Анастасия Ильина
Конспект занятия «Кожлянская игрушка — гордость Курского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Кожлянская игрушка – гордость Курского края
Цель: знакомить детей с народным промыслом Курского края – кожлянской глиняной игрушкой - свистулькой и особенностями ее росписи.
Задачи:
- Раскрыть природу изобразительного и декоративно-прикладного искусства кожлянской игрушки, обратив внимание на особенности цвета и узора;
- Формировать эстетическое отношение к изобразительному и декоративно-прикладному искусству как отражению жизни во всем ее многообразии;
Публикация «Конспект занятия „Кожлянская игрушка — гордость Курского края“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Развивать у детей интегративные качества, творческое воображение, внимание, наглядно-образное мышление и эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс;
- Воспитывать интерес к малой Родине на примере работ народных умельцев Курского края, приобщать детей к русским культурным традициям.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Методические приемы: словесный (беседа, рассказ воспитателя, объяснение, познавательные вопросы, игровая мотивация, практический (продуктивная деятельность детей, наглядные (показ образцов кожлянской глиняной игрушки - свистульки, образцов росписи, поощрение детей.
Оборудования и материалы: Кожлянской игрушки - свистульки, образцы росписи, русская народная музыка, гуашь, кисти, баночки с водой, силуэтные изображения кожлянской игрушки для росписи детьми, салфетки, кисти.
Ход деятельности:
Звучит народная музыка входят воспитатель.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Зовут меня Веселина.
Посмотрите, в каком костюме я пришла. Это народный костюм.
Воспитатель предлагает рассмотреть костюм, в котором она одета.
Воспитатель: Приехалая к вам из деревни Кожля, что недалеко от города Курска. В нашей деревне живет много детей и все они очень любят играть!
-Ребята, а вы любите играть?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-А какими игрушками вы играете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, сколько у вас много разных и интересных игрушек. Но давным-давно таких игрушек не было, и детям игрушки делали взрослые из ткани, соломы, дерева и глины. Делали игрушки добрыми, веселыми и рассказывали про них веселые истории, придумывали сказки, стихотворения. Издавна наша деревня Кожля славится мастерами-умельцами, которые изготовляют глиняные игрушки - свистульки. А называется такая игрушка – Кожлянская глиняная игрушка-свистулька.
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, почему она называется кожлянской?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-А почему она называется свистулька?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-А почему она глиняная?
(Ответы детей)
Похвала детей за правильный ответ.
Если дети затрудняются ответить воспитатель, дает правильный ответ.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите, узнать как же появилась кожлянская игрушка?
(Ответы детей)
- Тогда слушайте сказку о чудесных игрушках- свистульках.
Просмотр сказки.
«Слухом земля полнится, будто жила-была в селе Кожля, недалеко от Курска старушка Веселена Забавовна. Делала игрушки-свистульки для ребят малых, потому как очень любила, когда ребятишки играют, веселятся да смеются. Лепила свои игрушки из глины, да расписывала яркими красками: фиолетовыми, малиновыми, зелёными да жёлтыми. Игрушки получались яркие и солнечные. Играли ребята такими игрушками, веселились, радовались трелями разными, заливались, людям на радость, утешение. С тех пор в селе Кожля мастера делают такие игрушки и радуют ребят.»
Воспитатель: Ребята, кожлянские игрушки – это сказочные, фигурки животных и людей: тут и петушок, и баран, и кошка с гармошкой.
Воспитатель показывает кожлянские игрушки - свистульки.
Воспитатель: Играли дети с такой свистулькой и приговаривали:
«Как повадился коток
К бабе Дарье в погребок –
По сметану, по творог.
Как увидели кота
Красны девки из окна,
Побежали за котом,
Ухватили кота поперек живота –
Вот тебе, котенька – коток
И сметана, и творог».
«Шли бараны по дорожке,
Промочили в лужах ножки,
Стали ноги вытирать
Кто платочком, кто тряпицей,
Кто пушистой рукавицей».
Воспитатель предлагает детям подойти и выбрать себе по игрушки.
Игровая – минутка.
Звучит народная музыка. Каждый ребенок пытается наиграть мелодию.
Воспитатель: Вам понравилось свистеть на игрушках?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вы, запомнили как называются эти игрушки?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте рассмотрим наши игрушки, все они нарядные, даже в холодный день излучают тепло.
Ребята, посмотрите, какого цвета краски использовали мастера?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, основными цветами при росписи были: фиолетовый, малиновый, зеленый, желтый цвет.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята обратите внимание на элементы росписи, которые использовали мастера.
Рассказ воспитателя об элементах росписи.
Расписывая кожлянскую игрушку, мастерицы строго придерживались фиолетового, малинового, зеленого, желтого цветов, используя при этом традиционные манеры росписи:
косая мелкая решеточка (показать образец росписи,
«елочка» (показать образец росписи)
параллельные полосочки (показать образец росписи)
пятнышки (показать образец росписи)
«звездочки» (показать образец росписи)
«бутоны» (показать образец росписи).
Физминутка.
Шла коза по мостику (ходьба на месте)
И виляла хвостиком (дети виляют «хвостиком»)
Зацепилась за перила (вытянуть руки вперед, сжимать кулаки)
Прямо в речку угодила (наклон вперед)
Она стала выплывать (движение рук при плаванье)
И копытца вытирать
И по берегу скакать (прыжки).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам побыть народными умельцами.
Дети проходят к столам выбирают себе заготовленную форму игрушки, и приступают к росписи.
Продуктивная деятельность детей за столами.
Воспитатель: «Делу время - потехе час!» Одной из любимых игр русского народа, как детей так и взрослых, была «Ручеек». Вы знаете такую игру?
(Ответы детей)
Игра «Ручеек»
Дети садятся на места.
На доске мелом нарисован круг.
Воспитатель: А теперь, ребята разместите свои работы на поднос (круг на доске)
Воспитатель: Что же мы сегодня делали на занятиях?
(Ответы детей)
Воспитатель: Понравилось ли вам сегодня быть художниками?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а кому бы вы хотели рассказать, что вы сегодня узнали на занятии и что делали. И кому бы вы хотели подарить свои работы?
(Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас у меня для вас есть сюрприз, я приготовила вам в подарок игрушки.
Воспитатель дарит детям глиняные игрушки.