Ольга Иванченко
Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в старшей группе «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формировать представления детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
• развитие познавательной активности
• способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
• развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в старшей группе „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах
• развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
• воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
Оборудование: Большая прозрачная емкость с водой, одноразовые стаканчики с водой, соломинки для коктейля, мед. шапочки, 2 ведёрка, пакет целлофановый, зубочистка, салфетка, муляжи – грибы, кирпич, мел, мыльные пузыри, костюм царевича, рюкзак, полотенце, апельсин, царская грамота, печать из сургуча, клубок ниток.
Предварительная работа:
Беседа на тему: «Значение воздуха для жизни растений, животных, людей»,беседа о профессии ученый, дидактическая игра «Живая и неживая природа»,чтение и заучивание стихов, загадки о воздухе, чтение сказки «Как Дуняша от ветра пряталась»
Ход занятия:
Воспитатель,– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
– Что это?
(ответы детей)
Воспитатель: – Правильно, это воздух.
(Раздаётся стук в дверь)
Воспитатель: Интересно кто это там стучит? Ребята, давайте посмотрим. Вижу здесь письмо и сейчас я вам его прочту. Рассаживайтесь поудобней, да слушайте внимательно.
(Дети садятся на ковёр)
Читаю письмо:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И был у него один единственный сын, звали которого Иван-Царевич. Когда Иван вырос, он полюбил прекрасную царевну Василису – дочь царя из царства Природного. А Василиса была очень умной царевной и решила она проверить, насколько умён её жених. Загадала она Ивану-Царевичу три мудрё ные загадки и сказала: «В большом месте сидеть – много надобно ума иметь. Отгадаешь мои загадки – пойду за тебя замуж, а если нет – не обижайся!»
Загоревал Иван-Царевич, а царь-отец молвил: «Сиденьем города не берут. Иди, сын мой милый, по белу свету походи, поучись, мудрости наберись. Быть может, тогда и отгадаешь загадки Василисы.
Взял тогда Иван ниток клубок, бросил его впереди себя и пошё л: куда клубок катится, туда и царевич идёт…
(Звучит волшебная музыка и появляется клубочек.)
(Заходит в группу Иван-Царевич с заплечным мешком)
Иван: Много дней и ночей иду я по свету за своим клубочком. Вижу: теперь привёл он меня в детский сад. Здравствуйте, дети.
Дети и воспитатель: Здравствуй, Иванушка. Проходи, присаживайся. Слышали мы про твою беду. Может и могли бы тебе помочь, да вот жаль, что загадок не знаем.
Иван (радостно) : Так я вам их загадаю! А вы мне поможете?
Дети и воспитатель: Постараемся.
(Иван раскрывает заплечный мешок и говорит)
Вот первая загадка: Подарила мне Василиса ведёрко с грибами. Грибы велела высыпать, а что в ведёрке осталось – ей показать. Только что же ей показывать? В ведёрке-то пусто!
Воспитатель: Вот как раз об этом я сегодня хотела поговорить с ребятами и я приготовила всё необходимое для нашего занятия. Ребята, и ты, Иванушка, проходите к этому большому столу и приготовьтесь слушать меня внимательно.
А расскажу я вам сегодня о том, что всех нас окружает воздух. Он находится везде-везде: вокруг предметов, игрушек, строений, заполняет все пустые места. Но мы его в обычной жизни не видим. Скажите, а вам хотелось бы увидеть воздух?
(Ответы детей)
Дети и Иванушка: очень, только как это можно сделать?
Воспитатель: Для этого я приглашаю вас в лабораторию и мы поговорим о воздухе как настоящие учёные – исследователи. (предлагаю детям одеть шапочки)
Воспитатель: Я догадывалась, что вам интересно будет увидеть воздух и заранее приготовила всё необходимое для опытов.
Итак, смотрите. Я приготовила обычный пакет и положила в него полотенце. А теперь это полотенце из пакета убираю.
