Пирогова Людмила Сергеевна
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие муравьишки»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная образовательная область: «Познавательное развитие»: Окружающий мир (Природное окружение).
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Задачи:
1. Образовательные: Формировать целостную картину мира, используя познавательную информацию, расширять кругозор детей. Систематизировать и обобщить знания и представления детей о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питание, размножение).
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Путешествие муравьишки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
Повысить мотивацию детей к овладению новыми знаниями, умениями; упражнять в создании и моделировании изображения разных необычных животных из отдельных частей (использование интерактивной доски).
Учить вслушиваться в звуки музыки, вычленяя журчанья ручейка, стрекот насекомых, кваканье лягушек.
2. Развивающие:
Развивать интеллектуальные способности детей, воображение и фантазию, слуховое и зрительное внимание, память, поисковую активность; способность к мыслительной деятельности и личностной самореализации, умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать самостоятельные выводы; проявлять сообразительность, фантазию в решении творческих заданий.
Продолжать формирование у детей связную и образную формы речи; умение правильно воспринимать художественный текст, исполнять в речи грамматические формы, строя развёрнутые доказательные суждения. Обогащать и активизировать словарь по теме. Развивать пластичность, умение имитировать и выполнять движения в соответствии с музыкой.
3. Воспитательные:
Воспитывать реальные представления о живой природе, понимание предназначения мира насекомых для природного окружения; желание правильно относиться к ним, не разрушая условия жизни. Способствовать развитию умения активно действовать, выполняя задания самостоятельно; работать коллективно, обговаривать свои действия со сверстниками, не перебивая слушать ответы других.
Предварительная деятельность с детьми: Внесение и рассматривание иллюстраций, репродукций картин. Беседы на темы: «Почему птицы улетают?», «Каждый по-своему», «Оседлые – перелётные». Чтение рассказов: Мамин-Сибиряк «Серая шейка», К. Ушинский «Ласточка», Е. Чарушин «Журавли». Заучивание стихов: «Грачи прилетели» и «Ласточка, ласточка» Н. Сладкова, «Журавль» Е. Чарушина. Дидактические игры: «Угадай, кто спрятался?», «Кто играет с нами в прядки?», «Кто как летит?», «Укрась слово», «Назови ласково птенца», «Скажи наоборот», «Сложные слова», «Весёлые семейки», «Четвёртый лишний». Русские народные игры: «Гуси лебеди», «Замри».
Оборудование: ноутбук, телевизор.
Материалы: слайды презентации; демонстрационные макеты с изображением леса - деревья, ручеёк, птицы, звери; лесная поляна с цветами. Мелкие прутики, палочки, комочки моха, хвоинки для конструктивной деятельности. Словесно-дидактическая игра «Назови правильно» - цель: упражнение в подборе имени существительного к прилагательному.
Игровые упражнения: 1) «Помогите муравьишке» - для игры карточки утверждения правильных действий; 2) «Собери картинку из частей» - целое изображение насекомого; 3) «Каждый по своему» - использование карточек: силуэты насекомых, схематичное изображение разных способов их передвижения; 4) «Кто, где обитает?» - рабочие листы; 5)«Что сначала, что потом?» - картинки; 6) «Помогите насекомым» - рабочие листы; 7) «Придумай охранника» - моделирование необычного насекомого.
Методические приёмы: наглядный, практический, игровой, поисковый, словесный, поощрение, анализ.
Планируемые результаты:
Проявление интереса детей к окружающему миру. Увлечение увлекательными заданиями по расширению и освоению представлений о разных видах насекомых, особенностях их жизни. Способность правильно называть насекомых, различать по внешнему виду, по способу передвижения в сравнении с другими особями. Увеличение объёма знаний о пользе и вреде насекомых в мире окружения. Наличие у детей активного словарного запаса по теме, умение давать связные, грамматически верные и развёрнутые ответы. Активность мыслительной деятельности детей, проявление внимания, памяти. Ответы, построенные на основе умения детей фантазировать, логически мыслить, сравнивая, анализируя и делая обобщения, устанавливая простейшие причинно-следственные связи.
