Антонина Лёвина
Конспект НОД «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: подготовительная (5-6 лет).
Тема: «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится»
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: помочь почувствовать красоту природы в стихотворении, выучить его наизусть;
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Ф, И, Тютчев „Зима недаром злится“» размещена в разделах
Образовательная: учить внимательно слушать, развивать связную диалогическую речь детей, знакомить с детской литературой, закрепить знание о различии стихотворного и прозаического жанров; формировать интерес к книге; продолжать знакомить детей с поэзией Ф. И. Тютчева, показать красоту, яркость его поэзии;
Развивающая: развивать наблюдательность, активизировать внимание и память детей, расширять мышление и сообразительность, умение работать коллективно, развивать детское творчество, развивать игровую деятельность детей, развивать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, развивать воображение, речь детей, подводить детей к созданию выразительного образа в рисунке;
Воспитательная: воспитывать доброту, отзывчивость, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, прививать детям любовь к родной природе;
Виды детской деятельности: познавательная игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, изобразительная, музыкальная,
Формы организации: групповая, подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности: рассматривание картины, беседа, дидактическая игра, выполнение движений по музыку, аппликация, пение.
Оборудование: магнитная доска, иллюстрации зимней природы,
портрет Ф. Тютчева, фотографии поэта; аудиозапись стихотворения; выставка книг Ф. Тютчева; гуашь; кисточки; лист альбома; салфетки; магнитофон, презентация стихотворения по слайдам проектора
Предшествующая работа: наблюдение за деревьями; рассматривание зимних пейзажей; рисование деревьев; беседа о поэте и поэзии; выразительное рассказывание стихотворений наизусть.
Словарная работа:
Нудит (устар.) – вынуждает, заставляет зиму уйти вон
Нудит – от глагола «нудеть», то есть говорить монотонно, а также жалуясь или настойчиво прося чего-нибудь.
Пуще – больше, сильнее
Ход игровой обучающей ситуации:
Вводная часть
Здравствуйте, ребята. (Здравствуйте).
Сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними. Проходите на стульчики. Присаживайтесь красиво. (Дети проходят на стульчики, присаживаются)
Ребята, я хочу предложить вам прослушать аудиозапись художественного произведения
Воспитатель включает аудиозапись стихотворения
Как вы думаете, какое это художественное произведение? (Ответы детей)
Чем отличается стихотворение от других художественных произведений? (Есть рифма)
Стихотворение относится к поэзии или прозе?
А как называют человека, который пишет поэзию?
А как называют человека, который пишет прозу?
Дети, есть поэты городские и деревенские.
Где живут городские поэты? (в городе)
Где живут деревенские поэты?
(в деревне)
Основная часть
Сегодня я расскажу вам о деревенском поэте, мы познакомимся со стихами знаменитого поэта, который очень любил природу и знал все её тайны. Биография Ф. И. Тютчева. Сегодня я расскажу вам о знаменитом поэте. Дети, вы знаете, кого изобразил художник на этом портрете? Да, это Фёдор Иванович Тютчев – поэт, которого знают не только в нашей стране, но и во всем мире. Фёдор Иванович жил очень давно. Он родился много лет назад Когда ему было 10 лет, к нему пригласили учителя Сёмёна Егоровича Раича. Он был поэт Учитель научил его понимать литературу, поощрял его желание писать стихи
Когда ему исполнилось 15 лет,он поступил в университет, после его окончания уехал далеко за границу. Но там продолжал любить нашу Россию и о ней писал стихи. Его стихи были о природе, о родине, о поэзии.
Однажды друг Тютчева передал тетрадь с его стихами великому поэту А. С. Пушкину. Стихи очень понравились А. С. Пушкину и он напечатал их в своём журнале «Современник». С тех пор стихи Ф. И. Тютчева стали известны всей России
Тютчев написал много книг, посвящённых русской природе, он глубоко чувствовал родную природу и очень любил её
- Хотите послушать?
- В этом стихотворении встретятся новые слова
2. Словарная работа.
3. Послушайте стихотворение поэта Воспитатель читает наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится.».
Зима недаром злится,
Прошла её пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон-
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон
Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
Вам понравилось стихотворение?
– Как оно называлось?
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Какое впечатление оставило? (Доброе, радостное впечатление.)
Какие картины вы представили? Можем ли мы предположить, как
относится автор к родной природе? (С любовью.) Какие слова привлекли ваше внимание или оказались вам непонятны?
-Как нужно читать последние строки стихотворения? (Читать с чувством радости)
Физминутка.
- Зима недаром злится (хоровод)
Прошла её пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось (шагаем на месте)
Всё нудит зиму вон-
И жаворонки в небе (правой, потом левой рукой показать перелёт птиц)
Уж подняли трезвон
Зима ещё хлопочет (хоровод)
И на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит
Грамзапись стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится»(Дети слушают грамзапись стихотворения)
(Читаю первое четверостишье)
Какие художественные средства использует автор?
(Читаю второе четверостишье)
Что вы услышали о зиме в этом стихотворении? (Ответы детей
Когда я слушаю это стихотворение, мне хорошо представляется зима, которая не хочет уходить В этом стихотворении замечательный поэт Афанасий Фет запечатлел последние зимние дни)
Какие художественные средства использует автор?
(Читаю третье четверостишье)
Какие художественные средства использует автор? (Это красивая историю о красоте зимы. Автор использует средства художественной изобразительности, благодаря которым стихотворение лучше запоминается. Фраза "зима недаром злится" означает, что зима как человек, что, конечно, не может быть на самом деле, поэтому эта строка содержит олицетворение).
Красивый пейзаж увидел автор (Мы слышим большое желание автора встретить весну. Автор передаёт чувства, которые пробуждает красавица зима.)
- Хотите его нарисовать?
6. Рисование «Весенний пейзаж» по стихотворению Ф. Тютчева
-Давайте посмотрим, какие красивые у вас получились картины – настоящий весенний пейзаж. Какими словами можно описать наши картины?
Рисуют ватными палочками
Самостоятельное рассказывание стихотворения.
Обсуждение понятия РИФМА.
– Что такое РИФМА? (Созвучное окончание строк)
– Найдите рифму в стихотворении.
– А теперь прочитайте стихотворение своему соседу так, как будто это вы рассказываете ему о зиме
После чтения дети указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо. (Двое детей читают стихотворение вслух)
Заключительная часть
– Какой образ сложился у вас под впечатлением этого стихотворения? (Весна – это образ праздничный, молодой, нежный, радостный).
Какое настроение осталось у вас от услышанного стихотворения? Как оно называлось?
- Кто его написал?
Фёдор Иванович – наш лучший деревенский поэт. Его помнят и любят в нашей стране и во всем мире. Вы еще многое узнаете об этом поэте в школе и, когда станете взрослыми.
-Хотите посмотреть его книги? (Выставка книг).Я приглашаю вас посетить выставку книг Ф. Тютчева