Наталья Ротова
Консультация для педагогов «Способность к эффективному решению профессиональных задач»
▼ Скачать + Заказать документы
Способность к эффективному решению профессиональных педагогических задач.
Аналитическая справка
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Всестороннее развитие детей невозможно без использования образовательных программ и технологий. С целью достижения новых образовательных результатов воспитатель Ротова Наталья Алексеевна использует следующие программы:
Публикация «Консультация для педагогов „Способность к эффективному решению профессиональных задач“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Основную образовательную программу дошкольного образования образовательного учреждения «Детский сад №36», разработанной творческой группой педагогов, которая определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа помогает Наталье Алексеевне создать условия для развития детей дошкольного возраста, открывающие возможности для позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.
Для реализации работы по нравственно - патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения воспитатель использует парциальную программу «Родной свой край люби и знай». Целью программы является воспитание гуманной, духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. В результате работы по данной программе у дошкольников Натальи Алексеевны зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств, формируются знания о родном крае.
Для решения социально-педагогических задач воспитатель опирается в своей работе на парциальную программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой. Программа помогает воспитывать у детей навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Отличительной особенностью программы является использование совершенно новых методов (тренинги поведения, психотерапия детских страхов). Особенность работы по программе, состоит также в осознании педагогом большого значения положительного примера со стороны взрослых, и прежде всего педагога.
Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений работы развития ребенка. При построении системы работы по экологическому образованию дошкольников воспитатель учитывает сочетаемость задач реализуемой основной образовательной программы ДОУ и парциальной программы экологической направленности С. Н. Николаевой «Юный эколог». В результате использования программы «Юный эколог» Наталья Алексеевна формирует у своих воспитанников осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Исходя из вышеизложенного, назрела необходимость использования в работе спектра инновационных образовательных технологий. В своей профессиональной деятельности Ротова Наталья Алексеевна использует следующие педагогические технологии :
Личностно-ориентированные технологии, которые применяет в своей работе, создают условия для развития индивидуальности ребенка и являются средством обеспечения сотрудничества детей с педагогом. Личностно-ориентированные технологии предполагают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка. Воспитатель учитывает то, что каждый из детей неповторим и имеет право на свою образовательную траекторию.
Организованная Натальей Алексеевной предметно-развивающая среда в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. При построении среды воспитатель соблюдает принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью легких перегородок, открытых стеллажей, не загромождающих помещение, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой. Принцип гендерного подхода к развитию среды позволяет учитывать интересы и наклонности как мальчиков, так и девочек. В соответствии с требованиями ФГОС и рассмотренными принципами в группе Натальи Алексеевны была создана следующая предметно-развивающая среда. Театральный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В центре искусства "Юный художник" воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Вниманию детей предложены альбомы «Золотая Хохлома», «Гжельские узоры», «Городецкая роспись», «Жостовские подносы» и др., дидактические игры, книги, сделанные своими руками и иллюстрированные детьми «Красная шапочка» Ш. Перо, «Бременские музыкаты» бр. Гримм. Строительный центр достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Основной вид деятельности детей — игровой. В центре «Наша комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Подобраны атрибуты для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье", «Почта», «Рыбалка». В книжном уголке - книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки. Так как развитие активной речи является основной задачей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, сюжетных иллюстраций. Уголок кубановедения представлен куклами в народных кубанских костюмах, наборами открыток с видами кубанских городов, буклетами, иллюстрированными книгами о природе родного края, о памятных местах, образцами народной вышивки, старинными предметами кубанского быта, плакатами, гербами и флагами Краснодарского края, г. Краснодара, гербом и флагом России, книгой «Наша станица Марьянская», альбомом «Казаки - герои станичники». Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
В своей работе Наталья Алексеевна реализует технологию здоровьесберегающего обучения, в которой решает следующие задачи :
• овладение набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья всеми субъектами открытого образовательного пространства;
• формирование субъектной позиции по отношению к собственному здоровью и ценностного отношения к своему здоровью у детей, родителей;
• увеличение резервов здоровья.
В своей практической работе использует следующие здоровьесберегающие технологии:
- пальчиковую гимнастику (развитие моторики рук);
- упражнения для развития дыхания (метод закаливания);
- психогимнастику (для снятия эмоционального напряжения);
- игры-релаксации (для снятия нервного напряжения);
- динамические паузы (во время ООД и в другие режимные моменты);
- оздоровительную гимнастику (элементы для профилактики плоскостопия); - утреннюю гимнастику (ежедневно);
- гимнастику пробуждения (ежедневно после дневного сна).
Систематическое использование физминуток, дыхательных гимнастик и т. д. положительно сказывается на укреплении здоровья детей, их хорошем эмоциональном состоянии.
