лена кристостурян
Конспект НОД «Наблюдение за птицами» (старшая-подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
• расширять представления о птицах, встречающихся в нашей местности;
• развивать умение узнавать птиц по внешнему виду, желание наблюдать за птицами;
• развивать познавательный интерес к природе;
• память, внимание, речевую активность;
• воспитывать любовь и доброе отношение к птицам, желание помогать им;
• объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие);
• учить отличать птиц от других животных;
• познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц;
Публикация «Конспект НОД „Наблюдение за птицами“ (старшая-подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Прогулка. Наблюдения за птицами
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Предварительная работа:
• наблюдение за птицами на прогулке;
• рассматривание иллюстрации с птицами;
• разучивание подвижной игры «Птицелов»;
• чтение художественной литературы о птицах.
Оборудование:
• демонстрационный материал «Птицы»;
• перья разной формы, цвета, размера;
• карточки для дидактической игры «Где зимуют птицы?»;
• кормушки и различный корм для птиц.
Ход занятия.
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Вот и наступило лето. Какие изменения произошли в природе?
Дети: (перечисляют признаки лета).
Воспитатель: почему стало много птиц?
Дети: В этот период появляются птенцы, а птицы, кормят их насекомыми.
СЛАЙД 1.
Воспитатель: ребята, чем отличаются птицы друг от друга?
СЛАЙД 2.
Дети: (отвечают, опираясь на исследование и наблюдение из личного опыта).
Воспитатель: каких птиц вы знаете?
СЛАЙД 3.
Дети: (перечисляют птиц).
Воспитатель: Чем птицы питаются?
СЛАЙД 4.
Дети: насекомыми, ягодами, зернами, хлебом.
Воспитатель: как называются птицы, которые улетели на юг?
СЛАЙД 5.
Дети: перелетные птицы.
Воспитатель: каких вы знаете перелетных птиц?
Дети: …
Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
Ребята, о каких птицах это стихотворение?
СЛАЙД 6.
Дети: о перелетных.
Воспитатель: первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т. к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.
А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц? СЛАЙД 7.
В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.
И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц? СЛАЙД 8.
Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»
А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы!»
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(дети хлопают)
Воспитатель: Что не правильно?
Дети: мухи.
Воспитатель: А мухи – это кто?
Дети: насекомые.
Воспитатель: вы правы. Ну что ж продолжим.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(дети хлопают)
Воспитатель: начинаем снова…
Прилетели птицы :
Голуби, куницы.
(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)
Воспитатель: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Продолжаем…
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи
Комары, кукушки…
(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)
Воспитатель:
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки – сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Воспитатель: ребята, перед вами на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.
Чем различаются перья?
СЛАЙД 9.
Дети: цветом, размером, формой.
Воспитатель: каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.
Что случится, если сейчас подует ветерок?
Дети: перья полетят, они легкие.
СЛАЙД 10.
Подумайте, зачем нужны птицам большие перья?
Дети: чтобы летать.
Воспитатель: для чего им нужны маленькие перышки?
Дети: для тепла.
Воспитатель: теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?
СЛАЙД 11.
Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц.
СЛАЙД 12.
Воспитатель: часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.
СЛАЙД 12.
Воспитатель: вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов».
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят :
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке,
Птички весело поют.
Ой! Птицелов идет!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.
Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
Воспитатель: не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?
СЛАЙД 14.
Дети: зимующие.
Воспитатель: каких вы знаете зимующих птиц?
СЛАЙД 15.
Дети: (перечислят зимующих птиц нашего края).
Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы?»
Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц, а где солнышко – перелетных.
(воспитатель вместе с детьми проверяет задание)
Воспитатель: молодцы, ребята, с заданием справились.
А почему говорят, что зима трудное время для птиц?
СЛАЙД 7.
Дети: (высказываются).
Воспитатель: как можно проявить о них заботу зимой?
СЛАЙД 7.
Дети: …
Воспитатель: что можно использовать в качестве корма для птиц зимой?
СЛАЙД 7.
Дети: …
Воспитатель: действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
СЛАЙД 7.
Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.
- Наша прогулка подошла к концу. На улице лето, тепло и много корма для птиц, чтобы они окрепли и улетели в теплые края, а понаблюдать за зимующими птицами мы еще сможем зимой.