Юлия Александровна
Паспорт мини-музея боевой славы в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В целях реализации современной образовательной программы необходи-мы новые инновационные подходы к решению актуальных проблем (чувство любви к Родине, к краю; воспитание потребности в здоровом образе жизни, проблемы экологического воспитания.) Одним из вариантов решения воз-никающих проблем в системе дошкольного образования является организа-ция проектной деятельности.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка ин-новационных подходов. Существенную помощь в организации и реализации проектов оказывает мини-музей, организованный в группе. Что дает нам эта форма работы? Дети узнают, что такое музей, знакомятся с профессией экскурсовода, с видами и жанрами искусства. В любом большом или ма-леньком городе есть музей. Что такое музей? Дети говорят так: «Это где все собирают и хранят».
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствую-щие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определен-ную ограниченность тематики.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть кото-рого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и роди-телей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они мо-гут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, пере-ставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экс-позиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музеи должны постоянно пополняться новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Аспекты деятельности мини-музея.
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей.
Формы деятельности: экспозиционная, познавательная, поисковая.
Наименование мини-музея: «Музей воинской славы»
Профиль музея: познавательно- экспозиционный.
Срок реализации проекта: февраль 2025 года.
Продолжительность: краткосрочный
Формы проведения: занятия, беседы, самостоятельная деятельность де-тей, работа с родителями, проведения праздников,
Продукт: Создание мини-музея «Боевой славы».
Цель: формировать и развивать гражданско-патриотические чувства у де-тей дошкольного возраста посредством «музейной педагогики».
В основу решения задач по достижению этих целей положены следу-ющие причины:
учёт возрастных особенностей дошкольников;
наглядность и последовательность;
знакомство детей с музеем воинской славы;
принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при
руководящей роли взрослого;
принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Задачи мини-музея
Интерактивность – основной методологический прием в работе музея. Он не только является хранилищем, но и живым организмом в процессе позна-ния.
Задачи:
Обобщать и расширять знания детей о событиях, героях войны и их подвигах.
Познакомить детей с военными предметами, военной техникой и разными родами войск, военной одеждой, наградами.
Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.
Познакомить детей с историческим музеем, в частности музеем, по-свящённым определённому историческому событию.
Предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.
Способствовать расширению кругозора дошкольников, предоста-вить возможности для самостоятельной познавательной, исследователь-ской творческой деятельности.
Привлечение родителей к культурно-досуговой деятельности дет-ского сада;
Основные направления деятельности мини-музея
Изучать собранный материал.
Совместно с родителями и детьми осуществлять создание экспозиций, вы-ставок, развлечений и досугов.
Формы работы с родителями
Знакомство родителей с мини-музеем
Обращение к родителям на собрании о сборе экспонатов для мини-музея;
Сбор информационного и наглядного материала.
Реализация проекта
Подготовительный этап:
Ознакомление с материалами на тему «Мини – музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями».
Подбор методической литературы по музейной педагогике.
Cоставление перспективного плана работы по проведению проекта;
Подбор материалов для создания мини-музея: экспонатов для вы-ставок; подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рас-сказов, загадок, иллюстраций, открыток, изображающих события на тему Великой Отечественной войны, истории российской армии.
Создание альбомов, презентаций и видеороликов по теме проекта: информации об участниках, памятных датах Великой Отечественной войны, городах-героях, детях-героях.
Разработка дидактических игр по теме.
Привлечение родителей для оказания помощи в организации музея в группе.
Основной этап.
Интеграция
образовательных областей Формы организации
образовательной деятельности
Социально-
коммуникативное развитие 1. Беседы о празднике.
2. Помощь детей в оформлении группы к празднику
3. Сюжетно-ролевые игры «Моряки»,
«Лётчики», «На боевом посту».
Познавательное развитие 1. Беседа «Защитники Отечества».
2. Презентация «Наша Армия – сильна!»
