Махметова Каным Кудайбергеновна
Развлечение к неделе экспериментов «Волшебная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: познавательное развитие.
Тема: Волшебная лаборатория.
Цель: привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование, познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды.
Обучающие задачи: формировать навыки у детей проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.
Развивающие задачи : развивать умение рассуждать и анализировать, делать выводы и объяснения «чудеса» с научной точки зрения, развивать любознательность.
Публикация «Развлечение к неделе экспериментов „Волшебная лаборатория“» размещена в разделах
Воспитательные задачи: воспитывать интерес детей к экспериментированию; воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Здоровье сберегающие задачи: Способствовать снятию усталости и напряжения.
Виды деятельности: Познавательная, игровая.
Формы деятельности: Фронтальная совместная.
Методические приё мы: игровой, наглядный, словесный.
Предварительная работа: Беседы о картинах разных авторов, заучивание потешек, отгадывание загадок.
Предварительная работа: беседа о технике безопасности при проведении опытов.
Материал и оборудование: магнитная доска, изображение солнца, пальчиковые краски желтого цвета, листы бумаги с изображением диска солнца, салфетки.
Оборудование и материалы: столы, накрытые клеенкой, емкости и сосуды разной формы и размера, банки с холодной водой, чайник с горячей водой, бутылка с узким горлышком, подставка под горячее, соль, сода, йод, перманганат калия, крахмал, лимонная кислота, 2 баночки с раствором акварели желтого и синего цветов, 2 апельсина, 2 сырых яйца, воздушный шарик, мерные ложечки, пипетки, пинцет, палочки деревянные, соломинки для коктейля, макет гейзера (бутылка, облепленная пластилином в виде горы с жерлом).
На сцене оборудована минилаборатория. Выходит человек в халате и очках и напевая «Сделать хотел грозу, а получил козу.» наводит порядок на рабочих столах и полках.
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Доцент Почемучкина (ДП).
- А меня доктор Умелкин.
- (ДП) Сегодня мы приглашаем вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать?
- Дети – да.
- Тогда давайте мы с вами станем учеными. Повторяйте за мной.
Руки вверх, руки вниз
И на месте покружись
Раз прихлоп, два прихлоп
Снова сделай поворот
Прыг скок улыбнись
И в ученого превратись.
- (ДУ) Только для начала запомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
- вставать с места
- трогать оборудование, приборы и реагенты
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты?
- Дети отвечают.
- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у нас первая загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим?
- Дети отвечают
ЕСЛИ ДЕТИ ОТГАДАЛИ
- Сейчас мы проведем такой опыт, что все в этом зале смогут увидеть воздух.
ЕСЛИ ДЕТИ НЕ ОТГАДАЛИ
- Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку.
- Нам нужны два помощника.
выходят два ребенка и проводят первый эксперимент.
- Что мы видим?
- Дети - Пузырьки воздуха, воздух.
- правильно это воздух.
- Откуда берется этот воздух?
-Дети - Дети вдыхают его и выдыхают через трубочку.
- верно ребята.
- Куда деваются пузырьки воздуха?
-Дети - всплывают из-под воды, и воздух возвращается в зал.
- правильно, молодцы.
- Почему пузырьки не остаются в воде?
- Дети - потому что воздух легче воды.
- Да, воздух легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. Один из них мы сегодня проведем.
- Какого цвета воздух?
- Дети - никакого, воздух прозрачный
- Можно ли услышать воздух?
- Дети - можно услышать ветер, вьюгу, музыкальные духовые инструменты.
ДПи ДУ предлагают одному ребенку надуть шарик, а затем выпустить воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук.
- Дети смеются.
- Что мы слышим?
- Дети - Воздух
ДП - Предлагаю вам познакомится еще с одним свойством воздуха. Для этого проведем эксперимент – нагреем воздух, а потом охладим его.
ДП показывает бутылку с шариком; ставит бутылку в емкость с горячей водой, шарик наполняется теплым воздухом и принимает форму гриба; дает детям убедиться, что вода горячая; ставит бутылку в емкость с холодной водой; дает детям убедиться, что вода холодная; воздух в бутылке и шарике остывает, и шарик втягивается в горлышко бутылки; дети пытаются вытянуть шарик из горлышка бутылки, но у них ничего не получается; дети помогают ДП объяснять, что происходит с воздухом в процессе опыта).
