Ирина Юрченко
Конспект НОД «Путешествие в космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений детей о космосе.
Задачи:
Образовательная:
-уточнить и расширить представления детей о планетах;
-расширить кругозор детей о профессии космонавт.
Развивающая:
- развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.
Воспитательная:
-вызвать желание у детей исследовать и изучать космос;
- воспитывать навыки правильного поведения на занятии;
-воспитывать умения работать в коллективе;
-воспитывать интерес, желание больше узнать о космосе;
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в космос“» размещена в разделах
-воспитывать чувство гордости за историю своей страны.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Предварительная работа:
1. Чтение и рассматривание большой энциклопедии для дошкольников.
2. Чтение детских книг о космосе, космонавтах, космических явлениях; рассматривание иллюстраций; («Дорога на космодром» Я. К. Толованов, «Я хочу в космос» К. Курбатов).
3. Рассматривание предметных картинок на тему Космос.
4. НОД по ХЭР лепка «В космосе».
5. Беседы о первом космонавте Ю. А. Гагарине и его полете в космос, «Наша солнечная система».
6. Конструирование космических кораблей из различных конструкторов по представлению.
7. Знакомство с картой Солнечной системы.
Оборудование и материалы: макет картонной ракеты, макет Солнечной системы, иллюминационная лампа (светомузыка, выставка картинок и фотографий по теме «Космос», магнитофон с музыкой, материалы для дидактических игр, воздушный шарик.
Словарная работа: скафандр, иллюминатор, космодром.
Ход занятия
Вводная часть
1. Приветствие
(Дети входят в группу под музыку «Марш космонавтов». Выстраиваются полукругом.
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними и подарите им свою улыбку. Отлично!
2. Сообщение темы занятия (работа над загадками).
Воспитатель: Ребята, отгадайте мои загадки.
(Воспитатель загадывает загадки, картинки-отгадки вывешивает на доску)
1. Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной…
(Комета)
2. Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)
3. В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
(Солнце)
4. Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…
(Луна)
Воспитатель:
-Что объединяет все эти ответы- картинки? Как это можно назвать одним словом? (Космос, солнечная система).
-Значит, о чем же мы сегодня будем говорить? (о космосе)
-Ребята, а вы знаете, какой праздник завтра отмечает вся страна? (день космонавтики).
-А вы знаете, что произошло много лет назад в этот день? (Впервые человек полетел в космос)
-Кто знает, как звали первого в мире космонавта?
2. Основная часть.
1. Рассматривание фотографий. Рассказ воспитателя.
Воспитатель: Ребята, давайте поближе подойдем к выставке и рассмотрим фотографии (обращает внимание на выставку фотографий).
Завтра, 12 апреля, мы отмечаем важный праздник- День космонавтики.
- Ребята, что такое космос? (фото 1, все то, что находится за пределами планеты Земля).
С давних времен люди хотели побывать в космосе. Они задумывались над вопросом: «Что такое космос?», «Есть ли жизнь на других планетах?». И тогда ученые- конструкторы создали первый космический корабль «Восток»(фото 2).
Космический корабль- это очень сложная техника. Поэтому прежде, чем посадить человека- технику надо проверить.
Прежде, чем человек оказался в космосе, там побывали животные. И первой в космос отправилась собака Лайка (фото 3). В то время люди мало знали о космосе и космические аппараты еще не умели возвращать на Землю. Поэтому Лайка осталась там, в космическом пространстве навсегда.
А через 3 года покорять космос отправились собаки Белка и Стрелка (фото 4). Они пробыли в космосе всего один день и удачно вернулись на Землю.
Люди всегда помнили о тех, кто первым побывал в космосе. В Москве открыт памятник первому животному, побывавшему в космосе- собаке Лайке (фото 5).
-А кто же был первым космонавтом? (фото6).
(Воспитатель читает стих)
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Дети, с портрета на вас смотрит улыбчивый, смелый летчик- космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
А здесь он одет по –другому, в ту одежду, в которой он находился в полете (фото 7). Весь его костюм называется скафандром. В него входит оболочка, шлем, перчатки, ботинки. Скафандр, как кабина космического корабля, там есть все, чтобы космонавты смогли находиться в полете. В скафандре есть трубки с дыхательной смесью, которые нужны для дыхания. Этот костюм очень прочный, он связан с Землей, то есть космонавт в космосе, а мы на земле можем его видеть и разговаривать с ним. Скафандр очень тяжелый и его могут одевать только вынослывые, натренированные люди.
Именно Юрий Гагарин был первым человеком, который полетел в космос и провел на орбите нашей планеты целых 108 минут. Он на космическом корабле «Восток» облетел вокруг земного шара и вернулся на Землю.
Воспитатель: Я знаю, Вика хочет рассказать стихотворение.
Ребенок:
Я помню солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!
Его все по улыбке узнавали-
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!
С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли…
А начинал- российский, славный парень,
Гагарин- первый космонавт Земли!
Воспитатель: Потом летали в космос и другие люди, Алексей Леонов, В. Терешкова. (фото 8)
2. Беседа по вопросам
-Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (смелым, отважным, сильным, здоровым, мужественным, выносливым).
-А что он должен для этого делать? (много тренироваться)
-Я вам сегодня предлагаю отправиться в космическое путешествие. Но для этого предлагаю провести космическую тренировку.
