ИРИНА ШИТКИНА
Конспект НОД «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять и обогащать знания детей о хлебе.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.
Дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека. Закрепить знания пословиц и поговорок о хлебе.
Развивающая:
Развивать внимание, память, мышление. Развитие общей и мелкой моторике. Развивать умение анализировать, сравнивать.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к хлебу. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Материалы и оборудование:
Публикация «Конспект НОД „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Предметные картинки с изображением колосков ржи, пшеницы, овса, початка кукурузы; макет мельницы; зерна пшеницы, ржи; мука пшеничная, ржаная; буквы, карточки с загадками, конверт с «письмом от Каравая», массажные мячи, каравай, мяч, контейнер с фасолью.
Предварительная работа:
Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.
Рассматривание иллюстраций.
Чтение и обсуждение литературных произведений М Пришвина «Лисичкин хлеб», русской народной сказки «Колосок».
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.
Беседа о труде людей выращивающих хлеб и об орудиях, облегчающих их труд.
Активизация словаря: борона, сеялка, плуг, комбайн.
Обогащение словаря: пырей, лебеда.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
Методы и приемы: показ, беседа, наглядный материал, вопросы поискового характера, рассматривание иллюстраций, практическая деятельность, художественное слово.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
В: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о самом вкусном и необходимом продукте, без него не обходится ни одно застолье, чаепитие, угощение.
Я загадаю вам загадки и вы сразу поймете, о чем мы будем с вами говорить.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Д: хлеб
В:Он бывает с толокном,
Мясом, рисом и пшеном,
С вишней, яблоком бывает.
В печь его сперва сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят,
По кусочку все съедят.
Д: пирог
В: Вы, конечно, догадались, что сегодня мы будем говорить о хлебе.
Где мы берем хлеб?
Д:в магазине, булочной
В: Хлебобулочных изделий много назовите их?
Д:булочки, печенье, бублики и т. д
Стук в дверь.
В: Ребята, к нам пришло письмо, может это какая-то ошибка, и оно попало не по назначению? Давайте проверим, прочитаем адрес: (читает ребенок) город Рубцовск, детский сад «Ромашка»,группа номер 5.
Письмо действительно адресовано нам. Интересно, кто нам его прислал? (чтение письма) «Дорогие ребята, приглашаю вас в гости. Жду с нетерпением. Каравай.»
Ребята, примем приглашение?
Д:да
В: Отправимся в гости к Караваю? Только куда же нам идти? Обратного адреса нет. Постойте, в конверте есть подсказки – загадки. Если мы их отгадаем, найдем дорогу к караваю.
(отгадки выкладывают их букв)
Какой конь землю пашет, а сена не ест?
Д:трактор
В:За железным конем.
Ящик тянется с зерном.
Сквозь дырявое дно
Высыпается зерно.
Д:сеялка
В:Зубастый крокодил
Все поле взбороздил.
Д:борона
В:Железный нос
В землю врос,
Роет, копает,
Зеркалом сверкает
Д:плуг
В: Ребята, посмотрите какие интересные картинки (трактор с плугом, бороной, сеялкой).
В: Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
Д:тракторист
В:Какая техника поможет засеять поле?
Д:сеялка
В:Как называется профессия человека, который работает на сеялке?
Д:сеяльщик
В: Здесь каравая нет. Отправляемся дальше.
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок. В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем таких, как я,
Будет целая семья.
Д:зерно
В:Посмотрите внимательно, здесь у нас зерна. Где зерна пшеничные, где ржаные?
Д:ответы детей
В:Чем отличаются эти зерна?
Д:колос пшеницы толще, чем колос ржи; зерна пшеницы круглые, а ржи удлиненные
В:Молодцы! Здесь тоже нет каравая.
Дети подходят к столу с картинками колосков.
В:Какие колоски бывают? (воспитатель бросает мяч и задает вопрос)
Колос пшеницы (ячменя, ржи) – пшеничный (ячменный, ржаной) колос.
Мука из пшеницы (ржи) – пшеничная (ржаная) мука.
Тесто из пшеничной муки – пшеничное тесто.
В:Ребята, посмотрите на картинки, мне кажется, одна из них лишняя. Почему? (выставлены колос ржи, овса, пшеницы, початок кукурузы).
Д:ответы детей
В:Интересно, как из маленького зернышка вырастает большой, полновесный колос.
Динамическая пауза с элементами психогимнастики.
Представьте себе, что вы маленькие зерна, брошенные в землю. Лежит зернышко в земле – темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошел дождь, зерно набухло, лопнуло, и появился первый росток. Пробил росток землю и потянулся к солнышку. Качается на ветру, тянется. Прошло время, росток окреп, и появился колосок. Колоски золотые на ветру качаются. На ветру качаются, низко наклоняются.
Отправляемся дальше.
В: Что за птица: песен не поет, гнезда не вьет, людей и груз везет.
Д:самолет
В:Когда растет колос, зреет зерно, важно подкормить растение, уберечь его от вредителей. В этом помогает авиация.
Идем дальше. Зерно созрело, пора убирать урожай.
Парикмахер необычный,
Гладко чуб стрижет пшеничный.
И лежит за ним вразброс
Копны золотых волос.
Д:комбайн
В:Кто работает на комбайне?
Д:комбайнер
В:Что делает комбайн?
Д:комбайн убирает урожай с полей, косит, молотит…
В:Хоть и собрано зерно, но еще не хлеб оно. Отправляемся дальше. Что потом с зерном творится?
В оборот зерно берут,
В порошок его сотрут.
Что это за порошок?
Д:мука
В:Муку везут в пекарню. Чем же станет мука? Отгадаем загадку?
Без рук, без ног, а в гору лезет.
Д:тесто
В:На большом хлебозаводе станет тестом та мука.
Хлебу путь уже недолгий. Вот он в булочной на полке, вот уже к тебе на стол он пожаловал – пришел.
В:Ребята, давайте выложим слово «каравай» из фасолинок. Но прежде сделаем массаж, подготовим наши ручки (берут массажные мячи). Массаж делается с одновременным чтением стихотворения «Хлеб» В. Мирясовой.
Важней, чем хлеб, продукта нет:
На завтрак, ужин и обед
Его к столу нам подают.
Хлеб в магазине продают.
Там на прилавках хлеб любой :
Пшеничный хлеб и хлеб ржаной,
Батон, душистый каравай-
Все, что угодно, выбирай!
В:А вот и наш Каравай. Ребята, посмотрите какой он. (Дети передают каравай из рук в руки и называют слова – признаки: хлеб – душистый, ароматный, вкусный, румяный, пшеничный….)
В:А вы знаете, что хлеб не всегда был таким, каким мы привыкли его видеть.
Было время, когда кусочек ржаного хлеба был на вес золота. И далеко не каждый день он был на столе. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной Войны. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, пырея, лебеды. Люди понимали, что хлеб – это жизнь! Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже самый маленький кусочек хлеба.
И мы с вами тоже должны относиться к хлебу уважительно, бережно.
Не сама собой природа хлеб на блюде подает.
Сколько требует ухода мать – земля за целый год.
Когда за столом вы, ребята сидите,
То помните, кто для вас хлеб создает :
Колхозник, рабочий, строитель, учитель,
Шахтер, машинист – весь Российский народ!
В:Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу.
Что нового вы сегодня узнали?
Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Д:»Хлеб – всему голова!»
«Калач приестся, а хлеб никогда»
«Хлеб да вода – богатырская еда»
«Худой обед, если хлеба нет!» и т. д
В:Как нужно относится к хлебу? Почему?
Приглашение на дегустацию каравая.