ирина костыгина
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Будущие хранители природы» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Будущие хранители природы» Старшая группа.
Воспитатель Костыгина И. А.
Цель: Обогащать экологические знания детей, развивать чувства ответственности за все живое на Земле.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию „Будущие хранители природы“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Обучающие: познакомить детей с понятием «экологи», обогащать представление о взаимосвязи живых существ с окружающей средой; формировать практические природоохранные умения; познакомить со способом очистки воды с помощью фильтрования.
Развивающие: развивать познавательный интерес детей к исследовательской деятельности, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости; развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные : Воспитывать у детей природоохранное поведение, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе. Прививать трудовые природоведческие навыки.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Активизировать словарь детей словами : экологи, фильтры, флора, фауна, кувшинки, пустыня.
Предварительная работа: экскурсия в библиотеку тема «День туризма в России», чтение рассказов о природе, рассматривание альбома «Животный и растительный мир нашего Зауралья».
Материал: рюкзак, перчатки, мешки для мусора; картинки пустыни, берег реки; магнитная доска; стаканчики, воронки, грязная вода, материал для фильтров, аудиозапись шума воды в реке, пения птиц, девиз экологов, эмблемы экологов.
Ход занятия:
Воспитатель : Дети, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: - Здравствуйте.
Воспитатель : - Ребята, сегодня я хочу вас пригласить на экскурсию – путешествие по родному краю где мы с вами должны стать хранителями родной природы. Для путешествия нам нужны, что?
Дети: -Рюкзаки
Воспитатель : - Давайте вместе вспомним, что необходимо нам взять с собой в дорогу.
Дети: -компас, одеяло, спички, воду, еду, мешки для мусора.
(дети садятся на стулья)
Воспитатель : -Мы свами собрали рюкзаки, а теперь вы должны ответить на мои вопросы.
Воспитатель : -Как называют людей, которые являются защитниками природы?
Дети: -(экологи)
Воспитатель : Как называется страна, в которой мы живем?
Дети: -Россия
Воспитатель : - Что для вас означает слово Родина?
Дети: - Родина – это страна, в которой мы живем
Воспитатель : Ребята, а что означает слова малая Родина?
Дети: - (малая Родина - это место, где человек родился, где он провёл своё детство, где он вырос.)
Воспитатель :
-наша малая родина город Курган. А ещё можно сказать родной край- Зауралье, т. к. находится за горами Урал. Как называется река, которая протекает в городе Кургане?
Дети: -Тобол
Воспитатель :
-Правильно, у каждой реки, как и у человека есть имя, и нашу реку на которой стоит г. Курган называют – Тобол.
Истоками реки Тобол являются слияние двух рек Бозбие и Кокпектысай. Весной река широко разливается, затопляя поймы рек. Летом воды в реке становится меньше, и она течёт более спокойно.
Тобол- река равнинная с извилистым руслом. У Тобола течение плавное, тихое, ровное.
1. Беседа о значении воды.
«Где вода – там жизнь» - значение воды.
Воспитатель : - Ребята, говорят: «Где вода – там жизнь». Как вы понимаете эту поговорку? (высказывания детей)
Дети: -Всему живому и растениям, и животным нужна вода. Без нее все гибнет.
2. Рассматривание картинок «Пустыня»,
«Берег реки».(дети подходят к магнитной доске с картинками)
Воспитатель : - Взгляните на эти картинки. Так выглядит пустыня, где нет воды, а вот так – берег реки. (показ картинок)
Воспитатель : - Отличаются эти картинки? Чем отличаются?
(высказывания детей)
Воспитатель : - Из этого можно сделать вывод:
Там, где вода – растут травы, деревья, цветут сады, живут разные животные, насекомые, птицы. И люди строят города около рек, т. к. вода в реках – это источник жизни. И наш город Курган тоже возник на берегу реки Тобол.
Воспитатель : -Молодцы, а теперь рассаживаемся на стульчики.
3. Д/Игра «Что будет, если…»
Воспитатель : - Многие реки и озера в нашем родном краю загрязненные, на них воздействуют промышленные предприятия, сбрасывая сточные воды, (они загубили много рыб и растений). В наше время следует бережно относится к воде, не загрязнять её. Водоемы нужно охранять, оберегать.
Воспитатель : - Ребята, как вы думаете, что будет если наша река, станет грязной? Что тогда произойдет?
Дети - (Погибли бы рыбы, все животные и растения, мы не могли бы купаться в такой воде, животные не подходили бы к реке и не пили бы воду.)
- А можно ли пить воду из реки, как вы думаете?
(ответы детей)
В. - Чтобы из крана всегда лилась чистая вода, многие люди вкладывают большой труд. Дело в том, что в реки попадают грязные стоки фабрик и заводов, поэтому вода перестает быть чистой. И прежде чем вода поступит в водопровод, ее очищают. Для этого строят специальные очистные сооружения, которые фильтруют воду.
4. Экспериментальная деятельность.
1. Опыт «Фильтрование воды». (дети садятся за стол)
Дети подходят к столу для проведения опыта.
Чтобы вам понятнее было слово «очистные сооружения» проведем опыт, профильтруем воду.
Воспитатель : - Перед вами стаканы с грязной водой. Переливаем эту грязную воду через воронку в которой находится марля, как через фильтр в чистый стакан. Я показываю, а вы повторяете.
Воспитатель : - Что видите на марле?
Дети: - Грязь остается на марле.
Воспитатель : - А какой стала вода в стакане?
