Оксана Владимировна Разаренова
Конспект НОД «Азбука общения» в старшей разновозрастной группе «Буратино»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
на тему «Азбука общения»
в старшей разновозрастной группе «Буратино»
Тема дня: «Как аукнется, так и откликнется».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Публикация «Конспект НОД „Азбука общения“ в старшей разновозрастной группе „Буратино“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- «Буратино»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.
Задачи:
- формировать умение освоение звукового анализа слов,
- формировать умение различать гласные и согласные звуки (твердые и мягкие,
- развивать представление о смыслоразличительной функции звука,
- развивать способности соотносить слова, состоящие из 3–4 звуков, с заданной схемой,
- научить проводить графические линии в тетради («Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте);
- формировать представление о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения и общение со сверстниками и взрослыми,
- воспитывать такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать сверстникам, чувство взаимопомощи,
- развивать умение контролировать своё поведение и управлять им в разных ситуациях («Социально-коммуникативное развитие»);
- повторять ходьбу и бег между предметами,
- закреплять умение перебрасывать мяч друг другу,
- упражнять в пролезании в обруч и равновесии («Физическое развитие»);
- развивать умение пересказывать текст в ситуации письменной речи,
- формировать умение понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц и подбирать определения к заданному слову («Художественно – эстетическое развитие». Художественная литература).
Методические приё мы:
Словесный: чтение стихотворения, вопросы.
Наглядный: рассматривание предметных картинок, иллюстраций.
Практический: сюрпризный момент, игры, работа с карточками, тетрадями
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова аист, красные, синие и зеленые фишки, схемы слов, состоящих из 3–4 звуков, предметные картинки с изображением кота, мяча, шара, сыра, рыбы, лисы, гусей, бус. Книга с рассказом Е. Пермяка «Самое страшное».
Раздаточный: картинки-схемы слова аист, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, простые карандаши, рабочие тетради; 3 части медальона.
Пособия. Мячи по количеству детей, 4 набивных мяча, 4 обруча.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Игровые упражнения, физкультминутка, подвижная игра
Игровая Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические)
Коммуникативная Беседа, ситуативные разговоры, пересказ, вопросы, словесные игры, отгадывание загадки
Восприятие (художественной литературы и фольклора) Чтение
Логика образовательной деятельности:
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Встречает детей.
- Здравствуйте ребята, я так рада видеть вас!
Приглашаю вас в путешествие за приключениями, за каждое приключение будете получать часть медальона.
Читает указатель «Грамотеи».
Загадывает загадку:
Он живёт на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту…
- Кто это? Приветствуют.
Отгадывают загадку «Аист». Настраиваются на совместную работу.
Внимательно слушают загадку, чтобы её отгадать.
2 Посмотрите на картинку-схему «Аист».
Проведите звуковой анализ слова «Аист».
Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.
В слове аист первый звук а - гласный, обозначается красной фишкой в первой клеточке схемы. Второй звук и - гласный, обозначается красной фишкой во второй клеточке. Третий звук с – твёрдый согласный, обозначается синей фишкой в третьей клеточке схемы. Четвёртый звук т – твёрдый согласный, обозначается синей фишкой в четвёртой клеточке схемы. Последовательно выделяют первый, второй, третий и четвёртый звуки в слове, интонационно выделяя их и выкладывая фишки разного цвета на картинки-схемы.
3 Игра "Живые звуки". Слово аист.
Предлагает выполнить различные задания, например: "Звук с, назови свою пару (сь). Звук а, спой свою песенку. Звук и, спой свою песенку. Звук т, хлопни в ладоши". К доске выходят четыре ребенка, каждый из них будет обозначать один из звуков слова аист.
Выполняют задание. Закрепляют звуковой анализ слова «Аист».
4 Игра "Какой звук заблудился?".
Читает детям стихотворение и предлагает определить, какой звук "заблудился" :
Синеет море перед нами,
Летают майки (чайки) над волнами. А. Шибаев Внимательно слушают стихотворение, определяют звук. Развивают фонематический слух.
5 Игра "Подбери картинку".
На доске предметные картинки, внизу– схемы слов, состоящих из 3–4 звуков. Дети называют картинки, соотносят количество звуков в них со схемами и стрелками соединяют картинки и схемы. Подбирают к различным звуковым моделям соответствующие слова (состоящие из трех, четырех звуков).
6 Работа в тетради «Штриховка». Предложить обвести по контуру очертание аиста, заштриховать изображение птицы.
Проверяет тетради. Выполняют работу в тетради.
Развивают графические умения.
8 Приглашает выполнить физкультминутку «Аист».
Аист, аист, длинноногий,
Покажи нам в зал дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой.
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь ты в зал.
Получите 1-ю часть медальона. Выполняют движения в соответствии с текстом.
