СВЕТЛАНА ПАНТЕЛЕЕВА
Конспект НОД «Знакомство со свойствами воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: «Знакомство со свойствами воздуха»
Программные задачи: уточнить и расширить знания детей о воздухе; дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле; пополнить знания детей о воздухе – невидимый, бесцветный, может передвигаться, в воде виден в виде пузырьков.
Публикация «Конспект НОД „Знакомство со свойствами воздуха“» размещена в разделах
Закрепить правила безопасности при экспериментировании; развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширить представления о движении воздуха, активизировать речь и обогащать словарь; создать доброжелательный настрой.
Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность, желание беречь её.
Материал: на каждого ребёнка – камень, стакан с водой и трубочка, «массажный шарик – Су-Джок»;
лист бумаги, вертушка – Ветерок, воздушный шарик, ёмкость с водой, стакан с прикреплённой на дне салфеткой, полотенце; средства ТСО.
Демонстрационный материал: мяч, игрушка – Ветерок, стакан с водой и стакан с минеральной водой, виноград; ёмкость с водой, стакан, салфетка, пластилин, иллюстрации с изображением использованием ветра, опорные схемы.
Предварительная работа: беседы и загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, слушание ск. А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского,
Словарная работа: учёные, вентилятор, прозрачный, невидимый, бесцветный.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся. (дети здороваются). А теперь покажите, как нужно правильно сидеть за столом во время занятия.
- Сегодня, я шла в детский сад и думала: какое интересное занятие приготовить для вас. Подхожу к калитке детского сада и вдруг вижу, она то открывается, то закрывается. Подошла поближе: никого нет. А калитка всё равно то откроется, то закроется… .
- Кто же её открывал? (ветер)
- А что такое ветер? (это движение воздуха).
- Правильно! А в помещении детского сада, группы есть воздух (Да) А чтобы это доказать, превратимся в учёных и отправимся в лабораторию.
Дети превращаются в учёных.
- Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)
- А где есть воздух? (везде)
- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).
- А можно жить без воздуха? (ответы детей)
- Почему? (ответы детей)
Давайте проверим, но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:
Не токай соседа во время работы.
Сначала посмотри, потом повтори.
Выполнил, на место положи.
Будь осторожен!
Опыт № 1
- Вдохните побольше воздуха и задержите дыхание, попробуйте не дышать. Достаточно.
- Какое было желание? (ответы детей). Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать). Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.
Значит, воздух есть везде и жизнь без него не возможна.
- Можно ли попробовать воздух на вкус? (ответы детей). Лизните его. Какое свойства воздуха мы с вами откроем? (воздух не имеет вкуса) опорная схема с выводом.
- Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей - твёрдый) камень - это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его? (ответы детей – нет)
Значит можно сделать вывод, что воздух не твердое тело.
опорная схема с выводом.
- Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей). А что умеет делать вода? (ответы детей). Так что же такое вода? (ответы детей). Да, вода это жидкость. А воздух может течь, переливаться? (нет)
Значит можно сделать вывод, что воздух не жидкость.
опорная схема с выводом.
- А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? (Ничего).
Пахнет чем-нибудь воздух?
Значит, какой вывод? (Чистый воздух запаха не имеет).
опорная схема с выводом.
Вывод, используя схемы
- Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это смесь газов. Воздух - не видимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Вот наше первое открытие.
Но как же тогда его обнаружить?
- Продолжим наши исследования.
Опыт №2
- Когда вы выдыхаете, вы видите, сколько воздуха вы выдохнули? (ответы детей). А хотите увидеть воздух? (Да).
- Для этого подвиньте стакан с водой, опустите конец соломинки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха). Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.
опорная схема с выводом.
Вывод: чем больше мы вдохнем воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане.
- А теперь обратите внимание на этот предмет. Воспитатель показывает резиновый мяч. Что это? (мяч)
- Какой удивительный предмет, он и в речке не тонет и высоко скачет. Почему же он такой упругий, что у него внутри? (воздух). Правильно. Играть с мячом одно удовольствие.
Пальчиковая гимнастика «Мячик-ёжик»
Я мячом круги катаю (мяч между ладонями)
Взад-вперёд его гоняю.
Я сожму его немножко (сжать в руке)
Как сжимает лапы кошка.
А теперь – последний трюк: (перебрасываем из руки в руку)
Мяч летает между рук.
- А сейчас, юные учёные, возьмите, пожалуйста, лист бумаги и помашите перед собой. Что вы почувствовали? (ответы детей).
- А откуда взялся ветер? (мы заставили двигаться воздух)
Вывод: ветер – это движение воздуха.
опорная схема с выводом.
- Ребята, вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но, он может быть и врагом. Какие ветры вы знаете? (ураганы, торнадо, тайфуны – воспитатель показывает иллюстрации)
- Расскажите, какие несчастья приносят такие сильные ветры? (ответы детей) - показ иллюстраций. Много бед приносят ветры, но человек воспользовался силой воздуха. Ветер приводит в движение ветреные двигатели, которые вращают жернова мельниц, вырабатывают электричество. А что используют люди в больших помещениях, когда бывает жарко? (вентилятор).
