Юлия Федосеева
Конспект познавательного развлечения для детей старшей группы ДОУ «Путешествие в космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Путешествие в космос"
Программное содержание:
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: формирование представлений и познаний ребят дошкольного возраста о космосе.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать представления о Вселенной, солнечной системе и её планета, о космонавтах, спутниках, невесомости…. ;
Развивающие:
- способствовать стремлению познания окружающего мира;
Публикация «Конспект познавательного развлечения для детей старшей группы ДОУ „Путешествие в космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Космос. Сценарии космических развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
- способствовать развитию устной речи, мышления и воображения, содействовать развитию фантазии;
- обеспечить ситуацию, способствующую организации соревновательной деятельности и активного взаимодействия сверстников в команде.
Воспитательные:
создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к изучению окружающего мира;
-воспитывать чуткое отношение к планете Земля;
-воспитывать чувства уважения к героям освоения космоса;
-воспитывать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности.
Интеграция образовательных областей:
• речевое развитие;
• социально - коммуникативное развитие;
• художественно - эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Виды детской деятельности:
• игровая;
• коммуникативная;
• познавательно – исследовательская (моделирование);
• изобразительная;
• музыкальная;
• двигательная.
Программные задачи:
Речевое развитие:
Связная речь:
• развивать речь детей, включая их в познавательно – исследовательскую деятельность;
• способствовать обогащению активного словаря через познавательно – исследовательскую деятельность;
• обогащать эмоционально – чувственный опыт детей;
• развивать диалогическую и монологическую формы речи;
• воспитывать речевую культуру.
Социально - коммуникативное развитие:
• формировать готовность детей к совместной деятельности со сверстниками;
• развивать умения работать в команде;
• развивать умения согласовывать действия с партнёром;
• формировать навыки искусства общения;
• развивать стремление к достижению общего результата.
• формирование позитивных установок к профессиям: программист, учёный, математик, инженер.
Художественно - эстетическое развитие:
• способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей;
• развивать фантазию, творческое воображение детей;
• воспитать интерес к художественной литературе.
Физическое развитие:
- обеспечить условия способствующие приобретению двигательного опыта детей.
Педагогические методы организации образовательной деятельности:
Наглядные:
• демонстрация портретов космонавтов, планет солнечной системы и созвездий;
• просмотр видео - презентации;
• рассматривание лэпбука «Детям о космосе».
Словесные:
Словарная работа: Земля, Луна, Солнце, Марс, космос, планеты, звезда, корабль, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, станция, скафандр, невесомость, орбита.
• мотивация;
• метод интерактивного обучения;
• беседа;
• изучение художественной литературы;
Практические:
• продуктивная деятельность (аппликация, рисование);
• моделирование;
• программирование.
Методические приемы организации образовательной деятельности:
• объяснение;
• показ;
• поощрение;
• вопросы проблемного характера;
• опора на наглядность.
Используемые образовательные технологии:
• личностно - ориентированная технология;
• игровая технология;
• технология использования проблемных ситуаций;
• технология развития критического мышления.
Предварительная работа:
• НОД;
• наблюдения на прогулках: за небом, солнцем;
• рассматривание иллюстраций, учебно – методического пособия - лэпбук;
• отгадывание космических загадок в стихах ;
• заучивание стихотворений на тему космос;
• Дидактические игры:
-кто с какой планеты прилетел?;
-инопланетяне гуляют с инопланетными питомцами;
-помоги инопланетянину выбраться из лабиринта;
-вокруг чего крутятся планеты;
-найди два одинаковых спутника;
-нарисуй планетам красивые разноцветные хвосты.
Ход мероприятия:
Вход в нарядно украшенный музыкальный зал.
Видео: https://www.youtube.com/embed/Jo-MVdEXDmkОрганизационный компонент:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг!
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Введение в тему:
- Ребята, какое сейчас время года? (Весна)
-Ребята, а какой сейчас месяц? (Апрель).
-Ребята, а какое сегодня число? (Двенадцатое)
- Ребята, а какой праздник отмечается – 12 Апреля?
- Вы не знаете? Тогда я вам подскажу.
