Анна Сизова
Конспект НОД «Волшебная лаборатория воздуха» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 2. Волшебная лаборатория воздуха
Составитель:
Сизова Анна Дмитриевна
Цель:учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями. Развивать интерес к природе. Расширять словарный запас детей.
Задачи.
Обучающие:
–обобщить ранее полученные знания о воздухе;
-способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий);
-уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
Публикация «Конспект НОД „Волшебная лаборатория воздуха“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
- формировать навыки совместной деятельности.
Развивающие:
- развивать память, воображение, любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы творческие способности, логическое и ассоциативное мышление;
-развивать познавательную активность детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом;
-расширять словарь детей: лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка, легкий, воздушный, опыт.
Воспитывающие:
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами;
- воспитывать навыки здорового образа жизни;
- воспитывать экологическую культуру, любовь к родной природе;
- воспитывать самостоятельность, любознательность;
- воспитывать умение видеть красоту природы.
Погодные условия: ясный тёплый день.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки, салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей, контейнеры (фабричного изготовления) с мыльными пузырями, надувные игрушки, надувной бассейн с водой, видеоролик, презентация.
Ход занятия
1. Организационно-мотивационный этап.
Педагог собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! Дети действуют в соответствии с текстом
Проводится подвижная игра «Пузырь»
Для игры все дети вместе берутся за руки и образуют небольшой кружок, становясь плотно друг к другу.
Педагог командует движениями детей:
По команде:
- Раздуйся пузырь большой, оставайся такой, да не ломайся! Дети отходят назад, держась за руки до тех пор, пока Педагог не скажет следующую команду.
- Сдуйся пузырь! По этой команде дети сближаются и произносят: - Ш-ш-ш.
Так по нескольку раз пока не прозвучит команда:
- Лопнул пузырь! По этому сигналу малыши опускают руки и приседают на корточки, говоря: «Хлоп!».
Педагог:
Ребята послушайте загадку и отгадайте её :
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас. Что это? (воздух)
Педагог:
А хотите узнать, что такое воздух?
Дети: (Да)
Педагог:
Это очень интересно. Закрываем глаза, хлопнем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными.
Дети считают до 5.
Педагог:
Лаборатория чудес начинает работу. А кто знает, что такое лаборатория (ответы детей).
Педагог:
Это помещение, в котором ученые проводят опыты.
2. Основной этап.
Педагог:
Ребята, посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас (ответы детей)
Дети:
Нет.
Педагог:
А коль мы его не видим, значит воздух какой?
Дети:
Прозрачный, бесцветный.
Педагог:
Итак. Мы с вами в волшебной лаборатории, вспоминаем, что ученые делают в лаборатории?
Дети:
Проводят опыты.
Педагог:
Значит, и мы с вами проведем 1– й опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух?
Дети:
Да.
Опыт № 1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.
Педагог:
Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)
Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета.
Подумаем и ответим на вопросы:
- Что внутри пакета (ответы детей) (воздух)
- На что похож мешок (ответы детей) (на подушку, шар)
Педагог:
Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух.
Каким стал пакет? (ответы детей)
Почему так произошло? (ответы детей) (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).
Педагог:
Итак, какой можно сделать вывод из нашего опыта? (ответы детей).
Педагог:
Воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Педагог:
Ребята, постарайтесь подумать и вспомнить, как и где люди используют «запертый» воздух? (ответы детей) .
Педагог:
Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг.
Хорошо, а что же объединяет все эти предметы? (ответы детей)
Педагог:
Это значит, все надувные предметы не тонут в воде? Я предлагаю проверить.
Согласны? (ответы детей).
Опыт № 2: Плавающие предметы.
Педагог:
приглашает детей подойти к столу, на котором стоит надувной бассейн с водой.
Дети
по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.
Педагог:
Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей).
Педагог:
Воздух легче воды! А это значит, что если предмет надут воздухом, то он плавает на поверхности воды и не тонет!
Педагог:
Итак,ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то что с ним случится? (ответы детей). (этот предмет может утонуть.)
Педагог:
Поэтому, чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.
Педагог:
Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей)
Давайте проверим?
Опыт № 3: Пузырьки в стакане.
Педагог:
Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее.
Что вы видите? (В воде появились пузырьки)
Что происходит? (ответы детей).
