Вера Лебедева
Конспект НОД для подготовительной группы «Подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Подводный мир»
Цель: ознакомление с приемами нетрадиционного рисования, расширение знаний о подводном мире.
Задачи:
Образовательная:
• Познакомить детей с обитателями моря: дельфин, кит, коралл «оленьи рога», морская звезда, краб, рыба-еж.
Публикация «Конспект НОД для подготовительной группы „Подводный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
• Расширить знания об образе жизни морских обитателей: внешнем виде, чем питаются, характерными признаками, присущими данному животному или рыбе.
Активизировать словарь по данной теме: экзотические, обтекаемая, планктон, акваланг, микроскопические, морепродукты, танкер.
Развивающая:
• Развивать интерес к обитателям моря, желание путешествовать, узнавать что-то новое.
• Развивать внимание, мышление, умение излагать свои мысли.
• развивать интерес к нетрадиционному рисованию: умения детей рисовать гуашью методом оттиска скомканной бумаги, методом штампа. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Воспитательная:
• прививать стремление сохранить морской мир: охранять моря и реки от загрязнения.
• воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны. Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности.
Материал:
аудиозапись «Шум моря», презентация «Подводный мир», тонированные листы А4, гуашь, кисточки, бумага, заготовки для штампа, трафареты,
Для опытов: стаканы с водой, растительное масло, ватные диски, пластилин.
Словарь:
экзотические, обтекаемая, планктон, акваланг, микроскопические, морепродукты, танкер.
Ход занятия
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй милый мой дружок.
Дети: Здравствуйте.
Восп:( музыка: шум моря) Ребята, что вы, слышите? (Шум моря)
Я приглашаю Вас, сегодня, в морское путешествие.
Мы узнаем много интересного о море и его обитателях, опустимся в его глубины.
- Скажите пожалуйста, на чём можно совершить морское путешествие?
(называют водный транспорт).
А мы сегодня отправимся в путешествие на яхте «Бригантина».
Занимаем места по билетам (слово бригантина)
Итак, в путь. Мы удалились от берега. И вот уже первые обитатели моря сопровождают нашу яхту, как бы соревнуясь с ней в скорости.
1. Кто же это? (Дельфины) (слайд)
Посмотрите на них. Какого цвета у них туловище?
Форма тела? (Обтекаемая)
Скажите, дельфин - это рыба или животное? Почему?
Правильно, это млекопитающее животное, оно вскармливает своих детенышей молоком. Не смотря на то, что у дельфина есть, плавники и хвост, у него нет жабр, как у рыб. Дельфин дышит как мы, люди, кислородом из воздуха. А чем питается дельфин? Ответы детей уточняются. Правильно, рыбой. Дельфин очень умное морское животное, он поддается дрессировке, поэтому на его выступления ходят смотреть в дельфинарии. Дельфины встречаются в Азовском, Черном и других морях.
2. Посмотрите, вон там, вдали показался фонтан воды. Что это такое? Кто мог пустить фонтан посредине моря? (слайд)
Это кит. Разновидностей китов очень много, но самый большой - синий кит. Это самое большое животное на земле. Так же, как и дельфин, он вскармливает своих детенышей молоком и дышит кислородом из воздуха.
Как вы думаете, чем он питается? Питается он планктоном. Это такие микроскопические животные и растения, которых не видно простым глазом. У кита вместо зубов - хрящевые пластинки, сквозь которые он втягивает воду в себя. Планктон остается в желудке у кита, а лишнюю воду он выпускает вместе с воздухом через отверстие в спине, в виде фонтана. В Средиземном море водятся маленькие киты, а синий кит - житель океанов.
3. А сейчас мы подплываем к коралловым рифам. (слайд)
Здесь мы с вами сделаем остановку. Мы все наденем акваланги и опустимся на дно рифа, но для этого надо сказать волшебные слова:
«1 2 3 все замрем, В мир подводный попадем
Сейчас начнутся чудеса, Нужно лишь открыть глаза»(слайд)
Все опустились на дно, заняли удобное положение на подводных островках кораллов. Что же такое коралл? Кораллы - это живые существа, которые живут внутри известкового скелета, располагаются они на мелководье, разрастаясь, кораллы образуют целые поля, мешая проплывать яхтам и кораблям.
