Любовь Никитина
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Мы сажаем кукурузу» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Теремок»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
для детей 6-7 лет (подготовительная группа)
по экологическому воспитанию
«Мы сажаем кукурузу»
Разработала: воспитатель I кв. категории
Никитина Любовь Викторовна
Рассказово, 2017
Цель: систематизировать знания детей о процессе посадки семян кукурузы.
Задачи.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию „Мы сажаем кукурузу“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукуруза. Все о кукурузе для детей
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Посадка и выращивание растений
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Расширять представления детей о весенних сезонных работах на огороде по выращиванию овощей: подготовка семян, земли; об инвентаре - орудиях в сельском хозяйстве.
• В ходе экспериментальной деятельности закрепить представления детей о внешнем виде семян кукурузы.
• Поощрять желание детей принимать участие в трудовой деятельности.
• Развивать мышление, смекалку, умение устанавливать причинно – следственные связи.
• Способствовать формированию трудовых навыков при посадке семян в землю (выравнивание бороздок, посев, полив, укрыв землей).
• Приучать детей осуществлять уход за кукурузой, способствующий её успешному росту и развитию.
• Учить детей соблюдать правила безопасности при использовании инструментов во время проведения трудовой деятельности.
• Воспитывать стремление детей оказывать посильную помощь взрослым по своей инициативе: трудиться дружно, ответственно.
Материалы и оборудование. Стол, 2 коробочки с картинками овощей (кукурузы и гороха). Семена в пакетиках гороха и кукурузы. Лупы по количеству детей. Большая коробка с инвентарем: грабли, лопата, лейка, ведро, палочка-мерка. Шапочки для игры: Солнца, Ветра и Дождя.
Предварительная работа.
Беседа о кукурузе с показом презентации;
экспериментально-исследовательская деятельность в уголке природы «Условия роста и развития растений»;
чтение художественной литературы «Сказка про кукурузу»;
чтение стихов и загадок;
заучивание пословиц и приговорки.
Ход занятия
1. Подготовительная часть.
Воспитатель. Ребята из прошлой беседы вы уже знаете, что кукуруза – это культурное растение, её выращивают на полях, и в огороде. Кукуруза очень полезная культура.
- Напомните мне, что из неё делают?
Ответы детей : Из неё делают кукурузные палочки, кукурузные хлопья, варят кукурузную кашу и. т. д.
Воспитатель. Это всё готовится из кукурузной муки, а чтобы получить муку, крупу, нужно вырастить початки, для этого нужно посадить кукурузные семечки и ухаживать за посевами.
2. Практическая работа
Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? - весна.
-А какой сейчас месяц? – май.
В мае у людей много забот на цветнике и в огороде. Что это за заботы?
Возможные ответы детей. Нужно приготовить грядки и посеять семена овощей, на клумбах посадить цветы, в саду окопать деревья, посадить огород.
Воспитатель. Правильно, ребята. Очень много работы весной у людей. Какие вы знаете поговорки о труде?
Возможные ответы детей.
-Труд человека кормит, а лень портит.
-Терпение и труд всё перетрут.
- Весенний день год кормит.
-Что посеешь, то и пожнёшь.
-Каковы труды, таковы и плоды.
Воспитатель. Дети, а вы хотели бы на нашем огороде посадить кукурузу, а осенью собрать урожай? Рада вашим желаниям.
Дети, посмотрите, вот наш мешочек с семенами. Ой, но в нем все семена перепутались. Что теперь мы сажать будем?Может вы поможете разобрать их?
Дидактическая игра «Семена перепутались»
На столе участка стоят пустые емкости с картинками овощей: кукурузы и гороха. Мальчики разбирают семена кукурузы, девочки семена гороха.
Воспитатель. Посмотри, как ловко и быстро вы справились с этим заданием. А теперь давайте внимательно рассмотрим семена кукурузы с помощью лупы. (Раздаются лупы).
3. Исследовательская деятельность детей.
Воспитатель. Скажите, какие семена кукурузы на внешний вид?
Возможные ответы детей. Они желтенькие, треугольные, приплюснутые, блестящие, похожи на бусинки.
Воспитатель. Семена кукурузы содержат много белков, жиров, углеводов и витаминов, полезных для здоровья, как детей, так и взрослых.
Посмотрите внимательнее, у семян есть маленькие точки, из которых появляются корешки. Дети, как вы считаете, что нужно сделать, чтобы вырастить кукурузу?
Возможные ответы детей. Разработать грядку, сделать бороздки, высадить семена в землю, полить.
Воспитатель. Дети, а кто из вас вспомнит, что нужно для хорошего роста растений? Какие условия?
Возможные ответы детей. Плодородная почва, вода, тепло, свет.
Воспитатель. Верно, молодцы. А сейчас я расскажу и покажу, как правильно посадить семена кукурузы.