(Широко раскрываю пустой пакет и закручиваю)
Как видите, в нём ничего больше нет. Но почему я не могу свернуть пакет, что мне мешает? Оказывается, это воздух, который я закрыла в пакете. Проверим? Для этого я попробую опустить этот пакет на дно ёмкости с водой. Смотрите, как ведет себя мой пакет: он не хочет лежать, выпрыгивает наверх. Это потому, что воздух очень лёгкий и вода его выталкивает.
(Повторяю несколько раз)
А теперь я попробую заставить пакет с воздухом опуститься на дно. Для этого мне нужно надавить на пакет. Но открою вам секрет: в моём пакете есть маленькие дырочки. Через них будет выходить воздух. Будьте внимательны и говорите всё, что увидите.
(Провожу опыт, дети комментируют)
Дети: Пузыри появились, их много, они крупные, большие, играют в догонялки, бурлят, как фонтан.
Воспитатель: Верно. А сейчас я раскрою пакет и наберу ещё воздуха, а потом снова опущу его в воду и попробую раскрыть в воде.
(Ответы детей)
Дети: Огромный пузырь поднялся наверх и исчез.
Воспитатель: Вот, ребята, оказывается, в пустом пакете был воздух и с помощью опытов мы смогли его увидеть.
Иванушка: Я тоже видел. Очень интересно.
Воспитатель: А сейчас давайте проведём опыт с этим стаканом, на дно которого я с помощью кусочка пластилина прикрепила кусочек салфетки. Обратите внимание, какие у неё края: они загнуты вверх, словно лепестки у ромашки. Как вы думаете, если я опущу этот стакан в воду, салфетка намокнет?
(Ответы детей)
Дети и Иванушка: Конечно, обязательно.
Воспитатель: Давайте проверим.
(ровно опускаю стакан вверх дном в воду)
И что же мы видим? Салфетка сухая.
Воспитатель: Интересно,как же это получилось?
(Ответы детей)
Дети: Мы знаем, почему салфетка не намокла! Потому что воздух был в стакане.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Сейчас я снова проведу этот опыт, но немного по-другому. Сначала также опущу стакан в воду, а потом его наклоню. А вы наблюдайте.
(Провожу опыт)
Дети и Иванушка: Из стакана воздух вышел в форме больших пузырей.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Давай-ка, Иванушка, проведем опыт с твоим ведёрком.
(Провожу аналогичный опыт с комментариями детей)
Воспитатель: Вот тебе, Иванушка, отгадка на первую загадку: в пустом ведёрке находится, что?
( Ответы детей: воздух.)
Иванушка: Спасибо. Вижу, вы ребята умные, сообразительные. Помогите, пожалуйста, и вторую загадку отгадать.
Дети: Загадывай, Иванушка! А мы постараемся.
Иванушка: Спрашивает меня Василиса: без чего я не могу жить?
Воспитатель: А ты, Иванушка, попробуй не дышать.
Иванушка: Как, совсем?
Воспитатель: Хоть минуточку!
Иван: Никогда не пробовал. Ну-ка… (задерживает дыхание) Ой, не могу! Что такое?
Дети: Потому что всего нужнее человеку воздух!
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё сказали правильно. Вспомните, только ли человеку необходим воздух?
Дети: Ещё воздух нужен птицам, рыбам, животным, деревьям, растениям, всей живой природе.
Воспитатель: Замечательно! Вот, Иванушка, ответ на твою вторую загадку: человек не может жить без воздуха! А чтобы убедиться в этом, предлагаю снова перейти к опытам.
Давайте проверим, чем мы дышим. Для этого я буду вдыхать воздух через нос, а выдыхать через трубочку в стакан с водой. Смотрите, что у меня получается.
(Провожу опыт, дети комментируют увиденное)
Ребята, а может у меня стакан волшебный? Интересно, у вас получится этот опыт? Попробуйте самостоятельно провести его. Помните, как надо правильно вдыхать и выдыхать воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда начинайте.
Иванушка: А мне можно?
Воспитатель и дети: Конечно.
(Проводится опыт с комментариями)
Иванушка: Я так увлекся опытами, что чуть не забыл про третью загадку. Но она такая трудная.
Дети и воспитатель: Не горюй, Иванушка, загадывай свою загадку. Поможем, чем сможем.