Воспитатель сопровождает свой рассказ показам иллюстраций.
- Ещё в древности человек научился строить лодки и корабли, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабль вперёд. Если бы в природе не происходило движение воздуха, то в жарких странах, где сильно печёт солнце, стало бы ещё жарче. Ветер переносит семена растений, перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле. Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озёра, колодцы.
Вот какую помощь оказывает ветер.
Слышится шум ветра.
- Что это такое?
Воспитатель выходит, надевает на руку игрушку – Ветерок, у которого сбоку прикреплён мешочек, а в мешочке вертушки и воздушные шарики. Заходит и загадывает загадку:
Бежал по тропке луговой,
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой.
- Вы, догадались кто я? (ответы детей - ветерок). Правильно. Здравствуйте, ребята! Да, я - шалунишка-Ветерок! И хочу с вами поиграть. Выходите все, становитесь-ка в кружок.
(во время игры младший воспитатель убирает со столов материал)
игра с элементами дыхательной гимнастики
Под музыку Ветерок раздаёт детям вертушки и предлагает ребятам вытянуть губки вперёд, и плавно подуть – дуем тихо-тихо, а теперь сильнее.
Ветерок: Молодцы! А теперь давайте надуем воздушный шарик и зажмём его у хвостика. А теперь отпустите его в противоположную сторону и посмотрите, чей шарик дальше улетит.
Дети надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета.
Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, его надо больше надувать: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону.
Ветерок: а чем это вы тут занимались, когда я к вам прилетел? (ответы детей – мы исследовали воздух). Ух, ты! А я тоже хочу. Возьмите меня с собой, пожалуйста.
Воспитатель: Ну что, ребята, возьмём Ветерок с собой? (ответы детей).
Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию №2. Дети подходят к столам, расставленным полукругом. На столах стоят ёмкости с водой, стаканы с прикреплённой на дне салфеткой; полотенца. Воспитатель усаживает Ветерок на подставку и предлагает посмотреть, что сейчас будет происходить.
Опыт №3
- Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.
- Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).
- Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)
- Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)
- А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).
Значит, хотя воздух и невиден, все же его можно обнаружить и узнать, что воздух – прозрачный, невидимый и он занимает место.
Воспитатель предлагает детям повторить этот опыт самостоятельно. Ветерок хвалит детей.
- Наши исследования продолжаются.
Опыт №4
Посмотрите у меня на столе 2 стакана воды. Один стакан с простой водой, а второй стакан с минеральной газированной водой. На подносе лежит виноград. Я опускаю одну виноградинку в стакан с простой водой. Что происходит? (она тонет). А теперь я опускаю виноградинку в стакан с газированной водой. Посмотрите, она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". Этот принцип людьми используется в спасательных жилетах.
Далее воспитатель предлагает ученым вернуться в лабораторию №1 и занять свои места за столами.
/ Ветерок предлагает сыграть в д/и «Дышит, не дышит», называется предмет или живое существо, дети отвечают: хлопок руками – дышит, ногами топаем – не дышит) "/.
Физкультминутка «Воздух»
Мы сидели, мы устали.
Воздух дружно изучали.
А теперь пришла пора.
Отдохнуть нам, детвора.
Встали дружно, потянулись,
Хлопнули в ладоши
И друг другу повернулись,
Всем друзьям мы улыбнулись,
Наклонились: раз и два,
Чтоб не болела голова.
И закончили зарядку
Тихо-тихо сев за парту.
Отлично!
Подошла к концу игра.
Расставаться нам пора.
Только помните, ребята,
Птицы, люди и зверята,
Солнце, воздух и вода –
Ваши лучшие друзья!
Ветерок благодарит детей, прощается и под музыку «Шум ветра» улетает.
Итог занятия.
- Что нового вы узнали сегодня? Давайте сделаем вывод с помощью наших знаков. (дети подходят и прикрепляют знаки на ватман – делая выводы - воздух необходим для всех живых организмов. Воздух не имеет ни вкуса, ни запаха. Он прозрачен, бесцветен, но его можно почувствовать и услышать; в воде виден в виде пузырьков).
- Молодцы, юные учёные, спасибо вам за работу. Сегодня мы смогли провести исследование воздуха и пришли к выводу, что воздух - это смесь газов, он невидимый, бесцветный, прозрачный, заставляет предметы двигаться и занимает место. На следующих занятиях мы с вами узнаем другие свойства воздуха.
Звучит музыка «Воздушная»
Открывается дверь, влетает воздушный шарик.
Воспитатель: Посмотрите, да это, наверно, сюрприз от Ветерка! Он нам прислал воздушный шарик. А что это за конверт? (смотрит). Ребята, это же грамоты. Вот они, за вашу хорошую работы вам вручаю грамоту «Юный исследователь воздуха».
Под музыку воспитатель вручает грамоты «Юный исследователь воздуха».