День сегодня не простой,
Это в мире знает каждый.
Впервые в космос полетел,
Человек отважный.
Давайте посмотрим, как это происходило.
Видео: https://www.youtube.com/embed/RDO2MMLskA8(Слайд № 2,3)
- Небо над нашей головой усыпано множеством небесных тел: Солнце, звёзды которые похожи на маленькие сверкающие точечки, планеты, метеориты, которые расположены далеко от Земли – это космос.
(Слайд № 4)
- Сначала изучать космос человеку помогали искусственные спутники земли, с которых началась космическая эра. Первый спутник земли (ПС -1) был запущен на орбиту 4 октября 1957 года. Летательный аппарат весел 83,6 килограмм, имел форму шара диаметром 58 см. Спутник летал 92 дня, до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов вокруг Земли (60 мил. км.)
(Слайд № 5)
Около 300 спутников Земли сейчас вращается на орбите,
их размеры самые разные от нескольких сантиметров, и весом в несколько грамм, до многотонных, длиной в несколько метров. Спутники выполняют следующие задачи:
передают всему миру информацию о погоде, телевизионные передачи, телефонные разговоры.
(Слайд № 6)
Вслед за спутниками в космос отправились пилотируемые космические корабли, беспилотные грузовые корабли, многоразовые космические корабли.
(Слайд № 7)
Но прежде, чем в космос полетел первый человек, учёные отправили в космическую неизвестность животных. Собака «Лайка» стала первым живым существом отправившимся в экспериментальный космический полёт на советском корабле «Спутник – 2», который был запущен 3 ноября 1957 года.
(Слайд № 8)
19 Августа 1960 года, был осуществлён успешный запуск второго космического корабля – спутника, в кабине которого находился первый космический экипаж – четвероногие разведчики, собаки «Белка» и «Стрелка», вписавшие свои имена в историю мировой космонавтики.
Кроме, собак в катапультируемом контейнере ещё находились и растения, семена: пшеницы,гороха, лука, кукурузы, грибковые растения и мыши, которые пробыли на орбите более суток и благополучно вернулись домой.
(Слайд № 9)
После первых успешных эксперементов на животных, для полёта в космос стали готовить людей. Так появилась новая профессия – космонавт. Космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает в космосе: изучает планету, берёт пробы грунта, пыли, фотографирует.
(Слайд № 10)
12 апреля 1961 года впервые в мире стартовал космический корабль «Восток -1» с первым пилотом – космонавтом, совершившим героический полёт в космическое пространство – Юрием Алексеевичем Гагариным. Выполнив один оборот вокруг Земли, за 108 минут, корабль завершил полёт.
(Слайд № 11)
Кроме мужчин, в космос летали и женщины. Первая в мире женщина – космонавт совершила полёт в космос на космическом корабле «Восток -6» 16 июня 1963 года, она сделала 48 оборотов вокруг Земли и провела почти трое суток в космосе, где вела бортовой журнал и делала фотографии.
(Слайд № 12)
18 марта 1965 года стартовала ракета – носитель, на борту которой был космический корабль «Восход -2». Полёт продолжался немного более суток, но это был исторический полёт, во время которого лётчик – космонавт Алексей Леонов осуществил выход за пределы космического корабля - в открытое космическое пространство.
(Слайд № 13)
В космосе очень мало воздуха и температура колеблется плюс/минус несколько сотен градусов, обычный челове не сможет выжить в таких условиях. Для ограждения человеческого организма от внешних неблагоприятных условий в космосе, создали специальный костюм, который называется – скафанрд. Скафандр – это набор механизмов, которые защищают космонавтов от холода и снабжают воздухом.
(Слайд № 14)
Все, к чему мы привыкли на Земле - это к опоре. Стоя на Земле, мы чувствуем вес своего тела и предметов. В состоянии невесомости происходит совсем не так, а именно если мы не стоим на опоре, мы не ощущаем вес тела. А это значит, что мы находимся в невесомости. В космосе предметы не могут упасть, они вместе с космонавтами «плавают» внутри космического корабля, потому, что в невесомости всё теряет свой вес и становится легче пушинки.
(Слайд № 15)
Дорога в космос открыта!
Воспитатель:
Он – пример для всех ребят,
Его зовут героем,
Гордо носит космонавт,
Звание такое.
Чтобы космонавтом стать,
Надо потрудиться:
День с зарядки начинать,
Хорошо учиться.
- Ребята, представьте себе, что вы будущие космонавты, и мы отправляемся на космодром.
Мы идём на космодром,
Дружно в ногу мы идём.
Мы походим на носочках,
Мы идём на пятках.
Вот проверили осанку.
И свели лопатки. (Ходьба на пятках, на носках)
Побежим ребята дружно,
Разминаться всем нам нужно.
Видео: https://www.youtube.com/embed/2E9L5fmIOpgВоспитатель: если судить по наскальным рисункам, которые были созданы пещерными людьми, получается, что космос начал интересовать людей в очень давние времена. На просторах космоса можно встретить много загадок и чудес. Но самый главный вопрос – есть ли там жизнь? Чтобы это узнать, надо до планет долететь.
-Ребята, а что бы отправиться в космос, что для этого нужно? Что бы вам было легче понять, о чем идёт речь, я вам загадаю загадку.
Хвост ярким пламенем горит,
Она по воздуху летит,
Прощай любимая планета,
На Марс везёт меня… (Ракета)
- Дети разгадывают загадку.
Воспитатель: правильно, ракета.
- Мы с вами знаем, на чем летим в космос.
- А теперь нам осталось собрать ракету.
- Ракету мы с вами собрали. А теперь нам надо лететь в космос. Но в космосе надо себя правильно вести, ведь там невесомость. Если будете жевать, не закрывая рта, и разговаривать при этом, то крошки хлеба, каша сразу же вылетят у вас изо рта, и будут плавать прямо перед вашим носом. А, если какая-нибудь крошка, летая в невесомости, попадает в дыхательные пути, может произойти беда.
- Вот теперь, мы с вами полностью готовы к полёту! Все уже заняли свои места, сели ровно, руки положили на колени, закрыли глаза, приготовились к полету,
- Ну, что отправимся в космическое путешествие?
- Ответ детей.
Ждёт нас быстрая ракета,
Для полёта на планету,
Отправляемся на Марс,
Звёзды, в гости ждите нас.
- Экипаж занять свои места, к запуску ракеты приготовиться. (Есть приготовиться).
- Пристегнуть ремни. (Есть пристегнуть ремни).
-Соединить контакты. (Есть соединить контакты).
-Завести моторы. (Есть завести моторы).
-К старту готовы? (Готовы).
- Пять, четыре, три, два, один. (Поехали).
- В космосе летит отряд,
Командир в бинокль глядит,
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутник, кометы.
Большую жёлтую луну,
И землю круглую свою.
Мы приземлились.
- Ребята, мы с вами прилетели на планету «Умняшки»
Конкурс «Вопрос – ответ»
- Ребята, а на какой планете мы с вами живём? (На планете Земля).
- Ребята, кто был первым пилотом – космонавтом, совершившим героический полёт в космическое пространство? (Юрий Гагарин).
- Какое слово произнёс Юрий Гагарин в момент старта ракеты? (Поехали).
- Как звали собак первого космического экипажа, которые пробыли на орбите более суток и благополучно вернулись на Землю? (Белка и Стрелка).
- Как назывался корабль, на котором отправился в космос Юрий Гагарин. (Восток-1).
- Как называется защитный костюм космонавта?
(Скафандр)
- Назовите самый быстрый вид воздушного транспорта?
(Ракета)
- За сколько минут Юрий Гагарин совершил один оборот вокруг Земли? (108 минут)
- Назовите фамилию лётчика - космонавта осуществившего
выход за пределы космического корабля - в открытое космическое пространство. (Леонов)
-Молодцы ребята, вы дали правильные ответы на все вопросы. Мы покидаем эту планету «Умняшки» и отправляемся на следующую планету, под названием «Спортивная»
-Жители этой планеты приготовили для нас эстафету.