Ход образовательной деятельности:
Ребята, посмотрите какая интересная у меня коробочка! Вам интересно узнать, что в ней? Тогда послушайте и угадайте-
«Он работник настоящий, очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом».
С нашим гостем произошла принеприятнейшая история - хотите узнать, какая?
(пригласить к монитору - демонстрация слайдов в соответствии с текстом).
С раннего утра трудился муравей со своими собратьями - приносил к муравейнику иголочки сосны, как вдруг налетел сильный ветер и, оторвав от земли, унёс муравьишку от домика, который находился у трёх берёз, в неизвестном направлении и теперь он здесь.
-Ребята, вы хотите понаблюдать за путешествием нашего нового друга и помочь ему вернуться домой? Тогда в путь.
А для того, чтобы оказаться на лесной поляне - прикройте глаза и представьте, что мы в лесу.
(звучит музыка «Звуки весеннего леса») - демонстрация на мониторе слайдов: лес, журчанье ручейка, появление в лесу зверей, птиц в соответствии с ответами детей) - -Как вы думаете, ребята, с кем мы можем встретиться в лесу? (с птицами, зверями).
Но звери чаще всего боятся людей и обходят стороной. Да и птицы, увидев большое количество людей, разлетаются и ведут себя очень осторожно. А вот есть такие жители в лесу, которые не испугаются, а будут сидеть рядом. Их слишком много, они повсюду: на деревьях, цветах, на земле, в воздухе.
-Кто они?
-Каких насекомых вы знаете, назовите?
(демонстрация слайда с изображением разных насекомых)
Посмотрите, как красиво, ребята, в лесу, а вот и речка.
«Ай, ай, ай! Ой! Ой! Как же мне идти домой?
Ножку я себе ушиб. Как же ноженька болит!
К ночи бы поспеть домой, ведь закроют домик мой!»
-Что же делать, подскажите скорее, ведь этому малышу срочно требуется помощь, впереди ручеёк, а муравьишка не умеет плавать?
-Как же теперь ему перебраться через ручеёк?
-Вы готовы помочь нашему другу?
Игровое упражнение «Помогите муравьишке»
Внимательно рассмотрите на рисунке все средства для передвижения и отметьте флажком лишь те, на чём можно переправить нашего друга на другой берег ручейка (плот, велосипед, лодка, дощечка, самокат, соломинка, самолёт, спасательный круг) – обсудить варианты детей.
А давайте посадим его на листик и дружно подуем - пусть плывёт, а мы за ним. Догоняйте!
Игровое упражнение «К речке быстро мы спустились»- имитация.
«К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись.
1, 2. 3, 4, - вот как славно оживились!
А теперь поплыли дружно. Вместе – раз, это брасс!
Один, другой – это кроль.
Все как один плывём как дельфины.
Вышли на берег крутой – отвезём муравьишку домой».
Вот и мы перебрались вслед за нашим другом.
(пригласить к поляне с цветами)
Ребята, посмотрите какая красивая лужайка. А запах здесь! Вокруг столько ароматных цветов! Интересно – с кем же нам предстоит встретиться на лужайке…
- Хотите узнать?
Игровое упражнение «Собери картинку».
(пригласить к столу)
Тогда внимательно рассмотрите части вот этих картинок и соберите из них целое изображение.
(проверка заданий, демонстрация иллюстраций на мониторе)
Вы справились, молодцы, сколько разных насекомых на лужайке. Рассмотрите своих новых друзей, подумайте и скажите, чем насекомые похожи друг на друга? (У всех есть крылья, 3 части тела, шесть ног, усы, маленькие существа)
Дидактическое упражнение «Где кто обитает?»
(Рабочие листы, иллюстрации с изображением предполагаемых мест обитания насекомых, силуэты разных насекомых).
Внимательно посмотрите на эти картинки, подумайте и расположите насекомых там, где, по вашему мнению, они могут находиться (на земле, в воздухе, в воде, на деревьях, цветах). Вот их сколько!
