Надежда Гордиенко
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному краю»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Звёздочка»
города Гурьевска
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие по родному краю».
Аннотация на конспект НОД по теме : «Путешествие по родному краю».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Ознакомление с малой родиной – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины для ребенка связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтят люди, - значить раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Данное НОД предназначено для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей ДОУ.
Тема: Путешествие по родному краю.
Цель: Ознакомление детей с понятием малая родина её богатствами.
Задачи:
1. Образовательная задача: создать условия для формирования понятия малая родина.
2. Развивающая задача: развивать наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение.
3. Воспитательная задача: воспитывать гордость за свой край, стремление больше узнать о природе родного края.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Кузбассе, разучивание стихов, потешек, пословиц, рассматривание карты Кемеровской области.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение: “Моя Родина” Н. Забила.
Как велика моя страна,
Как широки просторы.
Озера, реки и моря,
Леса, поля и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом метель и вьюга
Ребята, о чем говорится в стихотворение моя родина?
(Ответы детей).
Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно. Наша страна большая и огромная. Она богата растительным и животным миром. В ней много морей, озер и рек. Россия славится своими городами. Каждый город по-своему прекрасен и полон замечательных людей. Назовите столицу нашей Родины.
Дети: Москва.
Звучит песня «Российская земля».
Воспитатель: О чем поётся в этой песне?
(Ответы детей).
Воспитатель: Сегодня мы и поговорим о нашей малой родине. Может кто-нибудь знает, как она называется?
Дети. Кузбасс.
Воспитатель: А как называется столица нашей малой Родины?
Дети: Кемерово.
Воспитатель: У каждого человека есть особенно близкие дорогие сердцу места, где он родился, это его родной край, его малая родина. И сегодня мы с вами совершим путешествие по нашему родному краю, нашей Кемеровской области. Конечно, живём мы в Сибири, в Кемеровской области и главным городом является Кемерово. (Слова сопровождаются показом объектов на карте Кемеровской области). А еще наш край называют Кузбассом. А вы знаете, почему?
(Ответы детей).
Воспитатель: Да, потому что в нашей области расположен Кузнецкий угольный бассейн. Он принёс славу нашему краю, там добывался и добывается каменный уголь, дающий свет и тепло нашим людям. Ребята наша с вами малая Родина носит еще несколько названий: Кемеровская область, Кузбасский регион, земля Кузнецкая.
Мы здесь родились, живем, ходим в детский сад, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как маму, ее не выбирают, и заменить ее никем нельзя.
В сравнении с другими областями России наш край не особенно велик. А если сравнить его с другими странами? На территории Кузбасса могло бы поместиться две Дании или три Бельгии.
- Посмотрите, ребята, вся территория Кемеровской области окрашена в три цвета. Так условно обозначают поверхность. Коричневым цветом обозначают горы, жёлтым – возвышенности – степи, зеленым – равнины и низменности, покрытые лесом и густой тайгой. Реки на карте обозначаются, синим цветом, озёра голубым. Покажите, пожалуйста, самые крупные реки. Это реки – Томь, Кия, Иня, Яя. Населенные пункты – города, посёлки, села и деревни – обозначаются кружочками, величина которых зависит от количества, проживающего в них населения (работа детей у карты)
- Высокие горные хребты и плодородные степи, зеленая тайга нашего края – неповторимы.
- А знаете ли вы, какие животные обитают на территории нашей области?
(Ответы детей)
- Пожалуйста, выберите и разместите этих животных на силуэте карты.
(Дети выполняют задания)
- А все ли эти животные жили на нашей земле?
Рассказ ребенка о первобытных животных.
(На экран выводится слайд).
- Много тысяч лет назад природа нашего края была совсем другая. Здесь жили животные, которые вымерли: сибирские шерстистые носороги, дикие лошади, пещерные медведи, первобытные бизоны и мамонты.
Воспитатель: Много лет назад жили в области коренные жители.
(На экран выводится слайд).
- Первые жители нашего края были охотники и рыболовы, собирали плоды и коренья. С давних пор на территории Кемеровской области живут томские татары, шорцы, телеуты.
- Шорцы и телеуты верили, что мир населён многими невидимыми добрыми и злыми духами, которые могут помогать или вредить людям. Некоторые самые сильные люди получают тайные знания, им дается дар разговаривать и общаться с духами. Их называют «шаманами».
- Шаманы во время волшебного магического танца – камлания – путешествовали по разным мирам, говорили или даже сражались с духами. Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте. Ни одно дело не обходилось без шамана.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Белый шаман»!
(проводится игра).
Описание игры:
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила игры:
Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
- Мы поиграли в шорскую народную игру. Русские называли шорцев «кузнецами» за их умение плавить железо и делать оружие и орудие труда. От них и пошло название – Кузнецкая земля.
- Кузбасс – это Кузнецкий угольный бассейн. Здесь самые крупные месторождения угля, огромные запасы угля!
Воспитатель. А что такое уголь?
(Ответы детей).
Воспитатель: А знаете, кто первым обнаружил уголь? Это был исследователь Михайло Волков. Во время своего путешествия по реке Томь он увидел «горелую гору». О чем и сообщил горному начальству.
- Где добывают уголь?
- Кто добывает уголь?
(Рассказ ребенка)
.- Шахтеры добывают из-под земли каменный уголь. Добыча угля – тяжелый труд. Шахтеры вынуждены забираться глубоко под землю. В шахте темно, поэтому на голове шахтёра каска с лампочкой.
- Тяжёлым отбойным молотком откалывают шахтёры куски угля от стенок шахты. Грузят их в специальные вагоны и отправляют на поверхность. Действительно, раньше единственным орудием труда шахтёров был специальный заостренный молоток. Ну а сейчас нельзя представить современную шахту без машин и механизмов облегчающих труд шахтёров.
Блестит, как смоль,
В изломах – как стекло.
Тяжёлый, черный –
Впрямь горючий камень.
И от труда шахтёра так тепло
В нем будущее спряталось пламя.
Воспитатель: (Демонстрирует каменный уголь).
- По своим качествам кузнецкий уголь не имеет себе равных. Он хорошо горит, дает много тепла. Его добывают в городах Кемерово, Анжеро – Судженске, Ленинске – Кузнецком, Белове, Прокопьевске, Новокузнецке.
Богат наш край не только углем. О других богатствах подземных кладовых мы узнаем очень скоро.
- Ребята! История Кузбасса – это неотъемлемая часть большой и славной истории нашей великой Родины. Знать историю родного края – значит уметь ценить его прошлое, любить настоящее, гордиться своим родным краем, местом, где ты родился, живешь.
А значит, необходимо беречь природные достопримечательности и культурно – исторические ценности нашей любимой Кемеровской области.
Рефлексия: «Солнышко».
На доске прикреплен круг от солнышка, детям раздаются лучики желтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: жёлтого цвета – мне очень понравилось НОД, получили много интересной информации.
Голубого цвета – НОД не интересное, не было ни какой полезной информации.