В современном мире воспитание и образование детей становится невозможным без использования информационно-коммуникационных технологий. В непосредственной образовательной деятельности Наталья Алексеева применяет информационные технологии в процессе изучения новых для воспитанников понятий, для обобщения и систематизации полученных знаний, при выполнении игровых и творческих заданий.
Для повышения эффективности образовательного процесса Наталья Алексеевна создала презентации по темам «Москва – столица», «Хлеб да капуста голод не подпустят», «Золотая осень», «Жители пустыни». Для обмена опытом, наработками с педагогами создала презентацию «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования».
Подбирает иллюстративный материал к образовательной деятельности и для оформления стендов и информационных уголков для родителей, подбирает дополнительный познавательный материал: схемы, предметные и сюжетные картинки, раскраски.
Использование фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий позволили воспитателю создать тематические фотоколлажи («Птицы - наши друзья», «Зимушка - зима») и фотовыставки из жизни детей в группе («Нет ее роднее», «Сильные и смелые», «Вместе весело шагать»).
Имеет личные публикации: на сайте www.maam.ru., «Дошколенок. ру», материалы опыта работы, мастер- класс, авторские разработки на сайте ДОУ.
Использование в процессе обучения и воспитания интерактивных средств позволяет Наталье Алексеевне увеличить интерес к обучению, активизировать познавательную деятельность, повысить качество усвоения программного материала детьми.
Наталья Алексеевна активно внедряет в свою работу метод проектной деятельности, который основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Проводимые мероприятия в рамках разработанного и внедренного проекта «Яркие краски лета» обеспечили каждого ребёнка возможностью радостно и содержательно прожить летний период, создали условия (методические, материальные) для полноценного физического и психического развития детей. Проект «Скоро в школу я пойду» способствовал формированию «внутренней позиции будущего ученика», расширению знаний детей о мире школьников, интереса к школе, школьной атрибутике, повышению педагогической компетентности всех участников проекта. Работа над проектом «Птицы наши друзья» принесла ребятам большую радость и удовлетворение. Они поняли, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей проявились добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим. Проект «Птицы – наши друзья» был представлен на обучающем региональном семинаре по теме: «Обобщение педагогического опыта работников ДОО». Педагог, используя метод проектов, формирует не только знания, умения, навыки дошкольников, но и помогает адаптироваться к социальной жизни, обучает детей через совместный поиск решений, предоставляет им возможность самостоятельно овладевать ролево-игровыми действиями. Используя технологию исследовательской деятельности, педагог дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В своей работе использует методы и приемы исследовательской деятельности: эвристические беседы, наблюдения, опыты, постановка и решение вопросов проблемного характера. Особенно большой интерес у детей вызвала одна из форм исследовательской деятельности «Путешествие по «реке времени», направленная на применение временных отношений: от прошлого к настоящему Кубани. Педагог использовала иллюстративный и предметный материал: фотографии, открытки, путеводители, провела с детьми активное обсуждение, нахождение связей, анализ, сравнение.
Большую помощь в организации непосредственной образовательной деятельности оказывают игровые технологии. Применяемыми играми и игровыми упражнениями Наталья Алексеевна обеспечивает заинтересованность малышей в восприятии изучаемого материала, привлекает их к овладению новой информацией, делает более доступными игровые задачи. Игровые образовательные технологии позволяют воспитанникам легче воспринимать информативный материал, увлекая их во время ООД. Знания, полученные таким образом, хорошо усваиваются детьми.
В практической деятельности использует следующие игровые технологии:
- игровые ситуации (во время непосредственно образовательной деятельности и в режимные моменты);
- сюрпризные моменты (во время НОД и в режимные моменты);
- знакомство с новой игрушкой (практическое обследование, обыгрывание манипуляторное и сюжетное);
- элемент присутствия любимой игрушки в режимные моменты и во время непосредственно образовательной деятельности.
Представленная видеозапись игрового тренинга дает возможность проследить использование данной технологии.
Целью проведения данного тренинга «Поиграй со мною, мама» являлась гармонизация детско-родительских отношений средствами игротерапии. В ходе деятельности решались воспитательно – образовательные задачи : повышать педагогическую культуру родителей; показать родителям самоценность дошкольного возраста; содействовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместных игр; способствовать воспитанию у дошкольников чувства любви, уважения к своим родным и близким людям.
Предложенные задания давались в игровой форме, дети были отзывчивы, доброжелательны. Смена видов деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость. Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали, использовали имеющиеся знания и умения. Воспитатель побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.
Игровая мотивация вызвала интерес у детей и взрослых, позволила сплотить маму и ребенка. На протяжении всей ООД педагог соблюдала принцип партнерской позиции. Все поставленные задачи были решены.
Такие занятия позволяют воспитывать современных людей с собственным творческим мышлением и добрым сердцем.