(демонстрация слайдов в подтверждение).
-Ребята, а все ли крошечные обитатели одинаково передвигаются?
Дидактическая игра «Каждый по-своему»
(Предложить силуэты насекомых расположить рядом с карточками, на которых схематически переданы способы их передвижения: прыгают, ползают, летают, бегают) – взаимопроверка детьми выполнения задания и демонстрация слайдов в подтверждение правильных действий.
Я довольна вами, вы молодцы, правильно выполнили задание. Действительно бабочки, шмели и осы летают; черви, муравьи, гусеницы ползают; а блошки и кузнечики прыгают.
-А вы знаете, ребята, почему этих существ называют насекомыми? (ответы-предположения детей).
А теперь внимательно послушайте, чтобы убедиться кто из вас прав:
(рассказ сопровождается демонстрацией слайдов)
Оказывается, у всех насекомых есть на брюшке вот такие поперечные полоски- насечки, от этого слова и произошло название «насекомые».
Очень часто человека сравнивают со многими насекомыми и говорят об этом – догадайтесь и подскажите, пожалуйста, мне какое из насекомых правильно назвать для сравнения:
Трудолюбивый, как … (как пчёлка).
Назойлив, будто …. (муха).
Писклявый, как ….(комар).
Возишься, словно ….(жук).
Молодцы, ребята, вы настоящие помощники, спасибо вам. Заболтались мы с вами и совсем забыли про муравьишку. Интересно, чем он так увлечён? Посмотрите, ребята, какая красивая бабочка. Она, словно приветствуя, машет крылышками нашему другу и нам.
Физ. Минутка «Бабочка».
«Узорчатыми крыльями машет красавица. Только поднимется – тут же опустится.
Носиком водит по краю ромашки …Мёд или чай в этой беленькой чашке?»
Вот она сидит на ромашке, хотите её рассмотреть? (слайд с изображением)
-Что вы можете сказать про бабочку, какая она? (Удивительная, пёстрая, расписная, узорчатая, необыкновенная, сказочно - красивая).
Верно. Оказывается, ребята, очень интересно и необычно живёт бабочка. А что интересного вы знаете об этой красавице? Поделитесь с нами своими познаниями.
Рассказы детей:
1 ребёнок:
У бабочки 2 пары крыльев. Тело её покрыто чешуйками и волосиками. У бабочки очень большие глаза и короткие усики. Рот-хоботок похож на спиральку, которая разворачивается, когда бабочка пьёт цветочный сок-нектар.
2 ребёнок:
Бабочек часто называют пёстрыми красавицами. Они порхают и кружатся над разноцветными душистыми цветами. Своей красотой бабочки напоминают удивительный сказочный цветок. Но разноцветные красавицы не только украшают наши луга и леса, но и приносят пользу людям. Ведь некоторые из них питаются листьями тутового дерева и дарят людям тонкие нити. Из этих нитей получается шёлк.
3 ребёнок:
Летом бабочки перелетают с цветка на цветок, собирают сок-нектар и опыляют растения. Ранней весной лакомятся сладким берёзовым или кленовым соком. Летом самки откладывают яйца в почве и на растениях. Из яиц появляются личинки - гусеницы. Гусеницы очень прожорливые, грызут листья, стебли, едят сочные плоды, поедают тлю. Взрослая бабочка появляется, когда гусеница сбрасывает шкурку, превращается сначала в куколку, а затем раскрывается и из неё выбирается бабочка.
-Ребята, все из вас запомнили, как появляются бабочки на свет? А мы сейчас это проверим.
Дидактическое упражнение «Найди ошибку» или «Что сначала, что потом?»
(работа с карточками «как появилось насекомое»)
Внимательно рассмотрите иллюстрации, найдите ошибки и переставьте карточки местами, так, как считаете нужным (проверка действий индивидуально).
Молодцы, вы были внимательны и справились с заданием успешно. А что это за маленький вертолёт пролетел над нами?
Гимнастика для глаз «Стрекоза» - (выполнение движений по показу)
Стрекоза, стрекоза – любопытные глаза!
