывать самоконтроль за правильной речью.
Оборудование: игрушка Лунтик; сундучок, коробочки (7 шт.); схема-анализ звука; элементы звуковых человечков; профиль звука [л]; звуковые дорожки на звук [л]; карточка ритмического рисунка; молоточки; карточки-символы игр; предметные картинки; камушки белого, голубого и желтого цветов; мяч; иллюстрация цепного текста (Баскакина И. В. Приключения Л»); доска успеха.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Создание игровой мотивации.
Воспитатель:
- Здравствуйте. Сегодня у нас необычный гость. Угадайте, кто это:
Он сиреневый такой, Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Очень добрый, знаем мы. (Лунтик)
- Правильно, это Лунтик. (воспитатель достаёт игрушку Лунтик).
Лунтику и его друзьям очень скучно, потому что они не знают, во что им поиграть. Он просит научить его новым играм. Поможем Лунтику?
- Кто догадался, почему сегодня в гостях Лунтик? С каким звуком сегодня будем играть?
Самостоятельное формулирование детьми темы занятия.
II. Основная часть.
1. Уточнение артикуляции, характеристика звука [л].
Воспитатель: - Ребята, а у меня как раз есть волшебный сундучок с играми. Давайте в него заглянем. Посмотрите, сколько здесь коробочек, и в каждой какая-нибудь игра. Давайте откроем 1-ю коробочку. (Предлагает открывать коробочки последовательно, соответственно указанным на них цифрам).
Дети достают из 1 коробочки карточку:
Воспитатель: - Что означает эта карточка?
(Характеристика звука). Детям предлагается из элементов составить звукового человечка, соответствующего звуку [л]
Воспитатель: - Все знаем про звук [л]. А чтобы правильно произнести этот звук, что необходимо сделать? (Уточнение артикуляции звука с использованием профиля).
Артикуляция звука [Л]
• - Зубы не сжаты, между ними небольшое расстояние.
• -Кончик языка — в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят.
• -Воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон.
• -Голосовые связки создают звучание голоса.
Воспитатель: - Теперь Лунтик все знает о первом звуке в своем имени.
2. Изолированное произношение звука [л].
Дети открывают 2 коробочку. Воспитатель обращает внимание на звуковые дорожки и предлагает детям сформулировать задание (на длительном выдохе произносить звук [л], одновременно проводя указательным пальцем по дорожке).
Воспитатель следит за правильной артикуляцией звука [л].
3. Произношение звука [л] в слогах.
Воспитатель достаёт из 3 коробочки карточку с изображением ритмического рисунка: I I I; I I I; I I I; I I I I.
- Как вы думаете, какая это игра? («Читаем по ритму»). Лунтик справится?
Воспитатель предлагает детям составить слоги со звуком [л] с предложенными гласными звуками:
- Если я скажу сначала звук [а], а потом [л], что получится? (АЛ). Прочитаем слог АЛ по первому ритму громко, используя молоточки. Аналогично составляются слоги: ОЛ, ЛЫ, ЛЭ. Прочитываются слоги громко, тихо, умеренно.
4. Произношение звука [л] в словах.
Дети в 4-й коробочке находят три карточки
Попробуйте определить, в какие игры можно научить играть Лунтика? («Четвёртый лишний», «Большой-маленький», «Один-много»).
- Выбирайте, в какую игру вы хотите поиграть.
Воспитатель предлагает детям назвать изображенные на 4-х картинках предметы, выбрать одну лишнюю и объяснить свой выбор.
Ласточка – дятел – лось - голубь.
Стол – молоток – полка – стул.
Масло – булка – вилка – колбаса.
5. Физминутка.
Воспитатель предлагает вспомнить названия последнего ряда картинок: масло – булка – вилка – колбаса.
– Каким звуком похожи эти слова? ([л] [а]). Дает установку на глубокий вдох через нос и медленный длительный выдох, пропивая гласные звуки.
Вдох и долго тянем [а].
Утром солнышко взошло, снизу вверх мы тянем [о].
Днем по горкам едем мы [ы]-[ы]-[ы]-[ы].
Ночью смотрим на звезду, сверху вниз слетает [у].
Заметает пурга и не видно ни зги [и]-[и]-[и]-[и].
- Какие звуки тянули? Как их называют?
6. Произношение звука [л] в словосочетаниях.
В 5-й коробочке лежат камушки белого, голубого и желтого цветов.
Воспитатель: - Что это? Какие они по цвету? Как вы думаете, в какую игру мы будем играть? («Разноцветные слова»).
Дети по одному достают из коробочки (можно закрытыми глазами) один камушек и называют предмет со звуком [л] такого же цвета (н-р: белое облако, голубое платье, желтое яблоко).
7. Произношение звука [л] в предложении.
Дети из 6-й коробочки достают следующую карточку:
- А теперь в какую игру мы научим играть Лунтика? («Он и она»).
Воспитатель говорит, что делал Он – Лунтик, а детям нужно сказать, что делала Она – Мила (подружка Лунтика) и наоборот:
Лунтик ел и …. (Мила ела)
Лунтик пил и ….
Лунтик купил и ….
Лунтик читал и …
Лунтик умылся и …
Лунтик катался и … Мила спала и… (Лунтик спал)
Мила ходила и …
Мила бегала и …
Мила танцевала и …
Мила плавала и …
Мила гладила и…
8. Произношение звука [л] в связной речи.
В последней коробочке дети находят карточку с изображением цепного текста и формулируют правила игрового упражнения: - нужно составить рассказ, следуя по стрелочкам сверху вниз. Воспитатель дает указания: - При рассказывании четко и правильно произносить звук [л], чтобы Лунтику понравилось:
Мила поехала в село к тете Клаве.
У тети Клавы была лошадь.
Мила каталась на лошади.
Для Милы тетя Клава купила удобное седло.
III. Итог.
- Лунтику пора возвращаться к своим друзьям. Я думаю, он многому у нас сегодня научился.
- А вы как думаете, какие игры ему понравились?
- А с каким звуком мы подружились и оставшийся день будем произносить его правильно?
- А вам было интересно?
- Что оказалось для вас трудным?
Воспитатель предлагает оценить свою работу на занятии с использованием смайликов на доске успеха.