Альбина Тарханова
Конспект НОД «Звук [ч]. Буква Ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по обучению грамоте в подготовительной группе
на тему: звук [Ч], буква Ч
ЗАДАЧИ
Образовательные:
1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.
2. Упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.
Публикация «Конспект НОД „Звук [ч], Буква Ч“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.
4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.
5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
6. Познакомить детей с графическим образом буквы Ч. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова.
Коррекционные:
1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать умение концентрировать внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.
ОБОРУДОВАНИЕ
«Письмо» от почтальона Печкина, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (бабочка, пчела, ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком «Ч», палочка-отвечалочка, игрушка черепаха, кружочки трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, сундучок с буквой Ч.
1. Орг. Момент. - Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло в детский сад. Давайте поздороваемся с ними. А теперь крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнемся. Добрый вечер Вика….
Давайте вспомним с вами какое сейчас время года? Какой месяц? День недели?
Игра с мячом: Какая, какие, какое? Если у нас сейчас зима, то она какая?.
2. Сообщение темы.
- Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (здесь лежит письмо от почтальона Печкина). Что же написано, давайте прочитаем:
- Ребята, почтальон Печкин сообщает нам плохую весть. Черепаха похитила новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам нужно её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам скороговорка:
В четверг четвёртого числа,
в четыре с четвертью часа,
четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка
чертили чёрными чернилами чертёж
чрезвычайно чисто.
- Вы догадались, какой звук чаще всего встречается в этой скороговорке? Правильно, это звук [Ч]. Значит, мы должны найти сегодня букву…Ч. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Ч].
- А для начала вспомним, чем отличаются звуки от букв? (звуки слышим и говорим, а буквы пишем и читаем).
Какими бывают звуки? (гласные и согласные). Какими бывают согласные звуки?
Сейчас я буду говорить звуки, а вы поднимать соответствующий кружок (красный, зеленый или синий)
3. Артикуляция звука [Ч] Молодцы! А сейчас, возвращаемся к звуку Ч. Возьмите зеркала (Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель). Произнесите: Ч-Ч-Ч.
4. Характеристика звука [Ч] (согласный, всегда мягкий, глухой) не поется, горлышко спит (проверили).
5. Дифференциация звука [Ч] от других звуков, в слогах, словах.
- Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Ч] хлопните : ч, щ, ж,з, ц, ч, щ, те, шу, щи, ча, чу, щу, тю.
- А теперь речевая зарядка, все вместе (проговаривание слоговых рядов). Ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи; чка-чко-чку-чки; чма-чме-чму-чми и т. д.
-А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком «Ч» назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).
6. Определение места звука в слове.
- Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Ч. Почтальон Печкин отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – сказочная бабочка.
- Бабочка нам подскажет дорогу, если мы выполним ее задание. На доске ромашка, на лепестках которой – картинки со звуком [Ч]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука «Ч» в названиях картинок. И нужно составить предложение со своей картинкой.
Молодцы справились с заданием. И бабочка отправляет нас к следующему герою.
Этот герой – сказочная пчела.
7. Деление слов на слоги.
- И пчела приготовила нам задание. Нужно выложить столько камней, сколько слогов в слове (дети делят слова на слоги).
- Молодцы и с этим заданием справились!
8. Физминутка.
Сейчас мы с вами немного отдохнем:
Кто, скажите, сможет, дети
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Д: Это тоже я могу.
Вправо-влево разведу.
Д: Это тоже я могу.
И как птица полечу.
Д: Это тоже я могу.
Головою поверчу.
Д: Это тоже я могу.
А потом присяду, встану.
Д: Это тоже я могу.
И нисколько не устану.
Д: Это тоже я могу.
Я попрыгаю немного.
Д: Это тоже я могу.
И пешком пойду в дорогу.
Д: Это тоже я могу.
Если надо, побегу.
Д: Это тоже я могу.
Все на свете я могу.
- Пчеле очень понравились ваши движения, поэтому она расскажет нам, где черепашка спрятала букву.
- Буква в сундучке и нам нужно ее найти. А сундучок находится… (Дети находят сундучок и спрятавшуюся черепашку).
Нашёлся сундучок и черепаха здесь. Зачем же она спрятала букву? Оказывается, черепашка специально спрятала букву, чтобы вы прошли все испытания и вы молодцы, что справляетесь с ними.
9. Знакомство с буквой Ч.
- Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?
Ч с четверкой, так похожи!
Буква с цифрой? Ну и что же!
Удивляешься чему ты?
Просто их не надо путать.
Напишите эту букву в воздухе. Вылепите букву из липучек.
10. Работа с карточками.
Сейчас, мы с вами выполним задание по карточкам. Вам нужно, зачеркнуть букву Ч и зачеркнуть все картинки, которые начинаются на Ч. Пока родители, проверяют ваши карточки, возьмите другую. В этом тексте нужно зачеркнуть все буквы Ч.
11. Чтение слогов, слов.
Давайте все вместе прочитаем слоги и слова на доске.
12. Составление слова.
И еще задание от бабочки и пчелы находится в яйцах. В них - буквы. Ваша задача составить из этих букв слово, прочитать получившееся слово и сделать звуковой анализ из кружочков. Кто, желает, это сделать на доске?
Молодцы! Справились с заданием.
13. Повтори скороговорку.
И последнее на сегодня задание. Послушайте скороговорку:
Черепаха не скучая
Час сидит за чашкой чая.
Сейчас каждый из вас, проговорит чистоговорку чисто, правильно и красиво и получит за это смайлик.
14. Итог занятия.
- Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч. Что вам понравилось на занятии?
- Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы! (это вам от бабочки и пчелы)