Наталья Глухова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Изумрудный город»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Изумрудный город» с использованием технологии
исследовательской деятельности (экспериментирование).
Цель:
Формировать интерес к исследовательской деятельности
Задачи:
Познавательное развитие
- развитие интересов детей, любознательности,
- формирование познавательных действий, становление сознания,
- развитие воображения и творческой активности,
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в Изумрудный город“» размещена в разделах
- Волков А.М., «Волшебник изумрудного города»
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
- закрепление правил поведения во время экспериментов.
Речевое развитие
- развитие связной, грамматически правильной речи,
- активизировать и развивать словарь по теме,
- владение речью, как средством общения,
Социально-коммуникативное развитие
- закрепление умения работать в команде, двигаясь к общей цели,
- закрепления умения общаться друг с другом,
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий,
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Физическое развитие
- развивать ловкость, быстроту, выносливость.
Художественно-эстетическое развитие
- развивать восприятие музыки, художественной литературы
Планируемые результаты:
-научиться использовать способы обследования объектов с помощью эталонов,
- сформируется умение устанавливать связи и отношения между объектами и явлениями, применяя различные средства познавательных действий,
- научиться самостоятельно действовать во время эксперимента,
- сформируется умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования,
- сформируется умение действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
Предварительная работа:
- экспериментирование с водой, бумагой, магнитом,
- чтение повести Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города»,
- конструирование из бумаги.
Материалы и оборудование:
1. Инвентарь:
- ИД, таз с водой, клеенки для столов, стойки для обозначения испытаний
2. Атрибуты:
- письмо, карта путешествия, конверты с заданиями вода, цветные бумажные цветы (по количеству детей, листы бумаги, картонные фигурки «персонажей», магнит, пластилин.
3. Оформление помещения:
- стойки с изображением символов испытаний
4. Награждение.
«Сова» дарит подарок (книгу) от жителей сказочной страны.
5. Музыкальное и визуальное сопровождение
а) запись звуков природы- крик совы
Библиотека звуков wav-library.net - звуки, шумовые эффекты,
б) песня «Волшебная страна»
Музыка Е. Обуховой
Слова В. Лунина
Исполняет ансамбль ДМШ №4 (Казань)
https://allforchildren.ru/songs/tales.php
в) Авторы стихотворения:
Вилюнова В. А., Магай Н.
«Сова и волшебные слова»
https://shkola7gnomov.ru/
г) Волшебник Изумрудного города
Источник: https://azku.ru/volkov-skazki/volshebnik-izumrudnogo-goroda.html
Технологии:
- технология исследовательской деятельности,
-информационно-коммуникационная технология,
- игровая технология
Литература:
1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. 2011г.
2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
3. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2010
4. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015,
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005.
Методы и приемы:
-беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей,
-дидактические игры,
- составление алгоритмов экспериментов, составление карт, схем,
- разнообразные наглядные методы,
- оформление дневника эксперимента.
Ход НОД:
Квест –игра «Путешествие в Изумрудный город».
Квест по мотивам известной повести Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города». Данный квест предназначен для детей, которые ещё не умеют читать и писать.
На ИД изображение сказочной страны и звучит песня «Волшебная страна». (Приложение 1)
Дети по желанию «оставляют» свои игры и «дела». Собираются у Интерактивной доски.
На ИД возникает изображение леса. (Приложение 2)
Вот уже который год
Старый дуб в лесу растет.
Высоко в сени листвы
Дом уютный у совы.
Расчудесное дупло-
В нем и чисто и тепло.
Дятел рядышком живет,
Почту птицам раздает.
И принес сове сосед
Очень страненький пакет.
Прочитав письмо сова,
Слова не сказав,
Полетела передать письмо
Ребятам в детский сад!
а) Звучит запись звуков природы- крик совы
Влетает «Сова».
Воспитатель берет письмо.
Воспитатель: Ребята! На конверте написано, что письмо пришло от жителей Сказочной страны.
Воспитатель читает письмо.
«Ребята, помогите освободить сказочную страну от злых чар, которые наслала злая волшебница и помогите трём сказочным существам добиться исполнения их самых заветных желаний. В Изумрудном городе живёт самый великий мудрец нашей страны Гудвин. Он могущественнее всех. Он вам поможет.»
Воспитатель: Ну, что ребята, поможем?
Воспитатель: В письме есть карта сказочной страны. Посмотрите. Дорога далека. Есть тёмные леса, есть быстрая река.
(Приложение 3)
Воспитатель: Освободим сказочную страну от злых чар колдуньи! Найдем и поможем трём существам добиться исполнения их самых заветных желаний.
Воспитатель: Но это будет нелегко. Нам придется выполнить задания.
Карта выведена на интерактивную доску.
Воспитатель: (глядя на карту) : Куда же нам идти и где искать сказочных персонажей, которым необходимо помочь? Что-то лежит еще в конверте!
Воспитатель: Мудрая Сова оставила нам подсказки. Выполнив задание, вы узнаете куда надо идти и где искать сказочных героев.
(Приложение 4)
Воспитатель: Отправляемся в путь.
1 подсказка. Собери картинку, расставив по порядку цифры от 1 до 7.
Воспитатель: Что получилось? Правильно - получился цветок.
Воспитатель: Держим путь на цветочную полянку.
10.2.1. Испытание № 1, название «Распускающиеся цветы»
10.2.2. Задание
Выкладываем бумажные цветы в емкость с водой. Наблюдаем, делаем выводы.
