Светлана Храмцова
Конспект НОД «Воздух вокруг нас» в средней группе
▼ Скачать
Тема: «Воздух вокруг нас»
Цель: Расширять знания детей о воздухе.
Задачи:
Образовательные: - Закрепить представление детей о воздухе, познакомить детей с его свойствами. - Формировать навыки и умения отвечать на вопросы; делать простейшие выводы;
- Формировать навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов.
Публикация «Конспект НОД „Воздух вокруг нас“ в средней группе» размещена в разделах
Развивающие: - Развивать наблюдательность, речь, логическое мышление, память, внимание, интерес к исследовательской деятельности; - Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Воспитательные: - Воспитывать любознательность, аккуратность, умение внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы. - Воспитывать интерес к экспериментированию.
Коррекционные задачи: - Развитие мелкой моторики - Развитие координации слова и движения, слухового и зрительного восприятия.
Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.
Методы и приемы: практический, словесный, игровой, наглядный, беседа, отгадывание загадки, рассказ, опыт, наблюдение.
Формы: НОД, физминутка, дыхательная гимнастика.
Предварительная работа: беседа с детьми о воздухе, отгадывание загадок, разучивание дыхательной гимнастики «Обдуваем плечики», физминутки «Ветер», наблюдение на прогулке за ветром.
Оборудование: ширма, кукла Маша, сундучок, одноразовые стаканы по количеству детей, стаканы с водой по количеству детей, коктейльные трубочки по количеству детей, султанчики, кораблики (2 шт, пластилин, дощечки для лепки, минеральная вода, стеклянная ваза, бумага, воздушные шарики, емкость с водой, 3 стола, салфетки, аудиозаписи (минусовки «Топни ножка моя», «Солнечные лучики», «Полет бабочки»).
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться на поиски клада. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. (Под музыку, дети проходят «по дорожке» и находят сундучок).
По ровненькой дорожке, Шагают наши ножки, Раз, два, раз, два.
По дорожке ты шагай,
Ноги выше поднимай,
И немножко поскачи,
Только, друг мой, не спеши.
На носочках ты шагай,
Свою спинку выпрямляй.
И попрыгай по дорожке,
Хороши пружинки-ножки.
Дальше веселей шагай,
Маршируй, не отставай.
Воспитатель: Смотрите, сундучок!
Маша (появившись из-за ширмы) : Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Здравствуй, Маша. Мы с ребятами вот сундучок нашли.
Маша: А что же в сундучке? Давайте скорее посмотрим.
Воспитатель: Ой, да здесь целая маленькая лаборатория: стаканчики, трубочки, султанчики, кораблики, пластилин, ребята, здесь письмо еще есть.
Маша: Ну, читайте скорее, что там написано?
Воспитатель читает письмо: Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку. Узнайте какой я? А содержимое сундучка поможет вам ответить на вопросы. Слушайте загадку:
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим. (Воздух)
Воспитатель: Правильно, воздух.
Маша: Воздух, воздух? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух!
Воспитатель: Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Маша: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Маше, что воздух всё-таки есть! Возьмем стаканчики из сундучка, и пройдем к столу. А ты Маша внимательно смотри и слушай.
Маша: Я согласна.
Дети подходят к первому столу.
Опыт «Воздух существует»
Воспитатель: Мы сейчас с вами проведем опыт. Перед вами емкость с водой, бумага, салфетка, чтобы руки вытереть и у нас есть стаканчики. Сомните лист бумаги и заложите его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?
Дети: Бумага в стакане осталась сухой.
Воспитатель: Вытрите руки салфеткой. Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. Воздух не дает воде намочить бумагу. Значит, мы можем сделать вывод.
Вывод 1: Воздух существует.
Воспитатель: Вот Маша мы и ответили на твой вопрос. Маша: Спасибо.
Воспитатель: Ребята, а вы видели, воздух в стаканчике? Дети: Нет. Воспитатель: Если мы его не видим, но он существует мы это с вами доказали, значит, он какой? Дети: Невидимый. Воспитатель: А какого он цвета? Дети: бесцветный, прозрачный.
Воспитатель: Делаем вывод 2: воздух невидимый, бесцветный, прозрачный. Вот мы и ответили на вопрос в письме: какой я?