Откуда взялись эти пузырьки? (ответы детей).
Педагог:
Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки.
Педагог:
Какой можно сделать вывод: мы выдыхаем воздух, значит он есть внутри нас.
Педагог:
Ребята, а какие еще можно пускать пузыри?
Дети:
Мыльные.
Педагог:
Давайте выйдем из-за столов и поиграем с мыльными пузырями.
Игра с мыльными пузырями.
Дети произвольно пускают мыльные пузыри из своих контейнеров под музыкальное сопровождение.
Педагог:
Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (ответы детей).
Педагог:
Да,они легкие, воздушные.
Педагог:
Что находится внутри мыльных пузырей?
Дети:
Воздух.
Педагог:
помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.
Педагог:
предлагает пройти и сесть за столы.
Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (ответы детей).
Педагог:
Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем.
Педагог:
Давайте проверим ваши предположения.
Опыт № 4: Движение салфетки.
Педагог:
Ребята, берем салфетку за верхние углы пальцами, поднесем ее к носу, выдохнем воздух, поднесем ко рту, выдохнем воздух.
Педагог:
Что происходит с салфеткой?
Дети:
Она движется, шевелится, качается.
Педагог:
Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей).
Педагог:
Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку.
Педагог:
На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха? (ответы детей).
Педагог:
На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус.
Педагог:
Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает паруса на корабле, и поэтому корабль плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и поэтому они шелестят. Воздух может передвигать предметы. Хотите отправиться в путешествие на воздушном шаре? (ответы детей).
Игра «Путешествие на воздушном шаре»
Педагог:
Давайте сейчас построим его. (Дети ставят стульчики в круг-это корзина).
Педагог:
Что нужно сделать, чтобы он полетел? (ответы детей).
Педагог:
Необходимо надуть шар горячим воздухом. Для чего? Ответы детей.
Педагог:
Горячий воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх и уносит с собой шар.
Педагог:
Зажигаем газовую горелку, отрезаем верёвку, которая удерживает шар на земле, и потихоньку поднимаемся над землёй. (дети имитируют действия). Держитесь крепче.
Что мы видим вокруг? (какие постройки, какие птицы пролетают мимо? Ответы детей.
Дети говорят о том, какие здания находятся вокруг детского сада, называют только зимующих птиц, если занятие проводится зимой
Педагог:
Ветер постепенно относит шар к лесу. Давайте возьмём в руки бинокли и посмотрим вниз.
Дети делают бинокли из сжатых кулачков, поднеся их к глазам.
Педагог:
Что за звери смотрят на нас снизу? Ответы детей с учётом жизни зверей в это время года. Педагог:
Ветер подул сильнее, мы приближаемся к тёплому морю. Каких животных мы наблюдаем сейчас? Ответы детей.
Педагог:
Ветер дует сильнее, вот и море осталось позади. А мы поднимаемся выше. Посмотрите, как всё уменьшилось. На что похожа речка? Озеро? Леса? Дорога? Ответы детей.
Педагог:
А мы поднимаемся ещё выше. Облака. Какие они? Ответы детей.
Педагог:
Подводит детей к выводу о том, что облака в небе похожи на туман на земле - мокрые, туманные, прохладные. Как холодно становится здесь. Пора спускаться. Как нам это сделать? (Ответы детей).
Педагог:
Гасим огонь. Шар охлаждается, опускаемся вниз. Какая жёсткая посадка! (Имитация детьми жёсткого падения).
Педагог:
Поможем друг другу встать привести себя в порядок. Оглянемся вокруг.
Рефлексия. Что вам понравилось в игре? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое задание было легко выполнять? Какое трудно? Куда хотелось бы отправиться в следующий раз и на чём?
Педагог:
Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому?
Педагог:
Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся. (Ответы детей).
Педагог:
Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.
3. Оценочно-рефлексивный этап.
Педагог:
Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.
Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)
Педагог:
На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)
Педагог:
Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей)
Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные. До свидания.
4. Список информационных источников.
1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
3. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.
4. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ Под ред. Ермолаева С. Д. Детство-пресс. 2017 – 320с.
5. .https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/18/zanyatie-igra-puteshestvie-na-vozdushnom-share
6. https://gamejulia.ru/podvizhnaya-igra-puzir.html