Ольга Горячева
Конспект НОД для старшей группы «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД : Тема: «Волшебница Вода»
Цель:
Прививать интерес к исследовательской деятельности.
Расширять знания о воде.
Активизировать речь и обогащать словарь.
Задачи:
Образовательные
Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может растворять предметы, изменять свой цвет, что пар это тоже вода.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии.
Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.
Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.
Развивающие
Развивать практические действия в процессе.
Развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Стимулировать желание детей экспериментировать.
Формировать коммуникативные навыки.
Прививать бережное отношение к воде.
Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.
Предполагаемый результат: умение детей проводить опыты, умение работать в паре, умение делать выводы, умение читать схемы.
Предварительная работа
Беседы о воде, её роли в жизни человека.
Проведение занятий - экспериментирований с водой.
Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др.
Отгадывание загадок, чтение художественной литературы:
Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды»,
Б. Заходер, «Что случилось с рекой»;
Материалы для НОД.
прозрачные одноразовые стаканчики;
фильтровальные салфетки;
вещества, которые мы будем растворять в воде, (сахарный песок, речной песок).
иллюстрации к загадкам.
лист бумаги с изображением воды
конверт с картинками-схемами на двоих
мисочки, ложки чайные;
кусочки льда на каждого ребёнка
термос с горячей водой
зеркало
стаканчики с водой;
салфетки
воронка
бутылка с водой
фильм «Чистая вода»;
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с гостями.
Игра «Доброе утро» (Слайд №1)
Проснулось солнышко и сладко зевнуло,
Солнышко лучик к тебе протянуло,
Солнышко щечку тебе поласкало,
Доброго утра тебе пожелало.
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
- С добрым утром!
- С ясным днём!
Вот как славно мы поём!
1 часть.
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня просматривала почту, увидела письмо от группы «Почемучки». Они прислали нам загадки. Давайте же отгадаем эти загадки. (Слайд №2)
(Слайд №3)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце ее припечет –
Заплачет она, потечёт
Дети: (сосулька)
Молоко над речкой плыло –
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко.
Дети: (туман)
Капли влаги на листочках – (Слайд №4)
На траве и на цветочках–
Это что за чудеса?
По утрам блестит …
Дети: (роса).
Что за чудо покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек –
Их укрыл пушистый…
Дети: (снег).
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, как можно назвать одним словом: дождь, снежинку, сосульку, туман, росу, снег, что все это?
Дети: Вода.
Воспитатель: Да, это все вода.
Недаром про воду говорят, что она волшебница.
Сегодня, ребята, мы поговорим с вами, о ее Величестве Воде.
(Слайд №5)
Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит их воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется.
Поэтому, воду надо беречь и охранять.
- Ребята, а давайте вспомним, какие свойства воды вы уже знаете?
(Картинка – схема)
(Слайд №6)
Вода – это жидкость.
Вода не имеет собственной формы.
У воды нет цвета
У воды нет вкуса
У воды нет запаха
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашей гостье, кому нужна вода.
Я предлагаю поиграть в игру: «Кому нужна вода?»
Игра: «Кому нужна вода».
Описание: На листе бумаги круг с изображением воды, от него нарисованы стрелки. На каждого ребенка подготовлен конверт с картинками-схемами (например – стул, дерево, нужно выбрать нужную картинку и прикрепить к стрелке.
(Слайд №7) Дети рассматривают картину и объясняют, кому нужна вода и для чего.
2 часть.
Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Мы с вами сейчас превратимся в волшебников и продолжим наши опыты с водой.
(Присаживаемся за столы)
Вспомним правила поведения в лаборатории. (Слайд №8)
Опыт №1.
Воспитатель: Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки.
Одна с сахарным песком, другая с речным песком.
- Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.
- В один стаканчик пересыпте сахарный песок и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет?
Дети: сахарный песок в воде растворился.
Воспитатель: Затем в другой стаканчик пересыпьте речной песок и размешайте.
Растворился речной песок в воде или нет?
Дети: Речной песок в воде не растворился.
Воспитатель: Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились?
Дети: Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.
Воспитатель: Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Вывод: Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.
(Слайд №9)
Опыт №2. «Лед – это вода»
Воспитатель: Дети, закройте глаза
(по руке каждого ребенка проводится кусочком льда)
Что вы почувствовали?
Дети: Холод
Воспитатель: Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?
Дети: Чем-то мокрым, холодным, льдом.
Воспитатель: Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
Дети: Лед начинает таять. Лед превращается в воду.
Воспитатель: Так что же такое лед?
