Филиппова Ольга
Конспект НОД для детей старшего возраста по развитию социально-бытовой ориентировки «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ползает, летает, прыгает»
Программное содержание
1. Расширить знания о насекомых, их образе жизни, пользе и вреде, который они приносят
2. Продолжать формировать знания о строении насекомых
3. Развить умения зрительно определять части тела по отношению друг к другу, память, внимание, словарный запас детей.
Материал картинка по теме, отдельные картинки насекомых, изображение насекомого и его строение, карандаши
Организационный момент
Публикация «Конспект НОД для детей старшего возраста по развитию социально-бытовой ориентировки „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Как быстро пролетела зима. Наступила ….? Весна. И вот к концу подходит второй месяц весны АПРЕЛЬ. Ребята давайте вспомним, каким был месяц март, чем он вам запомнился? Холодным или теплым? А какой месяц теплее? Март или апрель? Почему? И что изменилось в природе с наступлением Апреля?. Стали появляться различные насекомые. Педагог демонстрирует картинку. Что и что на изображено на картинке? Это и все насекомые? Каких еще насекомых вы помните?
Ход занятия
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомое» - от слова «насекать». Насекомые – большие любители поесть: они едят все; зелень, мелких насекомых, отходы. Бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие – один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители – переносчики болезней человека и животных (мухи, тараканы); есть и полезные – опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).
Д/И «Соедини насекомое»
Педагог демонстрирует картинку. Что на ней изображено? Сколько насекомых? Далее педагог предлагает каждому насекомому найти название. Дети находят и называют насекомое, с помощью педагога определяют первый звук в названии и находят соответствующее слово-название и соединяют с насекомым.
Давайте рассмотрим части тела насекомых. Тело можно разделить на три части: голова, грудь, брюшко, 6 ног, 2 глаза, 2 усика, 2 пары крыльев, у мух одна пара, ноги и крылья насекомых отходят от груди. Педагог демонстрирует картинку.
Зрительная гимнастика «Расслабление» 30.6
Какие насекомые приносят пользу, а какие вред? (Стрекозы едят мошек, пауки – мух, мухи разносчики микробов, гусеницы едят листья, пчелы собирают мед.)
Сейчас познакомимся с насекомыми по ближе. Только они не хотят показываться вам и рассказывать о себе просто так, они хотят, чтобы вы загадки про них отгадали.
(при этом показывает картинку с изображением насекомого)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел (бабочка)
Больше всего бабочек бывает весной в мае и летом в июне. Летая над цветами, деревьями, травами, бабочки откладывают яйца, из яиц, со временем выходит гусеница. Гусеница очень прожорлива, когда она насытится, то начинает обматывать себя липкой паутиной и становиться коконом или куколкой. В нутрии кокона гусеница превращается в красавицу – бабочку. Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботом.
Д/И «Найди такую же»
Педагог предлагает рассмотреть картинку с изображением насекомого. Далее предлагает найти бабочку по образцу. Почему не подходят остальные. Нарисуй бабочку по образцу.
Какая коровка, скажите, пока
Ещё никому не дала молока? (Божья коровка)
Божья коровка – это на самом деле жук, просто вот с такой особенной раскраской в крапинку. Самые известные божьи коровки – те, у которых 7 черных точек на спинке. Божья коровка борется с тлей и клещами и это очень важно.
Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится,
Целый день летает,
Всем надоедает (муха)
Муха – вредное насекомое, потому что на своих лапках они переносят болезни. Сядет муха на хлеб и оставит на нем микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух. Мухи бывают большие и маленькие. Мух очень много и в основном это заслуга их плодовитости. Буквально за месяц одна муха может создать пятьсот себе подобных. Как бы мы с ними не боролись, они не оставят нас в покое.
В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий целый день хлопочет. (муравей)
Муравьи – Существует три группы муравьев: самки, самцы и рабочие, причем распределение обязанностей, отношения между собой у них очень развиты. Эти маленькие насекомые живут своей семьей как единым целым, способны совместно решать сложные задачи и передавать информацию друг другу. Муравей – символ трудолюбия, взаимопомощи, про него написано много басен и сказок.
Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (пчела)
Пчела – летающее насекомое, близкая родственница осы и муравья. Кушают пчелки цветочную пыльцу и нектар. Живут эти насекомые семьями, ищут еду и воду вместе, вместе защищают свой дом от врагов в случае необходимости, воспитывают подрастающие поколение, но есть и пчелки-одиночки. Болезнен её укус ну и конечно то, что именно эта труженица приносит нам мёд.
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт
Д/И «Найди части насекомого»
Педагог демонстрирует насекомое. Дети называют его. Далее дети опираясь на образец находят части насекомого, подписывают их (с помощью)
Комар – насекомое, способное обнаружить присутствие человека с расстояния более чем двенадцать метров. Люди для этих насекомых – основная добыча.
С комарами ведется постоянная борьба, ведь они не только доставляют неприятные ощущения после укуса, но и могут переносить опаснейшие болезни
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Физкультурная минутка Кузнечик 10.3
Стрекоза – это удивительное хищное насекомое. Она довольно большого размера с огромными глазами. Стрекозы могут очень быстро летать и хватать добычу на лету. Покушать эти насекомые предпочитают комарами или мошками. Она очень подвижна и так как видит практически полностью вокруг себя – к ней сложно подойти.
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо. (Оса)
Оса – насекомое, которое известно своим жалом. Не стоит злить их или задевать, ведь укус болезнен и может проходить очень долго. Осы могут быть одиночками, а могут жить и большими семьями, в таком случае строят крепкие гнезда, в которых могут проживать до двух тысяч особей. Некоторые ученые говорят, что пчелы и муравьи – это простые разновидности ос. Питаются осы только нектаром, но есть и особые виды-хищники, способные полакомиться даже другими насекомыми.
Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
С кузнечиками знакомы, конечно, все, в зеленой травке – зеленые кузнечики, а по дорогам скачут – бурые. Видов кузнечиков много, но все они очень похожи друг на друга. Кузнечика мы узнаем по тонким ножкам и усам, по длинным и ровным крылышкам, при помощи которых они стрекочут. А ещё здорово смотреть, как прыгают эти насекомые : подпрыгивают высоко-высоко, а потом при помощи крыльев парят в воздухе как парашютисты. Их раскраска позволяет им очень быстро спрятаться.
Подведение итогов
Расскажите, о чем мы сегодня вели речь на занятии?
Каких насекомых вы запомнили?
Что вам больше всего понравилось, запомнилось?