Дети: - чистой
Воспитатель : - Верно, вода стала чище. Марля, как фильтр, который не пропускает грязь, задерживает ее. Можно еще раз пропустить воду через марлю, и она будет еще чище. Вот так работают очистные сооружения. Проходя через них, грязная вода очищается, и чистая вода поступает в водопровод.
Воспитатель : - Ребята, что может случиться, если люди, которые отдыхают у речки или озера, будут оставлять после себя разный мусор на берегу или бросать его в воду, бросать стекла, пластиковые бутылки, бумагу в реку?
Воспитатель : - Как вы думаете, эти все предметы помешают обитателям водоема и другим отдыхающим у реки людям?
(высказывания детей)
Воспитатель : - Правильно, ребята, захламляется дно реки, мешает расти растениям. Есть такие растения – кувшинки, они растут только в чистой воде, и некоторые виды рыб могут жить тоже только в чистой воде. (показ картинок кувшинки и рыб)
(Дети садятся на стулья)
5. Д/Игра «Если бы ты был рекой».
Воспитатель : - Ребята, если бы вы были речками, о чем бы попросили человека?
Ответы детей :
- Не бросать в реки разный мусор.
- Не загрязнять воду сточными водами фабрик и заводов.
- Не мыть свои автомобили на берегу рек и озер.
- Не бросать в воду стекло, пластиковые бутылки, бумагу.
- Не рвать водные растения.
Воспитатель : -Молодцы.
Воспитатель : - Чтобы отправиться дальше в путь, давайте вспомним правила поведения в лесу.
6. Правила поведения в лесу.
(ответы детей).
Воспитатель : - Правильно, сейчас я вам покажу знаки с правилами поведения в лесу.
· нельзя ломать ветки и рвать цветы;
· Нельзя мусорить в лесу;
· Нельзя оставлять костер непотушенным;
· Нельзя разорять гнезда и муравейники.
Воспитатель : - Правила вспомнили, пора отправляться дальше в путь.
7. Физминутка:
Мы шагаем друг за другом,
Лесом и зеленым лугом.
По тропинке мы идем,
Ручеек перешагнем.
Перейдем все кочки, ямки –
Вот мы и на полянке.
(Подходят к полянке с мусором).
Воспитатель : - Вот беда, туристы оставили после себя мусор. Ребята, мне без вашей помощи не обойтись, давайте соберём мусор, оставленный туристами.
У нас в рюкзаке есть мешки для мусора и, давайте соберем мусор и очистим полянку и речку.
(дети собирают мусор)
Воспитатель : - Вот теперь вы настоящие экологи – хранители, знатоки родной природы.
Но поскольку вы теперь являетесь знатоками родной природы, вы должны справиться и со следующим заданием.
(Дети подходят к столу с конвертами)
8. Задание «Флора и фауна нашего края»
Воспитатель : - Вам, дети, нужно разделиться на две группы : 1 группа будет собирать разрезные картинки с изображением растительного мира - он называется флора, 2 группа будет собирать картинки, с изображением животных, он называется - фауна – животный мир.
(Раздаются конверты на каждого ребёнка).
Спросить у детей у кого, что получилось.
Объяснить, что эти животные и растения, находятся и живут на территории нашего родного края Зауралье.
Воспитатель : - Замечательно справились с заданием, молодцы
9. Словесная игра «Да нет»
Воспитатель : - Давайте сыграем в одну словесную игру «да или нет».
«Да!» хорошо, если плохо - говорите: «Нет!». Слушайте внимательно:
Я пойду сейчас в лесок
И сорву ромашку. (Нет)
Съем я вкусный пирожок
И выброшу бумажку. (Нет)
Лишний хлебушка кусок
На пеньке оставлю. (Да)
Ветку ели подвяжу,
Колышек поставлю. (Да)
Разведу большой костёр
И тушить не буду. (Нет)
Сильно-сильно насорю
И убрать забуду. (Нет)
Мусор весь я уберу,
Банку закопаю. (Да)
Я люблю свой край родной,
Природу оберегаю! (Да)
Воспитатель : - Молодцы! Правильно отвечали на мои вопросы.
Воспитатель : - Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Люди должны жить в дружбе с природой. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым.
Воспитатель : - Ребята, я вас поздравляю, вы теперь настоящие хранители природы и хочу вам вручить медали «Хранителей природы».
Воспитатель : - Наши дети подготовили стихи о природе и сейчас нам их расскажут.
1. Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
2. Так давайте к ней мы будем
Относиться, как друзья!
3. Люби природу, паренек,
И девочка, люби,
4. От загрязнений защищай,
Ее ты не губи!
5. Не отравляй полей и рек,
Морей, лесов и гор,
6. Ты в них отходы не сливай,
Вредителям – позор!
7. Люби природу, человек,
Ее ты охраняй,
8. Картину выжженной земли,
Живя, не оставляй!
Воспитатель : - Молодцы ребята, спасибо вам за эти прекрасные стихи.
Воспитатель : - Наш девиз:
Дети: - Береги свою планету. Веди другой похожей нету!
Итог занятия.
Воспитатель : - Ну вот и закончилось наше путешествие,
- Ребята, понравилось вам наше занятие? - Что интересного для вас было сегодня на занятии? Что показалось сложным?
- Мы сегодня узнали много о том, как беречь воду в реках, как очищать воду, как вести себя в лесу.
Воспитатель : - Всем спасибо за работу на занятии, дети, вы молодцы.