Идут в зал. Согласовывают движения со словами текста.
9 Читает указатель «Физкультурия»
(См. приложение №1)
Вводная часть (4-6 мин).
Следит за осанкой при ходьбе и беге, за координацией в движениях рук и ног, при беге не наталкиваться друг на друга. Ходят и бегают в колонне по одному между предметами, не задевая их; ходят в колонне по одному с выполнением заданий по сигналу воспитателя; бегают врассыпную. Ходят и бегают в чередовании. Продолжают осваивать и совершенствовать свои умения в ходьбе, беге.
10 Основная часть (18-20 мин).
Следит за выполнением общеразвивающих упражнений с мячом. Выполняют общеразвивающие упражнения с мячом. Четко принимают различные исходные положения, выполняют упражнения с разной амплитудой (большой, малой, соблюдают направление движений.
11 Основные виды движений.
1. Проверяет у детей исходное положение ног и рук с мячом и только потом даёт команду для выполнения упражнения.
2. Обращает внимание детей на плотную группировку при пролезании в обруч.
3. Следит, чтобы дети при перешагивании через набивные мячи, сохраняли правильную осанку (спину и голову держали прямо).
Предлагает поиграть в подвижную игру «Не оставайся на полу». По сигналу воспитателя
первая подгруппа перебрасывает мяч друг другу (двумя руками от груди, стоя в шеренгах на расстоянии 3 м (8—10 раз).
Вторая подгруппа выполняет упражнения в пролезании в обруч боком, не касаясь верхнего края обода, в группировке (3—4 раза). По сигналу воспитателя дети меняются местами.
Все ходят, перешагивают через набивные мячи, руки на поясе (3—4 раза).
Играют в подвижную игру. Выполняют упражнения с мячом, обручем.
Выполняют правила игры.
12 Заключительная часть
(3-4 мин).
Игра малой подвижности «У кого мяч?».
Ходьба.
Получите 2-ю часть медальона. Играют в игру.
Уходят из зала спокойной ходьбой. Выполняют правила игры.
13 Читает указатель «Книгомания».
Достает книгу Евгения Пермяка «Самое страшное».
- Ребята, послушайте внимательно историю, которую рассказал писатель.
Читает рассказ (см. приложение №2) Слушают рассказ. Внимательно слушают рассказ,
настраиваются на совместную работу.
14 Беседует с детьми.
Что я прочла: рассказ, сказку или
стихотворение?
Как вы узнали, что это рассказ?
Как случилось, что Вова остался один?
Каким товарищем был Вова? Как о нем можно сказать?
Как бы вы назвали этот рассказ?
Какое название вам кажется самым удачным?
Писатель назвал свой рассказ «Самое страшное».
- Как вы думаете, почему? Отвечают на вопросы.
Придумывают своё название рассказа.
Отвечают на вопросы полным, развёрнутым ответом, владеют диалогической речью в ситуативном разговоре.
15 Я прочту рассказ еще раз, слушайте внимательно, вы будете его пересказывать.
Повторно читает рассказ.
Заслушиваются три-четыре индивидуальных пересказа, потом коллективные. Каждый пересказ анализируется. Слушают рассказ.
Пересказывают рассказ по - одному, коллективно.
Внимательно слушают рассказ, чтобы передать текст рассказа громко, выразительно, ничего не пропуская и ничего не добавляя от себя.
16 В народе говорят: «Сам себя губит, кто других не любит».
- Как вы понимаете эту пословицу?
- О ком в рассказе можно так сказать?
- Какую еще пословицу можно применить к Вове?
- Вспомните, какое настроение было у всех, кого обижал Вова. Дети слушают пословицу.
Отвечают на вопросы.
Говорят свою пословицу «Как аукнется, так и откликнется».
Отвечают.
Внимательно слушают пословицу. Отвечают на вопросы полным, развёрнутым ответом.
Применяют свои пословицы.
17 Придумайте предложение с выражением «надуть губы». Выполняют задание. Отправляемся в предложения.
18 Подберите слова, противоположные по значению словам «грустный», «печальный». Подбирают слова Подбирают слова, противоположные по значению:
грустный - весёлый,
печальный -радостный.
19 Получите 3-ю часть медальона, теперь сложите все части, что у вас получилось? Поиграем в словесную игру «Придумай слова на букву «Д». Складывают медальон и собирается буква «Д».
Играют в словесную игру.
Придумывают слова на заданную букву.
20 Подводит итог всего путешествия:
- Главные слова это – Дружба! Добро! Друзья! Друг!
Проводит опрос:
- Какие впечатления остались у вас от нашего путешествия?
- Проводили звуковой анализ, какого слова?
- Что же самое страшное случилось с мальчиком Вовой?
- Что вам больше всего понравилось? Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями. Делают выводы, обобщают.