Конкурс «Невесомость»
Ход конкурса: переносим воздушный шарик на ракетке с вытянутой рукой.
- А сейчас мы с вами совершим короткое путешествие по планетам солнечной системы. Но, что мы видим, в космосе случилась беда, все планеты потерялись.
-Ребята, необходимо собрать все планеты, расставить по местам и назвать их.
Послушайте стихотворение о солнечной системе.
Эй, Земля, а с кем ты дружишь?
Иль одна вкруг Солнца кружишь?
Я в компании приличной –
Братьев семь, одна сестричка.
Мы горды своей почтенной,
Нашей солнечной системой.
Игра «Расставь и назови планеты»
Правильно, ли мы расставили планеты по местам, проверим при помощи физкультурной минутки.
На луне жил звездочёт,
Он планетам вёл учёт.
Меркурий – раз,
Венера – два,
Три земля, четыре – Марс,
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восемь Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон.
Кто не видит - выйди вон.
Видео: https://www.youtube.com/embed/PP8LpYbNzuE-Молодцы ребята, пока мы с вами распределяли планеты, наш корабль приземлился на планете «Загадок»
Планета "Загадок"
1. Кто в году четыре раза переодевается?
(Земля)
2. Волчок, волчок,
Покажи другой бочок,
Другой бок не покажу,
Я привязанный хожу.
(Луна)
3. Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
(Солнце)
4. По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(Звезды)
5. Эта межзвездная
Вечная странница,
В небе ночном,
Только–только представится,
И улетает,
Надолго потом,
Нам на прощанье,
Мерцая хвостом.
(Комета)
6. Из какого ковша,
Не пьют, не едят,
А только глядят?
(Большая медведица)
7. Чудо-птица – алый хвост,
Полетела в стаю звёзд.
(Ракета)
8. Обгоняя ночь и день,
Вкруг Земли бежит олень.
Задевая звёзды рогом,
В небе выбрал он дорогу.
(Искусственный спутник Земли)
9. Это, что за потолок?
Он то низок, то высок,
То он сер, то беловат.
То чуть – чуть голубоват,
А порой, такой красивый,
Кружевной, и синий – синей. (Небо)
- Ребята, внимание! Наш космический корабль попал под осколки других миров, которые не сгорели в атмосфере, они называются - метеоритным дождём, это является опасным фактором для космического корабля. Всем соблюдать спокойствие, быть внимательными. Чтобы устранить возникшее препятствие, необходимо собрать космический мусор.
Игра «Соберём космический мусор»
Ход игры: дети делятся на две команды с равным числом игроков. У каждой команды пустые корзинки, а на полу мячи или кубики. По сигналу воспитателя дети собирают мячи или кубики.
- Ребята, путешествие по Галактике подошло к концу, пора нам возвращаться на Землю. По дороге домой мы будем пролетать мимо созвездий.
-Какие вы знаете созвездия?
Ответы детей.
- А теперь давайте соединим каждую звёздочку линией и посмотрим, на какое созвездие будет похож рисунок.
Конкурс «Угадай созвездие»
- Ребята, вот и подошло наше космическое путешествие к концу, все задания успешно выполнены. Вы большие молодцы!
-Предлагаю приготовиться к приземлению. (Есть приготовиться).
-Приглушить моторы. (Есть приглушить моторы).
-Разъединить канат. (Есть разъединить канат).
-Отстегнуть ремни. (Есть отстегнуть ремни).
Воспитатель и дети вместе: Пять, четыре, три, два, один.
-Полёт окончен.
Итог мероприятия:
-Поздравляю, с успешным возвращением, теперь мы с вами на нашей планете Земля, которую освещает солнышко, поэтому на ней светло, её окружает слой озона, поэтому есть кислород, которым дышит всё живое, на ней есть вода – поэтому есть жизнь.
- После своего первого полета в космос Юрий Алексеевич Гагарин обратился к людям с такими словами:
«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»
Рефлексия:
- Ребята, давайте вспомним в честь, какого весеннего праздника мы сегодня проводили данное мероприятие?
- Что вы запомнили из нашего путешествия?
- Что вам больше всего понравилось?