Павлова
Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с живописью в старшей группе. Ознакомление с картиной Кутдинова «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №52 «Солнечная полянка» города Чебоксары Чувашской Республики.
КОНСПЕКТ
интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с живописью с детьми старшего дошкольного возраста.
Подготовила:
воспитатель старшей группы Павлова Л. А.
Чебоксары-2013г.
Вид деятельности:
Публикация «Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с живописью в старшей группе, Ознакомление с картиной Кутдинова „Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Старшая группа
- Темочки
интегрированная непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с живописью.
Тема: ознакомление с картиной Кутдинова «Масленица».
Программное содержание:
Вызвать у детей эмоциональное отношение к картине, эстетическое видение явлений природы. Развивать у детей воображение, творчество, умение видеть в живописи средства выразительности - цвет от яркого до темного, форму от мелкой до крупной. Продолжать формировать оценочные отношения к произведениям искусства, понимать средства выразительности, использованные художниками, самостоятельно определять жанр, цвет, настроение, темы художественных произведений.
Материалы:
Дидактическая игра «Подбери разноцветные кружочки к картине»; указка; картины : Айвазовский «9 вал»; Кутдинов «Масленица»; Маковский «Перед грозой»; Левитан «Большая вода», «Март»; Васнецов «Аленушка», музыка «Манечки-Ванечки»; бумажные блинчики (можно натуральные).
Предшествующая работа:
Ежемесячные занятия по приобщению детей к миру прекрасному с центром «Радуга»; беседы и обсуждение с детьми признаков, примет весны; проведение народного праздника «Масленица» в детском саду; чтение стихотворений, загадок о весне, о Масленице; проведение сюжетно-ролевой игры «В гостях в масленичную неделю».
Словарная работа:
Живописец, один из видов изобразительного искусства, моренист, пейзажист, портрет на фоне природы, натюрморт, тема природы, тема жизни и быта людей, теплые и холодные тона.
Ход:
Воспитатель: Ребята, пройдите на стульчики, присаживайтесь. Скажите пожалуйста, какое время года наступило на улице?
Дети: Весна!
Воспитатель: Верно. Весна к нам пришла по календарю с 1 марта. Давайте мы с Вами сейчас позовем к нам в гости Весну.
(проводится гимнастика «Весна»).
Воспитатель: Ребята присаживайтесь на стулья. Послушайте внимательно загадку и подумайте, о каком празднике идет речь?
Праздник этот знаем мы,
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины. («Масленица»)
Дети: Масленица!
Воспитатель: Скажите, что за праздник отмечают на этой неделе в нашей стране? Как называется эта неделя?
Дети: Масленичная неделя! Отмечают «Масленицу» всю неделю!
Воспитатель: Верно. Кто знает, что обозначает этот праздник? Чему он посвящается?
Дети: «Масленица»- это праздник провода Зимы и встреча Весны. Угощают всю неделю блинами.
Воспитатель: Верно. На этой неделе всю неделю провожают Зимушку, встречают Весну. А в воскресенье наступит «Прощеное воскресенье», когда люди будут все просить друг у друга прощения, провожают Зиму («Масленицу») обязательно сжигая чучело; в этот день катаются на санках, ледянках, даже устраивают соревнования на санях, запрягая тройку лошадей; поют, играют на гармошке, катаясь на санях. Это очень веселое и большое народное гуляние. А сейчас я хочу Вам показать один сюрприз, который приготовила для Вас заранее. Посмотрите, пожалуйста и скажите, что это такое?
Дети: Картина!
Воспитатель: Кто рисует или пишет картины?
Дети: Художники!
Воспитатель: Правильно. Художник – живописец с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно волшебный окружающий мир. По-другому говорят, что живопись- это один из видов изобразительного искусства. Ребята, а чем еще можно изобразить окружающий мир?
Дети: Музыкой, словами, стихами, рассказами, рисованием.