3. НОД «День Защитника Отечества»
4. Дидактические игры: «Узнай род войск»,
«Военные профессии», «Собери картинку»,
«Что нужно человеку военной профессии».
Речевое развитие 1. Заучивание стихотворений.
2. Чтение рассказов Л. Кассиля «Твои
защитники», Ю. Ильинского «На земле, в небе-сах и на море», В. Тюрина «Ездим,
плаваем, летаем», А. Митяева «Почему армия родная?».
3. Пословицы и поговорки.
4. Отгадывание загадок по тематике проекта.
Художественно- эстетическое
развитие Изобразительная деятельность.
1. Выставка рисунков «Мой папа-солдат».
2. НОД «Танк» (лепка).
3. НОД «Танк» (аппликация)
4. НОД «Открытка» (ручной труд из различных материалов)
Музыкальная деятельность.
1. Разучивание песни «Бравые солдаты»
2. Слушание патриотических песен.
Физическое развитие Подвижные игры «Самолеты», «Сапер», «Тан-ки»,
«Меткие стрелки», «Салют», «Преодолей пре-пятствие», «Меткий стрелок», «Боевая тревога».
Игры и упражнения для развития ловкости: «Через болото», «Не задень звоночек», «Прове-ди мяч».
Формы работы с родителями:
Участие в сборе экспонатов для музея.
Участие в оформлении музея в группе.
Подготовка материалов о родственниках – участниках Великой Оте-чественной войны
Праздничное мероприятие, приуроченное Дню защитника отечества
Оформление информационно-справочных материалов (буклеты, ли-стовки, памятки, папки-ширмы)
Региональный конкурс Свердловской области, посвящённого Году защитника Отечества и Дню защитника Отечества «Тебе, защитник Родины моей»
Заключительный
Итоговый продукт проекта:
Мини музей «Боевой славы»;
«Праздничные открытки для пап и дедушек к 23 февраля»;
Итоговое спортивно-музыкальное мероприятие для детей, посвящен-ное «Дню защитника Отечества».
Перспективы развития мини-музея
Подбор художественной литературы, музыки военных лет и нагляд-ного материала (сюжетной картинки);
Проведение экскурсий для других групп детского сада;
На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по различным видам деятельности.
Экспонаты мини-музея:
Выставка «Военная техника» – игрушки на военную тему (танки, са-молеты, истребители, машины).
Военная форма солдата (костюм повседневный, погоны, ремень, ки-тель)
Снаряжение солдата (автомат, бинокль, гранаты, гильзы, пулевая лента, сумки)
Головные уборы военных (каска, пилотка, шлемофон, шапка-ушанка, берет, кепка).
Лэпбуки «23 февраля», «9 мая».
Альбомы для рассматривания: военные профессии – солдаты; воен-ная техника, головные уборы Защитников Отчества, Города герои ВОВ, Ряда войск РФ, дети-герои ВОВ, символы России, оружие войны, военная техни-ка,
Кубики Блума «23 февраля», «9 мая».
Альбомы стихов, загадок, пословиц и поговорок на военную тему.
Дидактические игры; Лото, пазлы, подбери картинку, военные про-фессии, одежда народов России.
Экспонаты мини-музея
Работа в мини-музее



Список литературы
1. Акинина Т. М., Духовно-нравственное и гражданское
воспитание детей дошкольного возраста / Сост. : Акинина Т. М.,
Степанова Г. В., Терентьева Н. П. – М. : УЦ «Перспектива», 2012;
2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников.
Методическое пособие. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016;
3. Ветохина А., Дмитренко З. Нравственно-патриотическое воспитание де-тей дошкольного возраста - СПб. : Детство-Пресс, 2012;
4. Деркунская В., Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2013;
5. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников - М. : Сфера, 2013.
6. Рыжова Н. А., Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции, 1-4. – М. : Педагогический уни-верситет «Первое сентября», 2010.