Остапченко Юлия
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: активизировать лексических запас слов у детей, развивать познавательную активность у детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательная: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже; учить употреблять предложно - падежные конструкции; учить подбирать признаки к предметам, учить делить слова на слоги, учить употреблять предлоги над, под, между.
Коррекционно-развивающая: развивать артикуляционный аппарат, развивать общую и мелкую моторику.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Путешествие в подводный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно-воспитательная: воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия.
Оборудование: телевизор, компьютер, фотоаппарат, мяч, магнитная доска, презентация, морские обитатели из цветной бумаги, по 2 шт. для каждого ребенка
Предварительная работа: Разучивание физминутки «А под пальмой краб сидит».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед включает аудиозапись со звуками моря — плеск волн, прибой, дети стоят.
Логопед:
- Ребята, прислушайтесь. Что вы, слышите?
Дети:
- Шум моря, волны плещутся о берег …
Логопед:
- А кто из вас видел море? Купался в нем?
- А вы хотели бы снова оказаться на морском берегу?
- Ребята, скажите, а на чем можно путешествовать по морю?
- На корабле, на паруснике, на яхте, на лодочке.
-А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?
- С помощью подводной лодки; нырнуть с аквалангом.
Правильно, дети, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа (на экране появляется картинка батискафа). Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью.
II. Сообщение темы занятия.
Логопед: Итак, как я уже сказала, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие. Мы с вами опустимся на дно моря, затем погуляем по берегу. Мы будем знакомиться с морскими обитателями. Начнем путешествия под водой!
Давайте с собой возьмем фотоаппарат, чтобы сфотографировать все, что мы увидим интересного. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Батискаф готов к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх).
III. Основная часть.
1. Отгадывание загадок.
Логопед: Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите-смотрите, кто-то быстро проплыл. Вы заметили, кто это был? Нет, я тоже не успела увидеть. Но у нас есть фотоаппарат, который все зафиксировал. Давайте посмотрим. Ох, но у него специальный режим. Нужно отгадать загадки, только тогда на экране появится фотография морского обитателя. Дети отгадывают загадки, на доске появляются картинки морских обитателей.
Вот просторы океана
Бороздит гора с фонтаном,
Бьёт хвостом, вода кипит -
Проплывает важно (Кит) (Показ изображения слайд 1).
2. Артикуляционная гимнастика
«Кит выныривает». Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта.
Только мимо нас проплыли,
Поиграли и уплыли.
Среди волн мелькают спины,
Дети, кто это? (Дельфин) (Показ изображения слайд 2).
«Дельфин плещется». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты) .
Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем, как выныривают дельфины и киты.
«Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом.
Будто тазик кверху дном,
Крепкий панцирь. Кто же в нем?
Вдоль по берегу без страха
Шала большая (Черепаха) (Показ изображения слайд 3). .
3. Пальчиковая гимнастика
«Черепаха»
Маленькая черепаха (кулачок сжат)
Путешествует без страха
В твёрдом панцире живёт
На спине его везёт (кулачок движется по поверхности)
Нас она не испугалась и наружу показалась (большой пальчик высовывается из кулачка)
А когда захочет спать - В панцирь спрячется опять (пальчик прячется обратно)
Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся глубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?
Дети: Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.
Логопед: Ой, кто же это плывёт?
Хищная большая рыба налетела словно глыба.
Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула). (Показ изображения слайд 4).
Логопед : Чем питается акула?
Дети: Рыбами, морскими животными.
Логопед: Акулы могут напасть на человека?
Дети: Да.
Логопед: Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Кого же можно здесь увидеть?
Для неё волна – качели,
И плывёт она без цели
Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна как вода. (Медуза) (Показ изображения слайд 5).
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет. (Морская звезда) (Показ изображения слайд 6).
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног, вот и весь я – (Осьминог) (Показ изображения слайд 7).
Ползет в море паук -
Восемь ног, пара рук.
В руках клещи,
В глазах испуг. (Краб) (Показ изображения слайд 8).