Посмотрите на эту ветвь коралла. На что она похожа? (На оленьи рога) Этот коралл так и называется - «оленьи рога».(слайд)
Когда коралл растет, то он имеет светло-коричневый цвет, а если во время шторма он погиб, то после длительного пребывания в воде мягкие ткани вымываются и он становится вот таким белоснежным. Питается коралл «оленьи рога» планктоном.
4. А вот возле коралла кто-то лежит. Кто это? Морская звезда (слайд). Конечности - щупальца.
Почему она так называется?
Это рыба или морское животное? Почему вы так думаете? Ответы детей уточняю.
-Правильно,морская звезда - животное.
Какого она цвета?
Когда она живая, она розового цвета или красного, а погибает - становится коричневато-бежевого цвета, твердая на ощупь. (Все ответы детей уточняются, поясняются)
Во время передвижения ей помогают щупальца, снизу покрытые иголочками. Она - хищник, питается живыми организмами: мелкими рыбками, морскими червяками, креветками. Очень интересно она питается. У нее нет глаз, рот снизу тела. Она умеет желудок свой выпускать наружу через рот. Наползет на добычу, желудком обхватит ее, присосется. И в рот не брала, а проглотила.
5. А вот недалеко от коралла еще один морской обитатель. Кто это?
Краб (слайд) Какой он окраски?
Это рыба или животное? (Животное)
Что у него вместо плавников (Клешни)
Этот краб - обыкновенный. Есть много разновидностей крабов: скрипач, сигнальщик. У этого краба коричневато-зеленая окраска. Его характерная особенность - имеет две клешни, питается он мелкими рачками, рыбками, моллюсками и передвигается боком.
Физминутка "Море"
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
6. Давайте продолжим наше путешествие
Посмотрите на это удивительное создание рыба-еж (слайд)
На кого оно похоже? (На ежа)
Рыба-еж имеет острые колючки, когда ее что-то вспугнет, она заглатывает воду и раздувается как шар, за что ее еще называют рыба-шар. Колючки у нее торчат во все стороны, они очень острые, врагов у нее почти нет. Она часто попадает в сети к рыбакам, которые ее просто выбрасывают на берег, на берегу вместо воды она просто заглатывает воздух, раздуваясь при этом. Питается мелкими рыбками и планктоном.
Раз мы сегодня с вами исследуем морские глубины, то скажите мне
пожалуйста, чем дышат под водой морские обитатели (ответы)
Игра «один-много»
Опыт. 1 «Чем дышат морские обитатели?»
- Сейчас мы проведем опыт ;как вы думаете в воде есть воздух? Как это
доказать (в сосуд с водой положите кусочек пластилина. Что вы заметили)
(на пластилине пузырьки)
- Что это за пузырьки? Правильно, пузырьки это воздух. Значит, в воде есть
воздух и рыбы им дышат.
А теперь мы поднимемся на борт яхты, а то море волнуется. Наверное, шторм надвигается. Все рыбы и морские животные стараются спрятаться и замереть.
Мир моря очень богат и разнообразен, но с каждым годом рыб и животных становится все меньше и меньше. Как вы думаете, почему? (ответы детей) слайд
В этом виноваты люди, которые без меры вылавливают морских обитателей для сувениров, пищи или загрязняют воду морей отходами производства с фабрик, заводов. Очень вредно влияют на жизнь рыб и животных аварии на танкерах - больших кораблях, перевозящих нефть. Поэтому люди должны стремиться делать все, чтобы сохранить подводный мир и его обитателей от исчезновения: очищать отходы производства, следить за количеством вылавливаемых морепродуктов, оберегать моря от загрязнения нефтью.
Опыт 2 (очистка воды)
Мы прибыли в порт, на этом наше путешествие закончилось, но мы всегда будем помнить, что жизнь морских обитателей зависит от правильного отношения к ним людей
Пальчиковая игра: Осьминоги.
Осьминоги, осьминожки
Тренируют ручки, ножки.
Кисти рук (ладонями вниз) лежат на столе: правая рука – с сомкнутыми пальцами, левая - с разомкнутыми. Одновременно менять положение пальцев (одни смыкать, другие размыкать).
Могут плавать вверх и вниз (Ладонь правой руки медленно движется вверх, а ладонь левой руки – вниз.)
Сальто сделают на бис (Ладони переворачиваются в воздухе)
Вправо проплывут и влево –
Тренируются умело. (Ладонь правой руки медленно движется вправо, а ладонь левой руки влево, затем наоборот.)
Им гимнастика важней
Всех забав и всех затей.
А сейчас, мы вспомним и нарисуем тех животных, которых видели в море.