Приложение МААМ

«Зимующие птицы». Конспект НОД по формированию умений построения предложений в речи детей с ОНР (3 фото)

Цеденова Марина Юрьевна
«Зимующие птицы». Конспект НОД по формированию умений построения предложений в речи детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Тема занятия: «Зимующие птицы».

Цель: закрепить представления о зимующих птицах.

Коррекционно-образовательные задачи.

• Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме.

• Совершенствовать навыки словообразования (образование притяжательных прилагательных).

• Формировать навыки составления сложносочинённых предложений по картинно – графическим схемам.

• Овладевать навыком подбора однокоренных родственных слов.

• Учить ориентироваться в пространстве.

• Совершенствовать грамматический строй речи, формировать умение образовывать и употреблять существительные единственного числа в Родительном падеже.

Темочки:

Коррекционно-развивающие задачи.

• Развивать диалогическую речь, межполушарные связи, внимание, память, мышление, общую и мелкую моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи.

• Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

• Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование.

Демонстрационный материал: презентация, картинно – графические схемы, звуки природы, художественное слово.

Раздаточный материал: межполушарные доски, схемы для рисования двумя руками, маркеры.

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Структура занятия (из 3 частей):

а). Вводная часть. Организация детей:

• Создана мотивация, стимулирующая активность детей, направленная на поддержание интереса к занятию.

• Использовались приёмы, содержащие занимательность, проблемную ситуацию, сюрпризность, загадочность.

б). Основная часть занятия:

• Развитие межполушарного взаимодействия мозга с помощью кинезиологических упражнений.

• На материале сюжетной картины «Кормушка» - ориентировка в пространстве.

• Составление сложносочинённых предложений с опорой на картинно - графические схемы.

• На основе упражнения «Кого не стало» формирование умения образовывать и употреблять существительные единственного числа в Родительном падеже.

• Совершенствование навыков подбора однокоренных слов в упражнении «Подбери слова- родственники».

• Формирование навыков образования притяжательных прилагательных с помощью упражнения «Чей, чья, чьё, чьи?».

в). Заключительная часть занятия:

• Работа на листочках (рисование двумя руками).

• Подведение итога (рефлексия).

Длительность занятия соответствовала требованиям САНПИНа – 25 мин.

Были использованы следующие методы:

• наглядный,

• словесный,

• практический.

Предварительная работа. Беседа о зимующих птицах, их внешнем виде и образе жизни. Заучивание стихотворения Агнии Барто «Синица». Разучивание физминутки.

Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее была создана проблемная ситуация.

На протяжении занятия старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей, постоянно обращала внимание на речь детей:

• добивалась полных ответов, ставила поисковые (проблемные) вопросы;

• создавала условия для диалога с детьми.

Дошкольникам были предложены следующие игры и упражнения: «Кого не стало», «Составь предложение», «Подбери слова- родственники», «Чей, чья, чьё, чьи?», кинезиологические упражнение.

В ходе занятия, для раскрытия возможностей каждого ребенка, использовала дифференцированный подход. Формы организации детей: подгрупповая и индивидуальная.

Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною была организована физкультминутка.

Деятельность детей на занятии: В процессе занятия дети были активны, Сохранялся интерес на протяжении занятия. Дошкольники были внимательны.

ВЫВОДЫ: при подведении итогов попросила детей высказаться о том, что им понравилось, что не понравилось или непонятно. Для того чтобы закрепить у малышей ситуацию успеха, старалась робких детей подбадривать и хвалить. В дальнейшем продолжу работу по формированию умений построения предложений, а также по использованию кинезиологических упражнений. Считаю, что все поставленные программные задачи удалось реализовать.

Лог. Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года заканчивается?

(Осень) А какое время года наступит совсем скоро, через два дня?

Правильно зима. Как вы думаете, все птицы остались зимовать?

(Перелётные птицы улетели в тёплые края).

Лог. А какие птицы не улетели в тёплые края?

(В тёплые края не улетели зимующие птицы).

Лог. Как вы думаете, от какого слова образовано слово зимующие?

(От слова зима)

Лог. Каких зимующих птиц вы знаете?

(Воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь) .

Лог. Я приглашаю вас совершить прогулку в волшебный парк и понаблюдать за зимующими птицами.

Слайд 2

Лог. Ребята, скажите, какой парк мы с вами увидели? (Мы увидели осенний парк) А чьи голоса мы услышали в парке? (Мы услышали в парке птичьи голоса)

Лог. Посмотрите, кто – то оставил свои следы. Кто – бы это мог быть? (Птицы) Значит это чьи следы? (Птичьи). Давайте по ним пройдём.

Упражнения на межполушарное развитие «Птичьи следы», межполушарная доска.

«Зимующие птицы». Конспект НОД по формированию умений построения предложений в речи детей с ОНР

Слайд 3

Лог. Что это ребята? (Кормушка)

Лог. Как вы думаете, для чего нужны кормушки?

(Кормушки нужны для того, чтобы подкармливать зимой птиц).

Лог. А почему нужно подкармливать птиц зимой?

(Птиц нужно подкармливать зимой, чтобы они не погибли).

Лог. Почему птицы могут погибнуть зимой?