Дети: Лед – это вода.
Воспитатель: Лед- это вода в только твердом состоянии.
В каком состоянии может быть вода?
Дети: Вода может быть в жидком и твердом состоянии.
Вывод: Вода может быть в жидком и твердом состоянии. (Слайд №10)
Воспитатель: Возьмите салфеточки и протрите руки.
Воспитатель: Выходите ребята из-за столов, давайте освежимся.
Физминутка: «Юные пловцы»
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе).
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхиваем руками).
Опыт № 3 «Пар – это тоже вода».
Воспитатель: А теперь давайте продолжим наши опыты с водой. Приглашаю вас в лабораторию.
(Опыт проводит воспитатель. На столе термос с кипятком, стекло или зеркало).
Воспитатель: Возьмем термос с кипятком. Откроем его и посмотрим, что происходит.
Дети: Из горлышка выходит пар.
Воспитатель: Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Что вы видите на зеркале?
Дети: Оно запотело, и появились капельки воды
Воспитатель: Предлагаю вам потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода. Какой мы можем сделать вывод?
Дети: Пар – это тоже вода.
Воспитатель: Правильно пар - это тоже вода, очень сильно нагретая. Ребята, запомните, пожалуйста, что такой пар очень горячий и подходить близко к сильно нагретым предметам нельзя, так как можно обжечься.
Вывод: Пар – это тоже вода. (Слайд №11)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вода может поменять свой цвет.
Давайте попробуем.
Опыт №4 «Вода может изменить свой цвет»
Воспитатель: Возьмите бутылочки и взболтайте их
- Изменила вода свой цвет или нет?
Дети: Да
Воспитатель: Какого цвета стала вода, у ….? А как это получилось?
Дети: На крышечке была краска.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Вывод: вода может менять цвет. (Слайд №12)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, изменит вода свой цвет, если положить в нее варенье. Попробуйте это сделать дома.
Воспитатель: А сейчас, я хочу показать вам фильм.
Ребята, я хотела показать вам фильм о воде,
но что-то пошло не так. (Слайд №13)
Сейчас я попробую настроить компьютер.
Звучит музыка, на экране появляется «Ворон метр» и электронное послание.
(Слайд №14, 15)
Воспитатель: Ребята, жители Фиолетового леса просят им помочь. Поможем.
Воспитатель:(Вынимаем из коробки образец воды) Ребята, а нам можно пить такую воду пить?
Дети: Нельзя.
Воспитатель: Да, нельзя. В такой воде даже рыбы не живут.
Воспитатель: (Вынимаем фильтр) Интересно, а что же это такое. Давайте посмотрим, да это бинт и ватный диск. Из этого можно сделать фильтр для воды.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Если нет салфетки, можно взять марлю или вату.
- Возьмите фильтр, поместите в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.
(Разлить детям грязную воду и раздать фильтры)
-В чисты стакан положите воронку, а затем фильтр.
- И очень осторожно лейте грязную воду в стаканчик с фильтром.
- Что мы видим?
Дети: Вода очищается
Воспитатель: Посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистая, прозрачная.
Воспитатель: Куда делась грязь?
Дети: Вся грязь осталась на фильтре.
Воспитатель: Я вам показала самый простой способ очистки воды, этим простым способом нам удалось очистить воду от крупного мусора, пить её нельзя, так как в ней остались микроорганизмы вредные для нашего здоровья. Для того чтобы ее пить людям её еще нужно очищать с помощью специальных фильтров.
Вывод: Воду можно очистить с помощью фильтра. (Слайд №16)
Воспитатель: Мы хорошо потрудились. Ворон метр и жители ФЛ вам очень благодарны. Теперь вода в ФЛ будет чище.
Воспитатель: Дети, с какими новыми свойствами воды мы сегодня с вами познакомились? (Слайд №17)
Дети:
Вода может растворять одни вещества, а другие нет.
Вода прозрачная.
Вода может менять свой цвет.
Вода может быть в жидком и твердом состоянии.
Воду можно очистить с помощью фильтра.
А сейчас, давайте посмотрим фильм, может быть, уже работает компьютер.
(Просмотр фильма) (Слайд №18)
Воспитатель: Ребята, а закончить наше занятие я хочу следующими словами:
БЕРЕГИТЕ ВОДУ!
Подарок для гостей «Кувшинки» (Таз с водой помещаются заранее приготовленные цветы - кувшинки)
Список используемой литературы
Рыжова Н. А. Волшебница Вода – М. : «Linka - Press», 1997;
Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» - М. : «Скрипторий», 2003;