Ольга Матова
Конспект НОД по декоративно-прикладному творчеству «Кожлянская игрушка-гордость Курского края»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ "Детский сад" №81
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 5- 6 лет с нарушением речи
ТЕМА: Кожлянская игрушка – гордость Курского края.
Подготовила: воспитатель
Матова Ольга Викторовна
Курск 2015
Кожлянская игрушка – гордость Курского края.
Цель: Уточнять и расширять знания детей о народном промысле Курского края– кожлянской игрушке, особенностях её росписи.
Обогащать словарь детей прилагательными.
Публикация «Конспект НОД по декоративно-прикладному творчеству „Кожлянская игрушка-гордость Курского края“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Раскрыть природу изобразительного и декоративно-прикладного искусства кожлянской игрушки, обратив внимание на особенности цвета и узора. Формировать эстетическое отношение к изобразительному и декоративно- прикладному искусству как отражению жизни во всём её многообразии.
Воспитывать интерес к малой Родине на примере работ народных умельцев Курского края, приобщать детей к русским культурным традициям.
Материалы и оборудование: Кожлянские игрушки, портрет В. В. Ковкиной, фонограмма пения птиц, акварель, кисти, баночки с водой, салфетки, микрофон, видеокамера.
Предварительная работа: Знакомство с народными промыслами Курского края, историей их появления. Знакомство с кожлянской игрушкой, рассматривание её иллюстраций, предметов, игрушек, лепка кожлянских игрушек из глины. Знакомство с декоративными приёмами рисования.
Образовательные области: Социально- коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие.
Ход НОД.
Воспитатель с детьми заходит в группу.
В-ль: - Когда гости к нам пришли.
Что сказать мы им должны?
Дети: - Здравствуйте.
В-ль: - Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, Родина моя,
Здравствуйте, мои друзья!
В-ль: - Ребята, скажите, пожалуйста, а что вы понимаете под словом «Родина»? (ответы)
В-ль: - Да, ребята, Родина – это то что нас окружает: это и земля, и леса, и поля. Она очень большая. А как же называется наша Родина? (Россия)
В-ль: - Правильно. Россия – это наша огромная Родина, но у каждого из нас есть и малая Родина – это и дом, где мы родились, и тропинка, по которой идём в детский сад, и сад, в котором любим играть, заниматься и веселиться и т. д.
В-ль: - Ребята, а наша Родина издавна славится народными умельцами, мастерами, их золотыми руками. А что значит золотые руки? Они что покрыты золотом? (Золотые руки- это значит очень трудолюбивые, умелые, в которых спорится любая работа)
- Правильно, ребята, ведь недаром гласит русская народная пословица «Золото познаётся в огне, а человек в труде»
- А какие р. н. пословицы о труде, о великих мастерах вы знаете?
- Труд кормит, а лень портит
- Умелые руки не знают скуки.
- Мастер - золотые руки.
- Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера.
- Красна птица оперением, а человек рукоделием.
В-ль:- Вот сколько пословиц вы знаете о умельцах, мастерах, и действительно, только в умелых, трудолюбивых, золотых руках спорится работа.
- Ребята, а наш Курский край, в котором мы живём славится тоже мастерами, народными умельцами. А как их называют знаете? (кожлянские, суджанские, дроняевские мастера)
- А чем знамениты кожлянские мастера? (кожлянские мастера знамениты глиняной игрушкой – свистулькой)
- Ребята, ой как интересно. А давайте мы с вами сделаем репортаж о кожлянской игрушке.
- Ну что отправляемся в музей?
А можно я буду корреспондентом, а вы посетители музея. Согласны?
- В музей мы с вами поедем на поезде, занимайте свои места, мы отправляемся.
Дети встают друг за другом за воспитателем и произносят слова:
Загудел паровоз и вагончики повез:
- Чу- чу- чу- чу- чу – чу - чу – далеко я укачу.
Заходим в музей
В-ль: - Вот мы с вами и в музее народных промыслов, откуда и пойдет наш репортаж о знаменитой игрушке- свистульке.
В-ль:- Скажите, пожалуйста, вы как посетитель музея знаете ли вы откуда же появилась кожлянская игрушка?
Ребенок:- Есть в нашем соловьином крае живописное село Кожли Курчатовского уезда, славится оно глиняной расписной игрушкой. Игрушки – свистульки лепят из синей глины мастера и умельцы. После обжигания она становится почти белой.