10.2.3. Задачи
- изучение с детьми свойств бумаги
10.2.4. Описание:
Взять вырезанные из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. Лепестки при помощи карандаша закручены к центру. Надо опустить разноцветные цветы на воду, налитую в таз. Буквально на глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются. (Приложение 5)
Возвращаемся к карте на ИД.
Воспитатель: На карте, около цветочной полянки, раскинулось пшеничное поле. Появился Страшила. (На ИД)
Страшила: Возьмите меня с собой в Изумрудный город. Хочу, чтобы исполнилось моё самое заветное желание – получить мозги!
Воспитатель: Дети, продолжим наш путь.
2 подсказка. Залатай дом.
Детям раздаются «домики» и фигуры сложных конфигураций. Дети по форме должны найти нужные «дыры» и залатать домик.
Воспитатель: Все получилось? Правильно. Держим путь к домику.
Возвращаемся к карте на ИД.
Воспитатель: На карте, около домика появился Железный Дровосек (На ИД)
Железный Дровосек:
– Уже целый год никто не приходит мне помочь…Мои суставы заржавели, и я не могу двигаться. Но, если меня смазать, я буду как новенький. Вы найдёте маслёнку в моей хижине на полке.
Воспитатель: Ребята, давайте поищем и спасем Железного Дровосека.
10.2.1. Испытание № 2, название «Лабиринт»
10.2.2. Задание.
Положите на лист картона фигурку Страшилы, к которому приклеен кусочек железки и поднесите к нему магнит через картон снизу. Наблюдаем, делаем выводы.
10.2.3. Задачи
– выявить на практике основные свойства магнита
10.2.4. Описание:
На картоне нарисован лабиринт. Подведите магнит под картон и проведите фигурку Страшилы к выходу из лабиринта с помощью магнита.
Железный Дровосек: Теперь я как новенький. Можно я пойду с вами в Изумрудный город и попрошу великого Гудвина дать мне сердце. Ведь иметь сердце – самое заветное моё желание! Возьмите меня в Изумрудный город. (Приложение 6)
Воспитатель: Дети, куда идти дальше?
3 подсказка. Найди картинку.
В большом контейнере с горохом закопаны поглубже несколько небольших контейнеров. Доставать их надо руками. Найти контейнер с картинкой, на которой нарисован овраг.
10.2.1. Испытание № 3, название «Постройка моста через глубокий овраг»
10.2.2. Задание.
Строим мост из бумаги. Наблюдаем, делаем выводы.
10.2.3. Задачи
- изучение с детьми свойств бумаги
10.2.4. Описание:
На два кубика кладем лист бумаги и пытаемся провести по мосту «персонажи» - Страшилу и Железного Дровосека. Мост не выдерживает испытания. Необходимо «укрепить» мост. Для этого лист бумаги складываем гармошкой. Повторяем испытание. (Приложение 7)
Возвращаемся к карте на ИД.
Воспитатель: На карте, из кустов около оврага появляется Трусливый Лев (На ИД).
Лев: Примите меня в компанию. Ах, если бы я мог получить хоть немного смелости… Ведь это моё заветное желание! Возьмите меня в Изумрудный город.
Воспитатель: Дети, куда идти дальше?
4 подсказка. Четвертый лишний.
Из четырёх нарисованных предметов нужно выбрать один, который не подходит к остальным по признаку «Наземный транспорт». (Лодка)
10.2.1. Испытание № 4, название «Переправа через реку».
10.2.2. Задание.
Слепить из пластилина шарик и лодочку с широким низом. Опустить в емкость с водой. Наблюдаем, делаем выводы.
10.2.3. Задача
- углублять знания детей о свойствах и качестве воды
10.2.4. Описание:
Слепите из пластилина шарик и опустите его в емкость. Шарик утонет. Другой шарик превратите в лодочку с широким низом и опустите в емкость с водой. Лодочка будет плавать.
Лодка занимает больше места, чем шарик, поэтому она вытесняет больше воды. Это увеличивает силу давления воды снизу, поэтому пластилиновая лодка плавает.
(Приложение 8)
5 подсказка. Найди 5 отличий.
Сравнить две картинки и найти различия.
10.2.1. Испытание № 5, название «Сила воды».
10.2.2. Задание.
Взять стаканчик с водой. Вылить воду в посуду с фигуркой злой ведьмы Бастинда. Наблюдаем, делаем выводы.
10.2.3. Задачи
- закрепление с детьми свойства воды- растворяет вещества
10.2.4. Описание:
Фигурка злой ведьмы Бастинда сделана из сахара. Дети наливают воду на фигурку. Растворилась песочная фигурка.
10.3. Заключительная часть.
Воспитатель: Пятьсот лет злая ведьмы Бастинда не умывалась, не чистила зубов, пальцем не прикасалась к воде, потому что было предсказана смерть от воды, и вот пришёл ее конец! Она таяла, как кусок сахара в стакане чая.
Воспитатель: Ребята! Вы спасли волшебную страну от страшной ведьмы, вернули Страшиле мозг, Железному дровосеку сердце, а Льву храбрость. Вы молодцы!
11. Подведение итогов квест - игры:
Воспитатель: Ребята! У вас все получилось. Было вам интересно? Что вас удивило? Что вам сегодня понравилось больше всего? Какое задание было самым трудным? Что нового узнали? О чем бы вам хотелось спросить меня?
12. Награждение.
Звучит запись звуков природы- крик совы.
Воспитатель: Ребята, вы слышите какое –то знакомое уханье?
Влетает «Сова».
«Сова» дарит подарок (книгу) от жителей сказочной страны.