Елена Кригер
Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Знакомство со свойствами песка».
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель: Кригер Елена Степановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №1» с. Объячево.
Цель: Формировать у детей представления о свойствах песка.
Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду; показать детям, что песок состоит из очень мелких частиц - зёрнышек-песчинок);
Публикация «Конспект занятия в старшей группе, Тема: „Знакомство со свойствами песка“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивать: а) познавательную активность детей в процессе экспериментирования; б) связную речь, мышление, внимание, наблюдательность;
3. Расширять, обогащать словарный запас детей словами песок-песчинка, конус, песочные часы, лупа; «сыпучий», «липкий».
4. Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности.
Использовать следующие технологии:
- личностно-ориентированная технология - наблюдения, экспериментальная деятельность.
- здоровье сберегающая технология - физкультминутка.
Предварительная работа: Беседы по темам : «Откуда пришли к нам часы?», «Песок. Где можно найти песок?». Рассматривание фотографий с видами построек из песка. Наблюдение и игры с песком на прогулке.
Оборудование: Фотокарточки по теме «Где можно увидеть песок?», песок, стакан с водой, формочки, лупы, ключ, палочка от мороженого, трубочки для коктейлей, песочные часы, клей, кисточки, чистый лист бумаги, подносы, конверт, почтовая коробка, обручи, музыкальное сопровождение: «Шум ветра», «Пение птиц».
1. Введение в игровую ситуацию.
Восп. : Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка. На посылке написано, что эта посылка нам: «Детский сад Солнышко. Старшая группа. От Незнайки.» Посмотрим, что там? (письмо, мешочек с песком и части мозайки).
- Ребята, Незнайка нам прислал письмо, давайте я вам его прочту.
«Дорогие ребята, я решил отправиться в путешествие. Объехал много стран, и вот сейчас попал в такую страну, где много того, что я вам отправил в мешочке. Я не знаю, что это такое. Исследуйте, пожалуйста, его и отправьте мне ответ, где я нахожусь. Незнайка.»
Восп. : Ребята, что нам нужно сделать, чтобы помочь Незнайке? (открыть мешочек)
- Давайте откроем скорее мешочек и узнаем, что же нам отправил Незнайка. (открываю, высыпаю на плоское блюдо).
- Ребята, что это? (песок).
Восп. : Давайте сначала подумаем, где можно увидеть песок? Где его есть много? (на пляже, в песочнице, в пустыне). Верно. (повесить картины)
- Что же такое песок? Об этом мы узнаем и обследуем его в нашей лаборатории.
Подойдите все к первому столу.
2. Практическое экспериментирование.
Восп. : - И, так, мои помощники, давайте начнём изучение песка.
Опыт №1. Из чего состоит песок?
Восп. : - Ребята, как можем узнать из чего состоит песок? (мы должны его рассмотреть). Верно.
- Что может нам помочь рассмотреть песок поближе? (нам поможет лупа). Правильно.
-Давайте рассмотрим. И что вы видите? Из чего он состоит? Песок состоит из песчинок, и у песчинок разная форма.
- Давайте возьмём песок в руки. Что чувствуете? (песок сыпучий). Правильно.
Вывод: Итак, из чего состоит песок? (из песчинок). Какой он? (сыпучий).
Опыт №2. Песок сухой и мокрый.
- Ребята, каким бывает песок? (сухим и мокрым)
- От чего сухой песок превращается в мокрый? (от дождя)
Давайте и мы наш песок сделаем сырым. Как мы это можем сделать? (налить воды). Правильно.
-А, теперь возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно на месте падения образуется конус, растущий в высоту.
Давайте попробуем сначала с сухим песком сделать такой конус. (дети пробуют). Получается? (да)
-А, теперь с сырым. (дети пробуют) Получается? (нет)
- Ребята, как думаете почему с мокрым песком у нас ничего не получилось? (все песчинки слиплись).
Мокрый песок невозможно сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму.
-Что мы можем сделать из мокрого песка? (слепить куличики)
Вывод: Сухой песок сыпучий, а мокрый нет.
Опыт № 3. Следы на песке.
- Мои помощники переходим к следующему столу. (на столе лежит палочка от мороженого, ключ и плоская ёмкость с песком.)
- Алина, возьми, пожалуйста, ключ в руку и брось его легонько в песок. Егор возьми палочку и тоже брось в песок.
- И, что же осталось на песке? (убираю предметы)
Дети: Остались следы.
Восп. : Правильно. Все предметы оставляют следы.
