Дуюнова Анна Павловна
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, уважительного и бережного отношения к хлебу.
Программные задачи:
Развивающие.
1. помочь детям правильно ориентироваться в ассортименте хлебобулочных продуктов;
2. развивать логическое мышление;
3. развивать связную речь детей, словарный объём детей;
4. развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение;
Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Познавательное развитие“ „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
5. активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, воображение, слух.
Образовательные.
1. уточнить и обобщить представления детей об условиях, благоприятных для роста растений.
2. Закрепить знание пословицах, связанных с хлебом;
3. закрепить понятия «белый хлеб», «черный хлеб»; учить классифицировать хлебобулочные изделия по этим признакам.
Воспитательные.
1. формировать у детей экологическое и природоведческое мировоззрение;
2. формировать познавательный интерес к с/х профессиям;
3. воспитывать у детей уважительное отношение к труду людей, которые тратят много сил и энергии, для того чтобы вырастить, собирать урожай зерна - хлеборобам и механизаторам.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Оборудование
- телевизор;
- ваза с колосками пшеницы или ржи;
- слайды с изображением хлеба (каравай, пироги, булки, ватрушки, баранки);
- рисунки, схематически изображающие этапы выпечки хлеба;
- кукла Колосок (кукольный театр);
- коробка с сюжетными картинками;
-муляжи хлебобулочных изделий;
- плакат «Хлеб — всему голова».
Словарная работа «хлебное поле», «хлеборобы», «пекарня», «элеватор».
Предварительная работа
- беседы о хлебе;
- чтение художественной литературы, книг для детей о хлебе, рассказ Александры Березиной «Дети и хлеб»;
- просмотр мультимедийных презентаций о хлебе, процессе его приготовления;
- разучивание народных пословиц, поговорок, стихов о хлебе;
- сюжетно-ролевые игры «Супермаркет»;
- рисование хлебобулочных изделий.
№ п/п Этапы НОД Задача педагога Методы, приёмы деятельности Содержание этапа НОД
1. Вводно – организационный Подготовить детей к занятию, заинтересовать их.
Словесный метод
Вводная беседа Приглашение детей к работе.
На подносе с вышитым полотенцем лежит каравай хлеба и ваза с колосками пшеницы. На экране телевизора презентация с изображением хлебобулочных изделий.
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о хлебе. Хлеб всему голова! — издавна говорили на Руси. В этих словах дань огромного уважения народа к хлебу, которое передается от поколения к поколению.
Хлеб — непросто важнейший продукт питания, а нечто большее. Он символ труда, благополучия, мира. С весны до осени не покладая рук трудятся хлеборобы, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел! Как в народе говорят о хлебе? Давайте вспомним пословицы и поговорки.
Ответы детей:
Хлеб всему голова.
Хлеба ни куска, и стол — доска.
Плох обед, коли хлеба нет.
И т. д.
2. Мотивационно-проблемный
Адаптировать детей к деятельности, сюрпризный момент,
создать проблемную ситуацию, организовать межличностное взаимодействие.
Словесный метод
Наглядный метод
Рассказ воспитателя; объяснение с опорой на наглядность Сообщение темы занятия.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, откуда в наши магазины привозят хлеб?
А может батоны, буханки и баранки растут на хлебных деревьях?
Дети: Нет, хлеб пекут.
Воспитатель: А вы хотели бы узнать, из чего пекут хлеб?
Дети отвечают: Да!
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Колосок, он вам многое расскажет!
Колосок: (кукольный театр)
Я мальчишка, Колосок, золотой волосок,
У меня на солнышке созревают зернышки!
А чтоб зернышки созрели,
Надо чтобы дождь их поливал,
Чтобы солнышко светило,
И чтоб ветер обвевал!
После зерна собирают
И в муку их превращают,
А потом вам из муки
Выпекают пирожки.
Хлеб пекут, печенье
Всем на удивленье!
Воспитатель: Слышали ребята, что сказал Колосок: хлеб пекут из муки, добавляют в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт — мука. Хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах.
- Ребята, а вы знаете, какие еще хлебные изделия выпекают их муки? (пироги, булки, ватрушки)
- Ребята, а какой бывает хлеб?
Дети: Белый и черный.
Воспитатель: Правильно. Хлеб бывает белый и черный, потому что его выпекают из разной муки. Белый хлеб - из пшеничный, черный - из ржаной.
- Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука? Из пшеницы и ржи.
На экране телевизора слайды с рисунками колосков пшеницы и ржи, а рядом с колосьями изображения пакетиков с мукой.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как хлеб попадает к нам на стол?
- Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Но не все знают, каким нелегким трудом он достается, какова его истинная цена. Чтобы на полях вырастить зерно, днем и ночью под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей. А сколько сил нужно, чтобы зерно засеять, собрать, обмолотить и, наконец, выпечь мягкий хлеб!
- Как можно назвать всех людей, которые помогали вырастить урожай, хлеб?
- Хлеборобы!
- Прежде чем из семян будет получено зерно, хлеборобы должны землю подкормить удобрениями, вспахать, пробороновать, затем засеять ее с помощью тракторов и машин.
- После посева надо постоянно обрабатывать почву, подкармливать ее, бороться с сорняками.
- Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца и растут все лето.
- Но вот налились колосья, стали крепкими и желтыми. Затем зерно обмолачивают.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю комбайны. Они скашивают рожь или пшеницу и тут же обмолачивают зерно, которое поступает в бункер. Когда бункер наполняется зерном, подъезжает грузовой автомобиль и зерно пересыпается из бункера в кузов автомобиля.
- Затем машины с зерном едут на приемные пункты. Там зерно взвешивают и решают, куда его направить дальше: на мельницу или на элеватор. Элеваторы - это специальные сооружения для хранения зерна. Зерно там может храниться несколько лет, до тех пор, пока не придет время заменить его зерном нового урожая.
- Поняли, что такое элеватор?
- Не забыли, куда везут машины зерно с полей?
- Из зерна, поступившего на мельницу, мелют муку. Ее отправляют в хлебопекарни и в магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению.
- В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.
Чтение стихотворения о хлебе со слайда.
3. Динамическая пауза Организовать физминутку, необходимую для смены вида деятельности. Игровые приемы Воспитатель:
- Чтобы наши ножки не устали сидеть, им нужна небольшая разминка. Вставайте со своих мест!
(Физкультминутка «Поход на поле»)
Ребята, представьте, что мы пришли на большое хлебное поле.
Хлебное поле, большое раздолье
Оглянись по сторонам
Тут и там, тут и там,
Колосья хлебные растут,
А в них зернышки живут.
Эти зерна непростые,
Они солнцем налитые.
(дети шагают, останавливаются, поворачиваются в разные стороны и разводят руки в стороны)
— Как много колосков здесь растет, а как растут колоски на поле!
(дети приседают, а потом встают, руки поднимают над головой)
— Какие большие колосья выросли у нас в поле?
(руки соединены над головой, покачивания из стороны в сторону)
— Как колосья качаются на ветру?
(руки на пояс и наклоны в разные стороны)
— А я по полю пойду, колоски соберу.
(Встали прямо, приседы и наклоны вперед, словно собираем)
Воспитатель: Молодцы ребята! Можете сесть.
4. Деятельностный Организовать деятельность воспитанников, направленную на решение проблемной ситуации. Словесный метод
Наглядный метод
Активизация самостоятельного мышления;
Практические методы Воспитатель: А теперь проследим путь хлеба к нашему столу с самого начала.
Игра «Откуда берется хлеб»
Детям показывают рисунки, на которых изображены пашня; хлеборобы засевают зерном вспаханное поле; созревающие колосья, мельница, комбайн идет по полю (сбор урожая, элеватор, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.
Игр «Четвертый лишний»
Детям показываются картинки с изображением с/х транспорта картинка с другим видом транспорта. Нужно выбрать лишнюю машину.
5. Контрольный Организовать деятельность воспитанников, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам операциям. Словесный метод
Наглядный метод Колосок:
Вот лежит каравай
У меня на столе,
Черный хлеб на столе
Нет вкусней на земле.
Воспитатель: Да, труд большой! Вы это уже поняли!
Колосок: А загадки про хлебушек разгадаете?
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Птица Юрица на ветер глядит,
Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)
У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени… (Мука)
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном.
Стены позолочены. Ставни заколочены. (Зерно)
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали! Да, хлеб — это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу. Мы с вами не знаем, что такое голод. Поэтому у нас другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.
Хлеб нужно беречь!
6. Рефлексивный Организовать оценку учеником результата своей деятельности. Словесный метод Подведение итога НОД.
Колосок: Ребята, мы с вами многое сегодня узнали, а мне пора прощаться.
Оценка детьми полученных знаний:
- Теперь вы знаете, как хлеб попадает к нам на стол.
-Ребята, что нового вы узнали о хлебе?
Какие пословицы о хлебе вы еще знаете?
- Что вы узнали о профессии хлебороба?
- а на следующем занятии мы с вами попробуем сами изготовить хлебобулочные изделия.