Маша: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. Просто его невидно, потому что он прозрачный, бесцветный. А вот интересно, внутри человека воздух есть?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим? Пройдите и сядьте за столы. Сели правильно.
Опыт «Воздух внутри нас» На столах у каждого ребенка стаканчик с водой.
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой, а из сундучка мы возьмем трубочки. Опустите трубочку в стакан и подуйте тихо. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки – это воздух. Мы дуем в трубочку, и воздух выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и так получаются пузырьки.
Маша: Понятно! Мы выдыхаем воздух, который находится внутри нас.
Воспитатель: Делаем вывод 3: Воздух есть внутри человека.
Воспитатель: Подуйте в трубочку и понаблюдайте за пузырьками. Что происходит с ними?
Дети: Они поднимаются вверх.
Воспитатель: А почему? (Потому что они легкие)
Делаем вывод 4: Воздух легкий.
Маша: Ясно! Воздух есть внутри человека, он легкий. Но как он попадает в нас?
Воспитатель: Ребята, как воздух попадает к нам внутрь?
Дети: Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Маше, как дышат наши носики. И проведем гимнастику «Обдуваем плечики». И ты, Маша, можешь повторять вместе с нами.
Дыхательная гимнастика «Обдуваем плечики» (под музыку «Полет бабочки», стоя около столов)
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, голова прямо. Выполнение: делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение упражнения в следующем порядке: голова прямо – вдох, голова повернута направо – выдох, голова прямо – вдох, голову опускаем вниз – выдох, голова прямо – вдох, голову поднимаем наверх – выдох, голова прямо – вдох. Выполняем упражнение 2-3 раза. Молодцы. Садитесь на стулья. (Дети садятся за столы).
Воспитатель: Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: А вот с султанчиком видно.
Опыт с султанчиком.
Воспитатель: В сундучке есть султанчики, возьмите султанчик, поднесите его к лицу и подышите на него. Что происходит с султанчиком?
Дети: Он шевелится.
Маша: Я тоже видела, что султанчик шевелится.
Воспитатель: Когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, султанчик шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Вывод: Ветер – это движение воздуха. Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, выходите на физминутку.
Физминутка «Ветер» Осторожно ветер
За калитку вышел, (шаги на месте) Постучал в окошко, (имитация движений) Пробежал по крыше, (бег на месте) Покачал тихонько
Ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево) Пожурил за что-то
Воробьев знакомых. (погрозить пальчиком) И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью. (бег по кругу, руки в стороны)
Воспитатель: Ребята, в нашем сундучке есть кораблики? Что можно с ними делать? Дети: Пускать по воде, играть. Воспитатель: Я опускаю кораблики на воду. Что делают они сейчас? Дети: Стоят на месте. Воспитатель: А теперь давайте подуем, что произошло теперь? Дети: Они плывут. Воспитатель: Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы. Какой вывод можно сделать? Дети: Воздух может передвигать предметы.
Воспитатель: Ребята, я хочу показать вам интересный опыт, но для этого мне нужна ваша помощь. Возьмите пластилин и скатайте маленькие шарики. Я налью в стаканчики газированную воду, в этой воде есть пузырьки воздуха, а вы бросаете пластилиновые шарики. Теперь наблюдаем, что происходит. (Пластилиновые шарики упали на дно). А почему? (Они тяжелые). А теперь они поднимаются вверх. Почему? Пузырьки воздуха прикрепились к пластилину и поднимают кусочек наверх, мы знаем, что воздух легкий. Вот такой воздух волшебник. Он поднимает предметы вверх.
Рефлексия
Маша: Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!
Воспитатель: Давайте поможем Маше вспомнить, что мы узнали о воздухе сегодня.
Воздух существует. Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный. Воздух есть внутри человека. Воздух легкий. Ветер – это движение воздуха. Воздух может передвигать предметы.
Воспитатель: Маша, куда ты исчезла? Что ты там делаешь? Маша: Я тут! (дует). Я надувала воздухом шарики, хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. (отдает шарики воспитателю). Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу Мишке всё, что узнала сегодня. До свидания!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Вы молодцы очень старались, а теперь пора возвращаться в группу.