- Ребята, чем-то эти следы отличаются друг от друга или нет?
Дети: Да, от ключа след глубже?
Восп. :- Как вы думаете почему? (ключ тяжелее палочки) Верно.
- Ребята, а кто может оставлять следы на песке? (люди, животные, транспорт и тд.) Правильно.
Давайте перейдём к следующему столу и рассмотрим фотографию. (на столе лежит фото песка в пустыне)
-А кто же здесь оставил узоры на песке? (ветер)
Опыт №4. Движение песка.
-Когда дует ветер, он переносит песок с одного места на другое. И тогда получаются такие красивые узоры. Ещё говорят «песок движется».
Давайте и мы сейчас превратимся в ветерок и будем дуть на песок через трубочку. Легонько дуем. (дуем сперва на сухой песок, а заем на сырой).
-Какой песок нам удалось легко сдуть? (сухой)
- Почему мы не смогли сдвинуть с места сырой песок? (песчинки склеились и он стал тяжёлым). Верно.
Вывод: Песок двигается.
3. Физминутка.
«Ветер»
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Восп:- Молодцы ребята! У нас остался ещё один эксперимент.
4. Эксперимент: Песочные часы.
- Ребята, на следующем столе есть один предмет. Посмотрите.
-Кто знает, как этот предмет называется? (песочные часы)
-Что вы знаете о песочных часах? (состоит из двух сосудов, которые соединены между собой узким каналом, через который из верхнего сосуда песок просыпается в нижний. Время зависит от того сколько песка в этих часах).
Давайте проследим, за тем, как будет песок просыпаться.
- А теперь попробуем сделать своими руками песочные часы. Наберите песок в ладошку, и тихонько начните сыпать его. Чем больше песка в ладошке, тем дольше времени песок будет просыпаться.
-Молодцы! У всех всё получилось.
5. Подвижная игра: «Ветер»
Все дети в домиках (домики-обручи, на каждого ребёнка). Когда погода хорошая (играет музыка-пение птиц, дети гуляют, радуются, прыгают. А, как подует сильный ветер (включается музыка – шум ветра, дети прячутся в домики. Но с каждым разом домиков становится всё меньше (убираются обручи). Кто не успел забежать в домик, значит «ветер сдул». Игра проводится 3-4 раза.
-Молодцы, ребята!
-Ребята, мы исследовали песок, и очень много о нём узнали. Но, мы не нашли ещё один ответ. Что-то ещё нас попросил узнать Незнайка? Кто помнит? (попросил узнать, где он находится). Верно.
-Надо заглянуть в коробочку. Может быть я что-то пропустила. (заглядываю в коробку-посылку).
-Действительно, здесь ещё что-то есть.
6. Сюрпризный момент: «Собери мозайку».
Восп: - Давайте посмотрим, что это? (раскладываю на столе).
-Ребята, это части от мозайки, его надо нам собрать. Если у нас всё получится, то мы узнаем, где находится Незнайка. (дети собирают)
- Что у нас получилось? Где находится Незнайка? (в пустыне)
- Молодцы, ребята! Нам надо поскорее эту мозайку приклеить на чистый лист бумаги, вложить в конверт и отправить ему. (письмо вкладываем в конверт).
- Я вечером отправлю письмо Незнайке.
5. Рефлексия.
-Ребята, что хотели сделать в начале занятия? Что было сложно, а что легко? Что узнали о песке? Что вы можете рассказать родителям о свойствах песка? (из чего состоит песок? какой он? (сыпучий, липкий). а какой песок бывает сыпучим? (сухой). а какой песок бывает липким? (сырой). что может делать песок с помощью ветра? (двигаться)
- Спасибо вам большое, моим помощникам. Вы молодцы!
ПИСЬМО ОТ НЕЗНАЙКИ
«ДОРОГИЕ РЕБЯТА, Я РЕШИЛ ОТПРАВИТЬСЯ В ПУТЕШЕСТВИЕ. ОБЪЕХАЛ МНОГО СТРАН, И ВОТ СЕЙЧАС ПОПАЛ В ТАКУЮ СТРАНУ, ГДЕ МНОГО ТОГО, ЧТО Я ВАМ ОТПРАВИЛ В МЕШОЧКЕ. Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО ЭТО ТАКОЕ. ИССЛЕДУЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕГО И ОТПРАВЬТЕ МНЕ ОТВЕТ, ГДЕ ЖЕ Я НАХОЖУСЬ. НЕЗНАЙКА»