4. Рассказ и показ приёмов посадки семян.
Семена кукурузы нужно сажать в мягкую, рыхлую и влажную землю. Они должны находиться друг от друга на расстоянии таком, чтобы не мешалидруг другу расти. Поливать посевы нужно леечкой с сеточкой, чтобы земля осталась рыхлой и мягкой.
Сначала проведём бороздки палочкой, уплотним дно бороздок ребром ладони, польём бороздки водой. Семена будем раскладывать в бороздки по одному на расстоянии мерной палочки. Вот так, семя кладем точечкой вниз, потому что корень растет в землю.
У меня есть коробка, в которой хранится инвентарь для посадки - мои верные помощники. Я без них ни полить, ни прорыхлить, ни вскопать не могу. Чтобы открыть её, нужно отгадать загадки. Надеюсь, вы ребята со смекалкой и найдете отгадки моих помощников. Будьте внимательны!
Загадки.
1. Эй, Назар, пора вставать, огород поливать,
Поднимайся бодро, доставай-ка … Ведра
2. У нас пальцы есть, можешь перечесть.
Но не гнутся пальцы вовсе, помогают в сенокосе —
Сено в кучу загребают, человеку помогают. Грабли
3. Огородник тот с длинным носом живёт.
Где носом качнёт, там вода потечёт. Лейка
4. Надели на палку стальную ладошку
И под ладошку сажают картошку. Лопата
Воспитатель. Молодцы, ребята! Теперь нужно проверить, можно ли открыть нашу коробку. Иди, Катя, проверь, ты больше всех загадок отгадала.
(Ребенок подходит и открывает коробку).
Воспитатель. Умница! А теперь за дело!Но, прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила безопасности при использовании орудий труда.
Возможные ответы детей. Не размахивать предметами, чтобы не попасть в лицо другим;не толкаться и не отбирать у других; не бегать с опасными предметами.
Воспитатель. Есть главное условие в работе: соблюдать осторожность при обращении с любым из этих предметов.
РАБОТА СЛАВИТЬСЯ НЕ ТОРОПЛИВОСТЬЮ, А АККУРАТНОСТЬЮ.
Дети, сейчас давайте договоримся, кто чем будет заниматься. Мальчики будут разделывать грядки, а девочки сажать и поливать кукурузу. А я, советом помогать. Хорошо? Тогда и работа сладится.
5. Совместная деятельность с воспитателем.
Воспитатель. Что будет делать Соня? А ты, Дима?
Молодец, Дима, старается, отмеряет расстояние палочкой ловко, ладно. Соня делает правильно, корешком вниз сажает семена.
А чтобы веселей работалось, воспитатель предлагает рассказать посевную приговорку.
Уж ты, семечко – зерно,
Ляжешь в бороздку на дно!
Ты не бойся, золотое!
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей пошли!
Как весною в ранний час
Семена взойдут у нас.
Выйдут к солнышку из тьмы:
«Здравствуй, солнце, это мы!»
Мал ещё росток – ребё нок:
Только – только из пелёнок.
Воспитатель. Ну вот, половина дела сделана, осталось семена землей прикрыть и полить. Хорошо, дружно у вас получается. Думаю я, что хороший будет урожай!Кто работы не боится, у того она и спорится. Мальчики, посмотрите еще раз, все ли семена припорошили?
Потрудились хорошо, даже настроение улучшилось. Ваши лица, дети, светятся радостью.
Давайте ещё раз вспомним, что нужно нашим семенам, без чего они не смогут расти? (Земля, вода, тепло, свет).
Воспитатель. А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Семена».Делу время - а потехе час.
(С помощью считалки, дети выбирают, Солнышко, Ветер и Дождь. Остальные игроки – семена. Они садятся на корточки, обхватив руками колени).
Воспитатель.
Ветер подул в нашем саду.
Через поле, через сад
Семена летят - летят.
(Дети, изображают семена, кружатся медленно и присаживаются на корточки).
Воспитатель. Вот беда! Семена оказались на асфальте.
В маленьком семечке
Спряталось растение.
Что должно произойти,
Чтоб оно могло расти?
Что же нужно семенам?
Дети. Почва!
Ветер - ветер, помоги,
Нас с асфальта унеси!
(Ветер сдувает семена. Дети перебегают на другое место (землю) и снова садятся на корточки).
Воспитатель. Что же вы не растёте?
Дети. Нам нужны тепло и свет!
Солнце - солнце, помоги,
Чтобы мы расти могли!
(Выходит Солнце и оббегает по кругу касаясь каждого ребенка. Семена не растут).
Воспитатель. Что вам нужно?
Дети. Вода!
Дождик -дождик, помоги,
Чтобы мы расти могли!
(Дождик быстро оббегает по кругу, касаясь каждого ребенка).
