Светлана Гриценко
Конспект НОД «Капельки-путешественницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное
Дошкольное Образовательное учреждение № 34
Воспитатель: Калмыкова Т. А.
НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «Капельки-путешественницы»
с детьми старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Закрепить знания детей о трех разнообразных состояниях воды (жидкий, твердый, газообразный).
2. Формировать природоведческий словарь: пресная, газообразная, мерзлота и т. д.
3. Развивать связную речь: продолжать пользоваться, как краткой, так и распространенной формой ответа.
Публикация «Конспект НОД „Капельки-путешественницы“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Темочки
4. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому; учить правильному поведению в природе; формировать основы экологической культуры.
Оборудование: Передники с капельками, лейка, глобус, 2 солонки с солью, стаканчики с водой, ложечки на каждого ребенка, контейнеры со льдом, заготовки-капельки.
Ход НОД
- Ребята, я в книге нашла интересную загадку, и не могла ее отгадать. Вы мне поможете?
Загадка: Что бывает твердым, жидким и газообразным? (вода).
А может быть не вода? Давайте разберемся! Превратимся в капельки воды и отправимся в путешествие, а поможет нам в этом волшебная лейка.
Ну-ка, лейка, лей, лей, лей,
На ребяток, не жалей,
В капельки пусть превратятся
От души повеселятся.
Дети надевают фартуки с капельками, кружатся.
Вот вы и капельки. Расскажите о себе: какие вы?
- Какого цвета?
- Какого размера?
- Какой у вас характер?
- Где вы любите бывать? (Ответы детей)
- Хотите путешествовать? Все капельки собирайтесь в тучку, и тучка отправится в путь. Мы плывем высоко, высоко в небе. Над чем плывем? (над деревьями, домами, морями, лесами и т. д.)
- Вот капельки заскучали, стало капелькам тесно в тучке и пошел дождь.
(Звучит запись дождя).
- Вниз капельки спуститесь, если назовете как можно больше съедобной жидкости. Я начну, а вы продолжите. (Компот, бульон, молоко и т. д.)
- Закончился дождик, капельки спустились вниз на поляну. Здесь вы узнаете много интересного. Но сначала мы с вами рассмотрим глобус.
Что такое глобус? (модель Земли).
- Как вы считаете, что на глобусе изображено голубым цветом? (вода).
- А какого цвета суша? (желтая, зеленая).
- А чего больше на Земле: воды или суши? (воды).
- Какие водоемы вы видите на глобусе? (моря, океаны).
- И на суше тоже есть тоненькие волнистые линии и пятнышки. Как вы думаете, что это? (реки и озера). Но не все водоемы нанесены на глобусе. Не отмечены какие? (лужи, ручьи, болота). Почему? (они очень маленькие). А вы знаете, что в одних водоемах вода соленая, а в других пресная. Что значит пресная? (значит не соленая). Где пресная вода? (в реке, озере). А соленая? (в море, океане). А что на глобусе изображено белым цветом? (льды и снега). Где находятся льды и снега? (на северном и южном полюсе). Льды и снега - это что? (Это вода, только замершая). Почему снега и льды не тают? (Потому что там всегда холод, мороз, вечная мерзлота и даже летом жарко не бывает и поэтому лед и снег, никогда не тают).
- Давайте, капельки, немного отдохнем, присаживайтесь.
На столе стаканчики с водой, соль, накрытые салфеткой.
Опыты:
1. Посмотрите, у меня на столе стаканчики. Что в стаканчиках? (вода, какого она цвета? (прозрачная, бесцветная). Какой запах у воды? Возьмите стаканчики и понюхайте (у воды нет запаха). Как определить, какая она на вкус? (нужно попробовать). Это вода водопроводная. Она очищена и ее можно пить, попробуйте (Вода без вкуса, пресная). А теперь давайте добавим в стаканчик ложечкой немного соли и размешаем. Где соль? (растворилась). А почему вы думаете, что соль растворилась? (ее не видно). Попробуйте воду. Вкус изменился? (вода стала соленая). Такую воду можно пить? Почему? (ей не возможно утолить жажду, она не приятная, не вкусная). А можно поливать цветы соленой водой? (цветы поливают пресной, чистой, теплой водой).
2. Я поместила воду в морозильную камеру и вот, что получилось (достать контейнеры со льдом). Что это? (лед). Какой он? Потрогайте. (твердый, холодный, прозрачный). Потрогали, руки стали мокрые.
- Что произойдет со льдом, если его держать в тепле? Во что он превратиться? (снова в воду). А если воду сильно нагреть? Какая она станет? (горячая, пойдет пар).Пар - это газообразное состояние воды. Давайте проверим.
Берем стекло и подержим над паром.
- Посмотрите, что вы видите на стекле? (капельки воды, значит пар-это вода, только другое ее состояние - газообразное.
- Капельки, а вы хотите быть следопытами? А кто такие следопыты? (следопыты ищут).
- Тогда в путь! Подумайте и обозначьте при помощи капелек, кому в этой комнате нужна вода и где она находится? (дети наклеивают капельки). А теперь расскажите, куда и зачем вы поместили капельки? (цветочный горшок, труба, радиатор, кран, и т. д.)
- Вы все правильно сказали о воде. Вода очень важна в жизни растений, животных и человека. О ней даже сочиняют стихи. Давайте прочтем.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползаем.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не умыться.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
- Давайте похлопаем капелькам-чтецам. Выглянуло солнышко, пригрело капельки, и они стали превращаться в пар и подниматься вверх. А пока капельки поднимаются вверх, давайте поиграем. Подумайте и скажите:
- Когда вода бывает пушистой (снег, сугроб)
- Скользкой (лед, сосулька)
- Высокой (сугроб, фонтан, волна)
- Невидимой (капелька воды в воздухе)
- Круглой (дождинка, град, вода в чашке)
- Белой (снег, туман)
- Синей (в море, в реке)
- Разноцветной (радуга)
Подул ветерок и наши капельки очутились в группе.
А теперь капельки превратятся обратно в ребят. А поможет нам снова волшебная лейка:
Ну-ка, лейка, лей, лей, лей
На капелек, не жалей
В детей пусть превратятся
От души повеселятся.
Дети снимают фартуки.
- Вот вы и снова дети. Ну, что, загадку мы с вами правильно отгадали.
- Так что же бывает жидким, твердым и газообразным? (вода).
- Твердым – в виде льда, газообразным – в виде пара, жидким – вода в своем обычном состоянии.
Оценка детей.