То летит она вперёд, то висит, как вертолёт.
Над водой голубой, над травой луговой,
Над полянкой лесной.
-Что вы можете рассказать про стрекоз, какие они? (Бронзового цвета, с большой головой, огромными глазами, с длинными прозрачными крылышками и т. д.).
-За кем они охотятся, летая над гладью реки или пруда?
-Почему стрекозу называют хищницей?
-Чем не прочь полакомиться хищница? (мухами, комарами, мотылём)
-Для чего ей такие огромные глаза?
Верно, а людям приходится водить глазами в разные стороны, То влево, то вправо, или вверх, или вниз, а ещё просто, вращая по кругу в одну, другую сторону.
А вот и болото.
На болоте нет дорог, мы по кочкам скок, скок! – прыжки через «болото»
На лужайке у горы, под зелёной липкой потеряли комары маленькую скрипку.
На лужайке у горы, у тропы – петлички потеряли комары маленькую скрипку.
На лужайке у горы, у тропы – петлички, ищут, ищут комары, скрипку – невеличку.
Распищались комары зло и недовольно и, наверно, с той поры всех кусают больно.
-Вы узнали маленьких надоедливых разбойников? Что же делают комары у болота, хотите узнать?
(Предложить детям повторить слова чистоговорки в разном темпе).
Чистоговорка: Летал комар, пищал комар, лягушатам спать не давал.
-Что умеет делать, ребята, комар? (Пищит, не даёт спать, кусает, надоедает, мешает, злит).
На самом деле, комар не пищит. Звук, который он издаёт, происходит от дрожания крыльев комара. С помощью крыльев насекомые разговаривают друг с другом.
-Ребята, все ли комары кусаются?
-Чем питается самец? (соком растений, нектаром) – демонстрация слайдов.
-Есть ли у комаров враги? (птицы, лягушки, жабами) – демонстрация слайдов.
Вы правы, комары – любимое лакомство для них. Вот и выбрались мы с вами из болота. Посмотрите сколько здесь разных насекомых – паучки, колорадские жуки, божьи коровки. Они потеряли своих друзей, вот и кружат над полянкой. Хотите им помочь?
Дидактическое упражнение «Помоги насекомым»
(внести рабочие листы – самостоятельная деятельность, проверка)
Внимательно посмотрите на насекомых, подумайте и укажите цветными линиями, где любит бывать паучок, колорадский жук и божья коровка.
Молодцы, вы с заданием справились успешно. Посмотрите, как насекомые радуются встречи с друзьями, особенно вот этот жучок (внести божью коровку).
Игровое упражнение «Поймай жука»
Точка, точка, два крючочка – это лапки у жука.
Два блестящих лепестка развиваются слегка.
Справа точка, слева точка, в красных крапинках бока.
Ребята, а вот и три берёзы, у которых находится муравейник. Беги, муравьишка! Посмотрите, что же произошло с муравейником? (разгромили, сломали, растоптали)
Срочно требуется ваша помощь. Найдутся среди вас помощники, которые помогут мне починить муравейник?
Игровое упражнение «Починим муравейник»
(используя мелкие прутики, соорудить муравейник)
Молодцы, здорово потрудились, теперь ваш муравейник, ребята, станет домом для нашего друга и его друзей. Я думаю, чтобы с этим муравейником ничего не произошло – понадобится сторож.
-А вы как считаете? Кого можно поставить для охраны?
Давайте придумаем фантастическое насекомое, которое бы своим необычным видом отпугивало от муравейника врагов и разрушителей.
Игровое упражнение «Придумай охранника»
(моделирование с использованием интерактивной доски, составление из отдельных частей тела других насекомых, рисование – фантазирование, выбор детей).
С таким охранником никакие враги не страшны! Много интересного можно узнать о жизни насекомых, наблюдая за ними. Ведь их такое множество, а сколько ещё неизвестных тайн хранит удивительный мир природы.
Есть на Земле огромный дом под крышей голубой
Живёт в том светлом доме ты и он, хотя другой
Природою родной земли зовётся этот дом.