- Нагревшись, воздух расширился, его стало больше, он надул шарик. Когда воздух остыл, он сжался, его стало так мало, что шарик втянулся в бутылку. Итак, воздух при нагревании – расширяется, а при охлаждении – сжимается.
-Дети повторяют это свойство воздуха вместе с ДП, сопровождая слова движениями: на слова – расширяется – встать, руки в стороны, на слова сужается – сесть, опустить голову, подтянуть колени и обнять их руками.
- ДУ - Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух?
- Дети отвечают.
ДП побуждает их называть разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п., чем он пахнет в этом зале.
- А чем пахнет воздух в этом пакете?
- Дети - апельсинами.
- Значит, что лежит в этом пакете?
Дети - апельсин.
- ДУ открывает пакет, в нем лежат апельсиновые корки.
- Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был.
- ДП - вытрясает корки в мусорное ведро, и опять дает детям понюхать воздух в пакете.
-Апельсина нет, корочек нет, что же пахнет апельсинами?
- Дети - воздух в пакете пахнет апельсинами.
- Вы любите апельсины, а еще какие ягоды и фрукты вы любите?
- Дети - отвечают.
- ДП- Да-а-а, летом много всего вкусненького можно унюхать и слопать, но важно не забывать, что перед едой надо мыть ноги.
- Дети - смеются.
- А, что надо мыть? Уши? Шею?
-Дети -руки.
- Это, да! Но профессор Умелкин мне говорил про что-то другое. Надо хорошенько мыть фрукты, ягоды и овощи. Так, что прежде, чем есть наши апельсины, надо их вымыть.
ДП достает два апельсина – один очищенный, другой с кожурой и бросает их в две банки с водой.
- Смотрите, коллеги, этот утонул, а другой плавает! Чем можно объяснить этот феномен?
Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах апельсиновой шкурки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды.
- Вы, ребята, наверняка проводили в группах опыты на плавучесть предметов. Давайте поиграем в игру «Тонет-плавает». Я буду показывать предмет, а вы показывайте, если тонет – сидите на стульчиках и говорите «буль-буль-буль», если плавает – вставайте, гребите руками и говорите «шлеп-шлеп-шлеп».
Проводится игра «Тонет-плавает», для демонстрации использовали картинки с изображением предметов.
-ДУ - Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть, многие из вас являются регулярными его участниками. Поднимите руки, кто из вас любит плавать.
- Дети – поднимают руки.
- Скажите, где вы плаваете?
- Дети- в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду.
- А где легче всего плавать?
- Дети- в море.
- А почему?
- Дети в море вода соленая, она лучше держит.
- Абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом. В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, мы заставляем яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине.
- Дети активно помогают в проведении опыта.
- ДП - некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
ДП растворяет в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим зрелищем.
- Какого цвета получился раствор?
-Дети - малиновый.
- А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость?
-Дети- ничего, цвет слегка побледнеет.
- Дети добавляют пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной.
- Следующее превращение! Предлагает добровольцу из зала растворить в воде картофельный крахмал.
- Какого цвета получился раствор?
-Дети- белого.
- Какой цвет получится, если в него добавить йод?
- Дети - йод оранжевого цвета, значит получится светло оранжевый или коричневатый.
Дети. приглашенные на сцену, добавляют пипеткой йод и размешивают раствор палочкой. Все наблюдают появление сиреневого цвета.
-ДУ - В заключении нашей встречи предлагаем вам устроить вулкан! Нет, вулкан нельзя, техника безопасности не позволяет… Тогда – водяной вулкан, т. е. гейзер! Наши помощники уже сконструировали кратер макет гейзера, осталось, только его активировать!
- ДУ - Приглашаем на сцену желающих из зала, для того чтобы в кратер вылить воду, в нем уже есть лимонная кислота и сода пищевая.
Выходит ребенок и выливает воду в кратер, и гейзер извергает шипучий фонтан).
-ДП - Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали?
- Дети отвечают.
-ДУ -На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается. Мы желаем вам продолжить его вместе со своим воспитателями и родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья! (Звучит музыка из передачи «Очевидное-невероятное». Занавес опускается.)