3. Физминутка
Раз, два - стоит ракета (руки вверх)
Три, четыре - скоро взлет (руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круговые движения руками)
Космонавтам нужен год (руки к щекам,
Но дорогой нам не страшно (качают головой)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают в локтях руки)
Пролетая над землею (руки в стороны)
Ей передаем привет (машут руками).
Воспитатель:
-Чтобы отправиться в полет, нам нужно выбрать самый быстрый транспорт.
Загадка: Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост — и поднимается до звезд.
-Что же это? (ракета)
4. Опыт «Запуск ракеты»
Ребята, наша ракета готова к старту, но как же она полетит? Чтобы узнать, как взлетает ракета, мы с вами проведем опыт. Сейчас вам нужно быть очень внимательными. Ракета к старту готова. Считаем в обратном порядке: три, два, один – пуск.
Опыт.
Воздушный шарик с нарисованной ракетой прикреплен к трубочке, через которую продета леска. Леска натянута. Воспитатель выпускает воздух из шарика, шарик мчится вперед по леске. (Воспитатель проводит опыт с шариком на леске)
Воспитатель:
- Почему шарик движется вперед?
Воспитатель: точно так же и ракета взлетает высоко в небо, только вместо воздуха у нее топливо. При горении горючее превращается в газ и толкает ракету вверх.
5. Игровой момент «Отправление в космос».
Рассматривание макета солнечной системы. Беседа.
(Вокруг макета ракеты расположены стульчики)
Воспитатель: Ну а теперь нам пора отправляться в космос. Занимайте свои места. Наша задача пронаблюдать, что есть в космосе.
И так, все сели, приготовились, начинаем запуск.
Все вместе: пять, четыре, три, два, один, пуск! (во время счета закрываются жалюзи, включается запись звука ракеты, звездное небо)
Воспитатель:
Воспитатель: ребята, мы с вами летим в космосе, у нашей ракеты есть иллюминатор, что это такое? Посмотрите в иллюминатор, что мы видим? (звезды и солнечную систему)
(Воспитатель показывает макет солнечной системы.)
-Какое солнце по сравнению с другими планетами? (большое, горячее, яркое? Для чего нужно солнце?
Воспитатель: Правильно все планеты крутятся вокруг одной большой звезды, которая называется солнце, а какие планеты вы знаете? Давайте вместе их вспомним.
Дидактическая игра «Расположи планеты»
Воспитатель загадывает загадки о планетах, отгадку показывает на макете. Ребенок прикрепляет планету на свою орбиту.
Загадки:
1. Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален. (Меркурий)
2. В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара (Венера)
3. Планета голубая, любимая, родная.
Она твоя, она моя, а называется (земля)
4. Это красная планета по соседству с нами.
И зимой и даже летом мерзнет подо льдами,
Странно, что не говори
Лед не сверху, а внутри. (Марс)
5. В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет. (Юпитер)
6. Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один.
Очень важный господин. (Сатурн)
7. Пышный газовый гигант
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
(Уран)
8. На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Холодно на ней весьма -
Состоит из воды, газа и льда (Нептун)
9. Нужно пять часов, чтоб свету
Долететь до той планеты,
И поэтому она
В телескопы не видна. (Плутон)
Воспитатель:
Воспитатель: -Сколько же всего планет? Давайте вместе их назовем.
Дети хором проговаривают стихотворение (воспитатель показывает планеты)
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель: Как называется планета, на которой мы с вами живем.
- А как выглядит она? Какую форму она имеет? Какого цвета?
(она имеет форму шара, окрашенного в голубой и зеленый цвет: голубой - это моря, реки, океаны; а зеленый - это суша (материки).
Воспитатель: Вспомните, какая она по счету? Давайте проверим.
-А почему Земля самая необычная планета? Что есть на Земле, чего нет на других планетах?
Земля делает один полный оборот против часовой стрелки вокруг солнца за один год, при этом она вращается и вокруг своей орбиты. (Показ на макете). Другие планеты тоже вращаются вокруг солнца.
Игра «Земля солнце»
Воспитатель вызывает 6 человек. Раздает 3 круга желтого цвета- солнце, 3 круга черного цвета- земля. Дети показывают как земля вращается вокруг солнца, а затем меняются карточками.
Воспитатель: А как называется естественный спутник Земли? (луна)
-Давайте посмотрим и найдем самую маленькую планету-Меркурий, самую большую-Юпитер, планету с кольцом-Сатурн)
-Ребята, нам пора возвращаться на Землю. Заняли места, пристегнули ремни.
(Включается лампа звездное небо). Дети садятся на стулья.
3. Заключительная часть. Закрепление материала.
МПИ «Космонавты»
Дети идут по кругу и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты для полета на планеты.
На какую захотим, на такую полетим.
Но в игре один секрет-
Опоздавшим места нет.
(Дети забегают в обручи по 2 человека, тем, кому не хватило- садятся на стул)
Дидактические игры
1. «Расположи планеты» (2 группы, самостоятельно)
2. «Собери космические пазлы»
3. «Звездочки- вопросы»
1. Кто первым побывал в космосе?
2. Назовите фамилию космонавта, побывавшего в космосе первым?
3. Сколько планет солнечной системы вы знаете? 9
3. Назовите спутник Земли?
4. Назовите самую большую раскаленную звезду? Солнце
5. Как называется костюм космонавта? (скафандр)
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
Воспитатель: Ребята, я очень надеюсь, что в будущем кто- то из вас тоже может стать космонавтом.