Иванушка: Дала мне Василиса ещё одно ведерко (достаёт из заплечного мешка, а в нём – кусочек кирпича, мела. Спросила, что в них общего? А я не знаю, никак не могу догадаться! Как быть – ума не приложу!
Воспитатель: Не волнуйся, Иванушка. Смотри и слушай очень внимательно. Нам снова помогут опыты. Для начала, ребята, давайте вспомним, к какой природе относятся кирпич, мел?
Дети: К неживой.
Воспитатель: Да, ответ правильный. А почему?
Дети: Потому что они не питаются, не растут, не дышат, не передвигаются.
Воспитатель: Очень хорошо. Но раз Василиса придумала такую загадку, значит, что-то общее в них всё же есть. Давайте проведём опыты. Вначале я в ёмкость с водой брошу кусочки кирпича, и мы с вами проверим, что с ними будет происходить?
(Провожу опыт, дети комментируют)
Воспитатель: Теперь в воду опускаю кусочки мела. Что вы видите?
(Дети комментируют)
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю самостоятельно проделать этот опыт. Подойдите к столам. Опустить кусочек кирпича в один стакан, а в другой мел.
Дети и Иванушка обмениваются наблюдениями и выводами, что в кусочках кирпича и мела есть воздух. Его вода выталкивает наверх, потому, что воздух очень лёгкий.
В кусочках кирпича воздуха было немного, в кусочках мела – побольше.
Иванушка: Как я рад, что мой волшебный клубочек привёл меня именно к вам, ребята! Вы так мне помогли! Большое спасибо! Теперь я смогу не только отгадать загадки Василисы, но и опыты показать. Поспешу. До встречи!
(Уходит в смежное помещение)
Воспитатель (вслед) : Иванушка, мешок забыл.
Иванушка (из-за двери) : Это вам в подарок.
Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, что же нам Иванушка оставил.
(Дети подходят к столу)
Воспитатель: заглядывает в мешок и говорит детям: «Вижу, что ещё один опыт можно провести. Закройте глаза и попробуйте по запаху определить, что в мешке?»
(Достаю контейнер с нарезанными апельсинами, открываю его и подношу к детям, предлагаюпонюхать)
Дети: Вкусно пахнет апельсинами.
Воспитатель: Отгадали! Открывайте глаза и смотрите, сколько их здесь много. Все сможете угоститься после занятия. А пока продолжим. Вот сейчас вы вдохнули воздух, который пропитался запахом апельсинов. Значит, воздух можно не только увидеть с помощью опытов, но и почувствовать. Верно?
Дети: Да, и догадаться, чем пахнет.
Воспитатель: Конечно. Но и это не всё. Есть у меня для вас ещё интересные опыты и эксперименты. Потрогайте свою руку ладошкой. Какая она?
Дети: Теплая.
Воспитатель: Значит, у нас в группе…
Дети продолжают: Тепло.
Воспитатель: Правильно. А знаете, почему? Потому, что воздух в группе кроме горячих батарей греем ещё и мы сами.
Дети: Как?
Воспитатель: Очень просто. Проведём ещё один эксперимент. Смотрите на меня: я вдохну воздух через нос, а выдохну на ладошку, которую поднесу ко рту. Сделайте, как я и отгадайте, что я почувствовала.
(Дети проводят эксперимент)
Дети: Когда мы вдохнули воздух, он был прохладный, а на ладошку выдохнули теплый.
Воспитатель: Ребята, у всех так получилось? Очень хорошо!
Дети: Да!
Воспитатель: Вы у меня просто молодцы! Но хочу заметить, что свежий воздух полезнее для нашего организма, поэтому нужно всегда проветривать помещения и гулять на улице.
(открыть окно)
(звучит шум ветра)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?
Дети: это свежий воздух с нами играет.
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо.
(помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо.
(покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише.
(присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше.
(потянуться вверх)
Ребята, в завершение нашего занятия давайте вспомним, что нового и интересного вы сегодня узнали о воздухе.
(Ответы детей)
(Итог) Стихи
Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой! Где найдём его с тобой?
Воспитатель: А знаете ли вы, что у воздуха есть одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть.
(проводится игра с мыльными пузырями под музыку)