В-ль: - Дорогие телезрители, обратите внимание игрушки лепят из синей глины, а она становится белой после обжигания.
В-ль:- А сейчас мы узнаем как же расписывают кожлянские мастера свои свистульки.
Ребенок: - Роспись на глиняной игрушке делают красками. В краски добавляют молоко, сахарный сироп, желток куриного яйца для того чтобы роспись была яркой и нарядной.
В-ль:- Я хочу подойти к другому гостю музея.
- А чем наносят узор и краски?
Ребенок: - Раньше расписывали игрушки гусиными и куриными перьями. А сейчас расписывают кистями.
В-ль:- Будьте любезны, скажите а какие цвета и узоры используют кожлянские мастера?
Ребенок:- Любимые цвета кожлянских мастеров красный, синий, зеленый, желтый.
В-ль:- В росписи используют только эти цвета или допускаются какие-то оттенки?
Ребенок:- Используют еще малиновый и фиолетовый цвет.
В-ль:- Уважаемые посетители, я обращаюсь ко всем, я прекрасно поняла,что узор кожлянской игрушки очень прост, но какую же информацию он несет?
- Вот посмотрите здесь есть элементы:
Х Х Х – сетка – поле вспахано
/ / / - полосы – поле
/ - дорога
- волна – вода
В-ль: - Вы посмотрите какие интересные элементы используются мастерами:
Вода, поле, земля- все это символизирует благополучие, достаток.
- Вопрос следующему гостю музея: А какие игрушки лепили кожлянские мастера?
Ребенок:- Кожлянские мастера лепили разных животных: например коров, лошадок, козочек, птиц- индюшек и другие фигурки.
Ребенок:- А я хочу дополнить. Есть у мастериц свистулька- курский соловей. Эта игрушка, которая после заполнения её водой издает подобие соловьиной трели.
В-ль:- Ой, как интересно. А можно посвистеть? (Провести показ)
В-ль:- Дорогие друзья, мы подходим к портрету кожлянской мастерицы Валентины Венедиктовны Ковкиной. Она донесла опыт кожлянских мастеров до наших дней. Она стала народным мастером России. Её игрушки - свистульки украшают многие музей России. В настоящее время осталось очень мало мастеров, которые умеют делать эти музыкальные игрушки.
В-ль:- Подскажите, пожалуйста, а где можно купить свистульки кожлянских мастеров?
Ребенок: - Купить эти игрушки можно на курских ярмарках и на других ярмарках России.
В-ль:- А я слышала, что свистом кожлянской игрушки можно закликать солнышко, просить о богатом урожае. И даже отгонять от себя злых духов.
- Давайте и мы с вами образуем круг и отпугнем от себя злых духов. (В центр круга встает ребенок, свистит в свистульку)
Дети произносят:
Вихрь, вихрь не на меня,
Крути злого лешака,
Он в мышиной норе,
На медвежьей тропе!
В-ль:- Уважаемые гости, я предлагаю посетить мастерскую кожлянских умельцев и попробовать раскрасить кожлянские игрушки. Тем самым мы пополним музей кожлянской игрушки новыми экспонатами.
- Пройдемте и продолжим наш репортаж в мастерской кожлянских умельцев.
- Дорогие наши зрители. Сейчас мы с вами станем свидетелями того как посетители музея своими руками раскрасят кожлянскую игрушку. Вот они подходят к столам и рассматривают все ли на месте: игрушка белого цвета, кисти, краски. Вот они усаживаются поудобнее, разминают свои пальчики, трут друг о друга и греют их.
- Теперь мастера приступают к работе. (Дети раскрашивают игрушку под музыку).
- Наконец, наша работа закончена и мы становимся свидетелями появления новых экспонатов для музея кожлянской игрушки.
-Ребята, вы такие молодцы. Очень старались. Каждая работа интересна, неповторима и индивидуальна. Давайте подарим наши игрушки музею.
- Уважаемые друзья, на этом наш репортаж закончен. Спасибо большое за внимание.
- Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем свои места в поезде:
Щи-щи-щи - паровоз, состав тащи!
- Вот ребята мы и вернулись в детский сад.
- А понравилось ли вам сегодня быть художниками?
-А какую игрушку мы с вами сегодня расписывали?
- Ребята, а мы с вами уже расписывали кожлянские игрушки на занятиях раньше, давайте подарим их нашим гостям. (дети дарят игрушки гостям).
На этом наше занятие окончено, спасибо за внимание.