Евгения Альбертовна Батыршина
Педагогические условия обучения решению текстовых задач на уроках математики в начальных классах
▼ Скачать + Заказать документы
Ибатулина Е. А.
Педагогические условия обучения решению текстовых задач на уроках математики в начальных классах
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. Они необходимы для того,чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания,а на их базе-умения и навыки,связанные с решением постоянно возникающих проблемных ситуаций. Но чтобы решить проблему,нужно понять ее суть, сформулировать задачу словесно,создать математическую интерпритацию решаемой проблемы,выбрать методы и способы достижение поставленной цели. Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Поскольку процесс решения текстовой задачи зачастую может быть организован не единственным образом,то важным показателем математической обученности является его умение выбрать наиболее рациональный способ решения поставленной задачи. Поэтому очень важно научить школьников в широком смысле слова работать с задачей[1,69].
Публикация «Педагогические условия обучения решению текстовых задач на уроках математики в начальных классах» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Каждая конкретная учебно-математическая задача предназначена для достижения чаще не одной, а нескольких целей:педагогической,учебной,дидактической, а формулировки этих целей подсказывает содержание самой задачи. Справедливо считать,что любая задача,включенная на урок,должна быть обязательно решена на этом уроке,решение доведено до конца и записано соответствующим образом. В результате деятельность учащихся на уроке зачасую однооразна,так как наполнена большим объемом механической и непродуктовной работы. Чтобы этого избежать и чтобы дети не уставали на уроке, с энтузиазмом принимались за работу,необходимо использование разнообразных форм и методов проведнеия урока в целом текстовыз задач в частности.
В начальных классах используются различные формы записи решения : по действиям, по действиям с пояснением, с вопросами, выражением. Существуют различные методические подходы к формированию умения решать текстовые задачи : методические приёмы обучения младших школьников решению задач (приёмы выбора, сравнения, преобразования, конструирования). Использование между данными и искомым, т. е. решить задачу различными способами различных методических приёмов при обучении решению задач формирует у учащихся способность видеть различные связи [2, с. 13].
Важным педагогическим условием обучения решению текстовых задач является использование различных методических приёмов при обучении решению задач формирует у учащихся способность увидеть различные связи между данными и искомым, т. е. решить задачу различными способами. Выбор способа решения задачи во многом зависит от содержания и последовательности вопросов при фронтальной беседе, а также от выбора наглядной интерпретации задачи. Осознанию того, что задачу можно решить различными способами, способствует анализ готовых решений, а также использование при решении задач свойств арифметических действий. Кроме того, первоначальные математические знания усваиваются детьми в определённой, приспособленной к их пониманию системе, в которой отдельные положения логически связаны одно с другим, вытекают одно из другого. При сознательном усвоении математических знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; учащиеся делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Сознательное усвоение учащимися математических знаний развивает математическое мышление учащихся. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает учащимся усваивать новые знания.
Литература:
1. Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. [Текст] / О. Б. Епишева. -М., 2013. – 246 с.
2. Дендюк Л. К. Решение текстовых математических задач разными способами в системе развивающего обучения Л. В. Занкова [Текст] / Л. Д. Дендюк // Начальная школа. - 2003.-№5.-С. 13-14