4. Упражнение с предлогами между, под, над. (Показ изображения слайд 9).
Логопед : Молодцы. Посмотрите ребята, как интересно выстроились морские обитатели. Скажите мне, кто находится между черепахой и дельфином? Кто под китом? Кто над крабом? Кто между медузой и морской звездой? Кто между осьминогом и крабом? Кто под медузой? Кто под дельфином?
Ответы детей.
5. Игра “один - много”.
Логопед : Молодцы! Вы разгадали все загадки, узнали кто где расположен, а теперь посмотрите, кто это на доске остался?
Дети: Черепаха (Показ изображения слайд 10).
Логопед: А если их будет много, то как мы скажем?
Дети: Черепах (Показ изображения слайд 11).
Логопед:дельфин - дельфинов; краб - крабов; звезда - звезд; осьминог - осьминогов; медуза - медуз. (Показ изображения слайд 12-21).
Логопед: Хорошо справились и с этим заданием. Дети, а кто из морских обитателей может находиться еще и на суше. Как вы думаете?
Дети: краб и черепаха.
Логопед: Правильно. Давайте с вами закончим наше путешествие по дну моря и погуляем по берегу и понаблюдаем за ними. Приготовились подниматься наверх. На счёт «три» поднимаемся (дети считают до трёх).
Выполняется игра.
6. Физминутка «А под пальмой краб сидит…».
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет,
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Логопед: Смотрите-ка, краб нарисовал задание для нас. (на магнитной доске картинка) Так, он просит назвать каждого морского обитателя ласково. Для этого он оставил мячик. Я бросаю кому-нибудь из вас мячик и называю морского обитателя. Вы называете его ласково и возвращаете мне мяч.
Звезда, черепаха, дельфин, краб, осьминог, медуза.
7. Игра “Делим на слоги”.
Логопед: Но посмотрите, черепаха наша совсем грустная. (картинка на магнитной доске) Знаете почему? Она поделилась со мной своей бедой. В морской школе ей дали задание, с которым она справиться не может: не умеет делить слова на части (слоги).
Вот и молчит черепаха, вот и грустит черепаха.
Не сдвинется с места от страха.
Хотите помочь бедняге?
Поделим слова черепахе!
На доске выкладывается тропинка из камней.
Логопед: Итак, черепаха дала мне список слов, которые нужно поделить. Я называю слово, один из вас подходит к тропинке из камней и шагает пальчиками столько раз, сколько слогов в слове. КРАБ - ЧЕРЕПАХА - ЗВЕЗДА - МЕДУЗА- КИТ - ДЕЛЬФИН - ОСЬМИНОГ
Дети выполняют задание.
8. Упражнение “Какой? Какая?”
Логопед: Вот какие молодцы, и с этим заданием справились. Мы с вами познакомились с морскими обитателями. А теперь, давайте, скажем какие они бывают. Кит какой?
Дети: Большой, громкий, огромный
Логопед: Акула какая?
Дети: Опасная, страшная, хищная.
Логопед: Черепаха какая?
Дети: Медленная, маленькая.
Логопед: Медуза какая?
Дети: Красивая, яркая.
Логопед: Морская звезда какая?
Дети: Красивая, маленькая, медленная.
Логопед: Осьминог какой?
Дети: Ловкий, быстрый.
Логопед: Дельфин какой?
Дети: Красивый, умный, быстрый.
Логопед: Краб, какой?
Дети: Неторопливый, незаметный, маленький.
IV. Итог занятия.
Логопед: Вот наши приключения и подошли к концу. Мы сегодня с вами познакомились с некоторыми морскими обитателями. Напомните мне какими?
Ребята еще одно последнее задание от черепахи! Сейчас я раздам вам секретное задание. Итак! «Ребята, вам специальное задание! Мы готовили вам нашу фотографию, но налетел сильный шторм и все разорвал! Наклейте, пожалуйста, всех морских обитателей с которыми мы сегодня познакомились и у вас получится замечательное фото на память. До встречи!»