Воспитатель: Сегодня мы с Вами рассмотрим и расскажем о картине Кутдинова «Масленица». Посмотрите внимательно и скажите, что самое яркое на картине? Какие краски использовал художник? Какое настроение у картины? Какими словами можно сказать? Что изображено на переднем плане? Какое время года? Часть суток? Какое небо? Погода? Что видите на заднем плане? Что именно понравилось Вам в этой картине? Почему?
А теперь на несколько секунд закрыли глазки и представьте, что Вы оказались там, на этом празднике и вы слышите веселые песни, веселые крики детей, людей. Слышите, как лошади везут сани, слышите лай собак, звон колоколов, карканье ворон. Что же Вы еще услышали? Что Вам было интересно на этом празднике? Спасибо, ребята, а сейчас мы с Вами тоже окажемся на этом народном гулянии и станцуем вместе все танец- «Манечки-Ванечки».
Танец «Манечки –Ванечки» (1-3 минуты)
Воспитатель: Ну а теперь, ребята, после веселого гуляния Я приглашаю вас
в художественный музей картин. Пройдите, пожалуйста, ребята в зал. Посмотрите, какие картины здесь имеются в музее?
Ребята, вы эти картины когда-то рассматривали. Поэтому, я хочу у вас спросить, кто помнит, как называются эти картины? Кто их написал?
Дети: «9 вал»- Айвазовский;
«Перед грозой» - Маковский (драматический пейзаж);
«Весна-большая вода» - Левитан;
«Аленушка» - Васнецов;
«Март» - Левитан;
«Масленица» - Кутдинов.
Воспитатель: Верно. Все картины назвали верно. Художников назвали также верно. Ребята, здесь в этом музее есть картины, похожие по выполнению художниками одинаковые – по жанру; -по цвету; - по настроению; - по теме; -по содержанию; Назовите мне сейчас по использованию художником к картинам одинаковые по цвету ( по тону: холодные, теплые).
Дети: «Аленушка», «Перед грозой», «9 Вал» - холодные по цветовому тону; «Март», «Весна – большая вода», «Масленица» - теплые по тону;
Воспитатель: Какие пары можно сделать по настроению картины? По содержанию?
Дети: «9 Вал», «Аленушка» и «Перед грозой» -тревога, печаль, страх героев персонажей; «Весна – большая вода» и «Март» - спокойствие, теплота солнечных лучей. Они одинаковы еще и по теме. Тема весны в них отражена. «Масленица» - там веселье, жизненный быт людей.
Воспитатель: По жанру можно найти пары?
Дети: Да. Это картины – «Вода – большая вода» и «Март» - пейзажи;
«Март» и «Масленица» - это деревенский пейзаж;
«Аленушка» и «Перед грозой» - портреты на фоне природы. Нет пары у картины «9 Вал», потому что эта картина художника-морениста. Здесь работ художников – моренистов больше нет.
Воспитатель: Натюрморт здесь есть?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что такое натюрморт?
Дети: Это когда отражаются предметы быта. Художники рассказывают нам красками, как прекрасен этот мир, славят богатства и изобилие природы, труд людей, вырастивших эти плоды, создавших предметы быта. Т. е. все то, что создано природой и человеком.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть. Игра называется
«Подбери разноцветные кружочки к картине». Вам следует выбрать тот кружочек, который вам нравится, и внимательно посмотреть, на какой картине оттенок данного цвета существует, и положить его около той картины, где данный цвет существует.
Игра «Подбери разноцветные кружочки к картине».
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все правильно справились с игрой. За хорошую игру и как мы сегодня говорили, что принято угощать на этой неделе блинами, поэтому сейчас Я предлагаю Вам угощение – чай с блинами. Но перед этим, скажите ребята, что вам сегодня понравилось? О чем мы сегодня говорили в начале нашей экскурсии? Какую картину рассматривали?
Что Вам запомнилось? Вам было интересно сегодня?