(Птицы могут погибнуть зимой, потому что нет насекомых, нет еды, нет корма).

Дидактическая игра «Где какая птица находится?»

Лог. Какие птицы находятся в кормушке? (Снегирь, воробей)

Какая птица находится над кормушкой? (Сорока)

Какая птица находится под кормушкой? (Ворона)

Какая птица находится слева ворона или синица? (Ворона)

Какая птица находится справа снегирь или воробей? (Воробей)

Какая птица находится выше всех? (Дятел)

Какие птицы находятся ниже всех? (Ворона, синица)

Какая птица находится между детьми? (Ворона)

Лог. Ребята, составим предложение со словом «увидел» по схеме. Кого увидела девочка, а кого увидел мальчик?

Слайд 4

Девочка увидела снегиря, а мальчик увидел воробья.

Девочка увидела синицу, а мальчик увидел ворону.

Девочка увидела сороку, а мальчик увидел дятла.

Лог. Составим предложение со словом «услышал».

Фото «Зимующие птицы»

Девочка услышала снегиря, а мальчик услышал воробья.

Девочка услышала синицу, а мальчик услышал ворону.

Девочка услышала сороку, а мальчик услышал дятла.

Лог. Составим предложение со словом «накормил».

Девочка накормила снегиря, а мальчик накормил воробья.

Девочка накормила синицу, а мальчик накормил ворону.

Девочка накормила сороку, а мальчик накормил дятла.

Лог. Составим предложение со словом «сфотографировал».

Девочка сфотографировала снегиря, а мальчик сфотографировал воробья.

Девочка сфотографировала синицу, а мальчик сфотографировал ворону.

Девочка сфотографировала сороку, а мальчик сфотографировал дятла.

Лог. Все кружочек собирайтесь,

И в синичек превращайтесь.

Физминутка «Синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

(А. Барто)

Лог. Вы – синички покружитесь и в ребяток превратитесь.

Слайд 5

Игра «Кого не стало?»

Лог. Кого не стало? (Сороки) Кого не стало? (Воробья) Кого не стало? (Дятла) Кого не стало? (Голубя) Кого не стало? (Синицы) Кого не стало? (Снегиря)

Лог. Ребята, в волшебном парке мы увидели птицу, которую в нашем парке «Дружба» не встретишь. Подумайте, что же это за птица?

Прилетает он зимой,

Яркий, шустренький такой,

На рябине он сидит,

Алой грудкой знаменит. (Снегирь).

Слайд 6

Лог. Скажите, пожалуйста, почему в нашем парке мы не встретим снегиря?

(В нашем парке мы не встретим снегиря, потому что он живёт в лесу. А в Калмыкии леса нет).

Лог. Как вы думаете, от какого слова образовано слово снегирь? (Снег) Снегирь — зимний гость в лесу. Он так называется, потому что появляется с первым снегом.

Лог. Подберите слова – родственники к слову снегирь.

(Снег, снежинка, снегурочка, снеговик, снежный, снегопад)

Лог. Ребята, подумайте, пожалуйста, какую зимующую птицу мы в парке не увидели?

У нее глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем. (Сова)

Слайд 7

Лог. Вспомните, как выглядит сова.

Слайд 8

Лог. Голова чья? (Совиная) Клюв чей? (Совиный) Крыло чьё? (Совиное)

Глаза чьи? (Совиные)

Слайд 9

Лог. Шея чья? (Совиная) Хвост чей? (Совиный) Перо чьё? (Совиное)

Лапки чьи? (Совиные)

Лог. Предлагаю вам нарисовать сову. Рисование у нас будет не простое, а сразу двумя руками.

Пальчиковая гимнастика «Ах, ты совушка-сова»

Ах, ты совушка-сова,

(соединить подушечки пальцев друг с другом, пальцы согнуты – образуется «шар»)

Ты большая голова! (покачать запястьями рук)

Ты на дереве сидела,

(запястья соединены, пальцы растопырены – дерево) Головою всё вертела – (соединить пальчики друг с другом и согнуть их – «шар»)

Во траву валилася, (покачать запястьями рук)

В яму покатилася! (опустить руки вниз и покрутить кистями рук).

Слайд 10

Работа на листочках.

Рисование совы по трафарету двумя руками.

. Конспект НОД по формированию умений построения предложений в речи детей с ОНР - фото

Лог. Куда мы с вами ходили на прогулку? Кого мы увидели в парке? Каких зимующих птиц вы запомнили? А что вам больше всего понравилось? Что оказалось самым трудным?

Слайд 11

Публикации по теме:

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы» Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста. На тему: «Зимующие.

Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы»Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы» 1. Тема: Зимующие птицы. 2. Цель занятия: Обучение описательному связному высказыванию. 3. Задачи: Образовательные: Формировать, уточнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Зимующие птицы». Конспект НОД по формированию умений построения предложений в речи детей с ОНР
Опубликовано: 4 января 2025 в 18:28
+61Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Зимующие птицы». Конспект НОД по формированию умений построения предложений в речи детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Цеденова Марина Юрьевна (УИ 130524) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 января 2025 вторник
08 января 2025 среда
8 января 1851 года, французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД