Ирина Алексеева
Конспект НОД по решению экологических задач на занятиях по ознакомлению с пейзажной живописью для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: решение экологических задач на занятиях по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством (пейзажная живопись)
Задачи :
- Продолжать учить детей понимать содержание картины;
-Продолжать систематизировать знания о природе, о приметах осени.
-Продолжать учить находить связь между изображением природы на картине и имеющимися знаниями.
Публикация «Конспект НОД по решению экологических задач на занятиях по ознакомлению с пейзажной живописью для старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
-Обогащать словарь детей: золотистая, багряный и т. д.
-Развивать диалогическую речь детей, упражнять в умении давать полные ответы.
- Развивать наблюдательность, память.
- Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Оборудование: репродукции картин «Золотая осень» Остроухова, Левитана, Шишкина, Поленова, дид. игра «Нарисуем осень».
Методические приемы: рассматривание, наблюдение, игровой, вопросы, объяснения и пояснения, рассказ воспитателя.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа. Чтение стихов об осени, беседы, рассматривание картин, разучивание пальчиковой гимнастики и физминутки.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, мы с вами отправимся в одно очень интересное место! Я вам загадаю загадку, попробуйте отгадать!
Это место так чудесно,
Здесь все очень интересно,
В ряд картины здесь стоят,
Посмотреть на них велят.
Как же место то зовется?
Есть ответ у нас один,
Это (Выставка картин)
Дети подходят к выставленным репродукциям, которые прикрыты шторой.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Назови слова-действия»
Ветер…дует,
Дождь… моросит, капает, льет
Листья…желтеют, опадают, кружатся
Птицы… улетают
Овощи /фрукты… созревают
Урожай… собирают
Трава… вянет, желтеет
Воспитатель: Ребята, приметы какого времени года мы с вами перечислили в ходе игры?
Дети:приметы осени
Воспитатель: Совершенно верно! Сегодня мы будем говорить именно об осени. (убрать штору). Посмотрите, в картинной галерее у нас представлены репродукции картин разных художников. Посмотрите, пожалуйста, внимательно, и скажите, что общего у этих картин?
Дети: на всех картинах изображена осень.
Воспитатель: Все эти картины называются «Золотая осень», а написали их известные русские художники: Левитан, Шишкин, Поленов, Остроухов. Давайте вспомним, как называется жанр, в котором выполнены картины?
Дети: этот жанр называется пейзаж.
Воспитатель: На всех картинах изображена природа осенью. Но скажите, пожалуйста, одинаковая ли осень изображена на них или разная?
Дети: Осень разная.
Воспитатель: Ребята, а попробуйте мне доказать, что осень разная. Но для начала ответьте на несколько вопросов.
1. Какая бывает осень?
2. Приметы какой осени изображены на каждой картине?
3. Можем ли мы, глядя на небо, сказать, что на картине изображено именно осеннее небо? Отличается ли осеннее небо от летнего и весеннего?
4. Можем ли мы, глядя на картину, сказать, какой день изображен: пасмурный или солнечный? Докажите, что на картине изображен именно такой день.
5. Посмотрите внимательно на картины, какие цвета красок использовал художник, чтобы передать всю красоту осенней природы?
Воспитатель: Посмотрите на картину Остроухова. Какой основной цвет на этой картине? Совершенно верно, акцент сделан на золотом цвете. По всему плану картины мы видим деревья в золотом наряде так, что и небо-то почти не видно. Но можем ли сказать, что светлое и чистое? Посмотрите внимательно, что изображено на заднем плане? Да, тропинка и чуть дальше виднеется полянка. Кого мы видим на тропинке?
Дети: Птицы, сороки.
Воспитатель: А разве птицы не улетают осенью на юг?
Дети: Сороки-зимующие птицы.
Воспитатель: А почему в природе есть птицы, улетающие на зиму в теплые края?
Дети: нет еды, холодно, реки и озера замерзают.
Воспитатель:Как вы думаете, какое явление изобразил Остоухов?
Дети:Листопад
Воспитатель: Молодцы! Конечно,это-листопад. Земля покрыта золотым ковром. А на что похожи листья, оставшиеся на деревьях?
Варианты детей.
Воспитатель: А вы знаете, почему лес расстается с листвой?
Воспитатель: Какие ощущения вы испытываете, глядя на эту картину?
Ответы детей.
Физминутка "Мы – листики осенние"
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)
Воспитатель: Перейдем к следующим картинам. Название у них такое же: «Золотая осень», фамилии художников- Левитан, Шишкин и Поленов. Посмотрите на них внимательно и скажите, в чем сходство и отличие этих картин от картины Остроухова?
Посмотрите, как изображена река на картине Левитана. Какими красками художник смог передать, что вода холодная?
Воспитатель: Совершенно верно, художник использовал холодные голубовато-синие тона, которые контрастируют с золотом листвы и еще не увядшей, зеленоватой травы. А вот посмотрите, какая река на картине Шишкина. Какие цвета он использовал для изображения реки? Почему вода в его реке получилась буро- коричневая? (Отражение леса в воде)
Воспитатель: Ребята, а какие деревья изображены на всех этих картинах?
Воспитатель: Итак, мы с вами побывали в картинной галерее. Картины каких художников мы видели? Как называются эти картины? Хоть название у этих картин одинаковое, тем не менее, у каждой картины свое настроение, свои краски. Скажите, а какая картина запомнилась вам и понравилась вам больше остальных? Почему?
Как вы думаете, что хотели передать художники посредством своих картин?
(Ответы детей)
Воспитатель: Эти картины вызывают приподнятое настроение, рождают теплые чувства радости созерцания русской природы, выраженной в разноцветье деревьев, яркости солнечных лучей, синеве неба и реки. Однако и грустная нотка появляется от сознания того, что пора эта быстротечна и скоро яркие краски золотой осени сменятся на унылые серые дни, дожди и холодный ветер.
Воспитатель. А сейчас мы с вами превратимся в художников и создадим свой осенний шедевр.
Словесно-дидактическая. игра «Нарисуем осень».
В шкатулке лежат картинки на тему «осень». Дети достают картинки и вывешивают на фланелеграф. Каждый ребенок должен рассказать, что происходит на картинке и чем ему нравится осень.
Воспитатель: Какая замечательная картина получилась! Завершит нашу игру стихотворение «Осень»
Желтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
- Что случилось вдруг?
И ответил папа:
- Это осень, друг.
(Н. Антонова)
Подвести итог: оценка деятельности, предложить вспомнить, что запомнилось и понравилось.