Воспитатель.
Есть у вас земля,
Есть у вас вода,
Есть у вас тепло и свет-
Пора вам прорастать!
(Семена, постепенно распрямляются и поднимаются,повторяя слова и движения за педагогом).
Воспитатель.
Прорастают корешки. (Выпрямляют ноги).
Подрастает стебелёк. (Выпрямляют спину).
Развернулись почки,
Выпустив листочки. (Поднимают руки и машут ими).
Вам понравилось быть растениями? (Да).
5. Рефлексия.
Воспитатель. Чем мы с вами сегодня занимались на огороде?Дети, а вам понравилось трудиться в огороде? Какую работу мы будем делать в дальнейшем, чтобы наши растения росли здоровыми и зелеными?
Возможные ответы детей. Поливать грядки, рыхлить землю, пропалывать от сорняков, удобрять.
Воспитатель. Спасибо, дети, за ваше старание и трудолюбие. Мне было приятно с вами общаться и трудиться!Я думаю, что на наших грядках вырастит хороший урожай.
Приложение № 1.
Предварительная беседа с детьми на тему:
«Царица-кукуруза в гостях у ребят»
Цель: познакомить детей с одним из злаковых растений - кукурузой; дать новые знания о ней.
Задачи:
-уточнить и расширить представления о кукурузе, как о злаковой культуре;
-развивать коммуникативные навыки, интерес к растительному миру;
-активизировать память, внимание и мышление;
-воспитывать умение терпеливо слушать других детей.
Оборудование: фотографии, кукурузный початок.
Словарная работа: силос, фураж, початок, талаша.
Ход беседы.
Воспитатель. Ребята, сегодня я расскажу вам об одном злаке. Попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь.
Загадка.
Царица полей, на троне сидит,
И ветер причёску, её ворошит!
Под плотными листками, жёлтые камни,
Упругие, гладкие, на вкус сладкие!
Ответ: кукуруза.
Воспитатель. Давайте вспомним, как выглядит кукуруза.
Это высокое растение с листьями, напоминающими вьющиеся зеленые ленты, в пазухах которых летом созревают початки. Каждый початок плотно завернут сочными листьями. Из середины початка, словно прядки волос, свисают коричневатые столбики. На верхушке стебля красуются метелки мелких цветков. Ветер разносит пыльцу этих цветочков, и она попадает на коричневые столбики, там и образуются початки. Они толстые, удлиненные и состоят из плотно прижатых друг к другу золотистых зерен. (Показ слайдов).
Кукуруза, кукуруза, кукуруза!
Ты как девушка стройна,
Завила ты косы русы,
Твоя блузка зелена.
Любишь ты, когда на грядке много света и тепла.
Ароматные початки ты для нас приберегла.
Родина кукурузы — солнечные жаркие страны Центральной и Южной Америки. С незапамятных времен народы, населявшие эти страны, возделывали кукурузу как пищевое растение. Жизнь людей зависела от урожая кукурузы, и потому древние индейцы молились богу кукурузы — Синтеолу, прося его послать им побольше вкусных и сладких кукурузных початков.
Фигурки этого бога, сделанные из золота, археологи находят при раскопках древнейших поселений Южной Америки. Синтеола всегда изображали с початком кукурузы в руках. (Слайд).
Воспитатель. Ребята, посмотрите на картинки и скажите, какие условия необходимы для выращивания кукурузы? (Показ слайда).
Ответы детей. Семена, земля, солнце, тепло.
Воспитатель. А теперь посмотрите, как сеют, ухаживают за кукурузой и собирают урожай. (Показ слайда).
Кукурузу любят взрослые и дети. А вы, любите кукурузу? Какие вы знаете вкусности из кукурузы?
Возможные ответы детей. Консервированная в банках, попкорн, кукурузные хлопья и палочки, вареная кукуруза с солью.
Воспитатель. А как же называются плоды кукурузы? - (початки).
Ребята, из неё можно приготовить множество вкусных и питательных блюд. Зёрна кукурузы консервируют и добавляют в салаты и вторые блюда. Из кукурузной муки пекут оладьи, блины, пироги, печенье, пирожные, делают запеканки и попкорн. А из раздробленных зёрен кукурузы изготавливают кукурузные хлопья. (Показ слайдов).
Кукурузу называют «царицей полей». Хотите узнать, почему ее так называют?
Чтение стихотворения.
Называют кукурузу
Царицею полей.
Это детки означает,
Что нет равных в поле ей.
Она всю скотину кормит
И растет как дар земли,
Чтобы все мы были в форме
И здоровыми росли.
Чтение сказки про кукурузу.
Рассказ воспитателя о кукурузе. Очень интересный природный материал дает нам вкусная и полезная кукуруза - это и листья - талаш, и початки. Из очищенных кукурузных початков можно сделать разные интересные поделки. А еще, ребята, создают красивые аппликации и панно. Кукурузные рыльца являются лекарством от некоторых болезней. Кукуруза обладает многими полезными и целебными свойствами для человека. Вашему растущему организму она помогает набирать массу тела и снабжает его витаминами и микроэлементами. Кукурузные стебли используют при изготовлении бумаги и искусственного шёлка, из початков делают клей и линолеум. Её с удовольствием едят животные. Для животных из кукурузы делают силос. Вот какое щедрое, доброе, вкусное и полезное растение - кукуруза. (Показ слайдов).
Физкультминутка. (Выполняются движения согласно тексту).
Кукуруза от ветра качается,
Её тонкие стебли склоняются,
Её листья как ленты колышутся.
Кукурузная песенка слышится.
(Большакова. С).
Воспитатель. В народе о кукурузе сложены пословицы и загадки, стихи и песни. Вот послушайте, какие поговорки придумали люди о кукурузе. (Слайд).
Пословицы и поговорки о кукурузе.
• Будет кукуруза - будет и молоко.
• Каждый початок увеличит колхозный достаток.
• Кто кукурузу сеет, тот и богатеет.
• Кукуруза тем ценна, что на все идет она:
и для супа, и для каш, а особо на фураж!
• Кукуруза - царица полей, земли и труда на нее не жалей.
• Кукуруза - это клад, с ней в хозяйстве будет лад.
Воспитатель. О чём же нам говорят эти пословицы?
Ответы детей.
Рефлексия.
Воспитатель. Ребята о чём мы сегодня говорили? Какую пользу приносит кукуруза? Что вам больше всего понравилось?
Источник:
Т. А. Шорыгина Злаки. Какие они?- Рассказы и беседы для воспитателей и родителей. Изд. : Гном и Д: 2005;
А. Леокум, «Джулия» Энциклопедия для детей. -1992.
Прилолжение №2
«Сказка про кукурузу»
В большом хозяйском амбаре обитало превеликое число жителей, все больше многочисленных семейств — здесь были и семена Пшеницы Золотой, и Ржи Хлебной, и Овса — Метелки, и Риса Белозерного, и Ячменя Бородатого и Проса Травянистого. Жили они не тужили, зиму в амбаре зимовали, летом в поле росли, да спорили все, кто важнее для человека, соревнования даже устраивали, выясняли все, кто сильнее, быстрее и выше, да кто урожай больше принесет. Но однажды хозяин амбара поселил к злакам новую семью — Кукурузу Сахарную… Невзлюбили старожилы новичков — и похожи вроде новоселы на остальных, да не такие все ж — летом Кукурузные ростом всех превосходят, гордо стоят под солнцем, тянутся к нему, а оно здоровается с ними за руки-листья. А уж урожай к осени дают необыкновенный — зерновки крупные, округлые (не вытянутые, как у всех злаков, да еще прижаты плотно, значит, берегут своих, стоят друг за друга, в обиду не дадут. Камзольчики желтые носят, а под ними одежка белая, молочная. Жена хозяина как сварит початки, так детишки с удовольствием откусывают и хрустят на радость родителям, длились другие злаки, завидовали красоте и стати Кукурузного семейства, считали их чужаками, самый темный угол в амбаре им выделили, вот вам, мол, знайте свое место иноземцы! Но Кукурузные скромные были жители, мудрые да незлобные, придет час еще и они добрую службу человеку сослужат.
И вот в один год лето выдалось жаркое, да такое, что земля потрескалась. Взмолились злаки о помощи, водицы просят у хозяина, дождя у неба, да все впустую, солнце палит жестоко. Осыпались злаки раньше времени, корни высохли, стебли полегли — не урожай вышел, солома только. А Кукурузному семейству хоть и не сладко пришлось, да выжить удалось — сплотились зерновки крепко, прижались друг другу, солнышку радовались, не роптали, знали, что человеку на них одна только надежда. Да так и пережили зной и засуху, а там полегче стало, и дождик пролился ливнем, напоил зерновки, а они соком набрались, потолстели, загаром желтым покрылись — да урожай богатый дали. Расстроился хозяин сначала: все погибло, кормить-то детей нечем будет, да вдруг Ку-курузные такую радость подарили. Удивился человек, еще больше зауважал чужеземцев, урожай бережно собрал, в амбаре места много выделил, жене велел муки кукурузной приготовить, да хлеб напечь, да и на кашу чтобы осталось.
Всю зиму кормило Кукурузное семейство хозяина да домочадцев его. А уже на будущее лето благодарный хозяин построил для Кукурузы Сахарной новый амбар и поле большое распахал да сказал: «Спасли вы меня, стало быть, вам и царствовать на полях моих!» С тех пор и стали называть кукурузу Царицей полей.