Елена Руфовна
Конспект НОД для детей средней группы «Чудесный подарок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить представление детей о пчелах, их отличие от других насекомых. Формировать представление о том, что пчелы – полезные насекомые (собирают цветочный нектар – нектар, из которого получается мед.) Развивать воображение, умение высказывать свои мысли. Воспитывать бережное гуманное отношение ко всему живому на Земле.
Материал: картинка с изображением насекомых (мухи, кузнечика, паука, майского жука, гусеницы, соты, банка с медом. Муляж цветка и пчелы; нарисованные улей и дупло, вырезанные из бумаги цветы; аудиозапись музыки для игры, кисточки для всех детей, гуашь желтого цвета, нарисованные на бумаге ячейки сот.
Публикация «Конспект НОД для детей средней группы „Чудесный подарок“» размещена в разделах
Ход занятия:
Под музыку в группу входят дети.
Ребята, посмотрите, к нам гости пришли. Вы любите, когда к вам приходят гости? Поздоровайтесь с ними. Пусть ваши гости отдохнут, а мы с вами поиграем. (Звучит песенка Вини-Пуха). Что это такое? Наверное к нам еще кто-то идет. (Воспитатель вносит игрушку – медведя с рюкзаком на спине).
- Кто это ребята? (ответ детей) К нам пришел из леса гость,
Он подарок нам принес,
Вы хотите посмотреть,
Что подарит нам медведь?
Давайте сначала посадим мишку на стульчик. Он к нам долго добирался и очень устал. Какой красивый рюкзачок у мишки! Сейчас посмотрим, что там лежит, что-то твердое. (Воспитатель достает банку с медом и нюхает мед). Не могу понять, что там такое! Понюхайте, ребята, может вы узнаете, что нам мишка подарил. (Дети поочередно понюхают и отвечают).
Конечно, как же я не догадалась, что это мед! А как вы догадались? (по цвету, по запаху). Какой чудесный подарок! А вы хотите его попробовать? (дети пробуют мед). Вкусно, ребята? Можно, и я попробую? (ответ детей). Верно, очень вкусно! Только я не могу понять какой вкус у меда? (ответ детей). Сладкий, вкусный, душистый, сахарный, приятный. Ребята, давайте скажем мишке за чудесный подарок.
Дети, а откуда берется мед? Да, мед делают пчелы. (Воспитатель показывает картинку с насекомыми.) Принесла я вам сюрприз
Нарисован сверху вниз
Жук, кузнечик на картинке,
Паучок на паутине.
Я хочу вопрос задать:
Как всех вместе их назвать?
(ответ детей : насекомые). Вы, конечно, правы, дети!
На второй вопрос ответьте:
Кто из этих насекомых
Мед несет с лугов зеленых?
Покажите, кто она?
Ну, конечно же, пчела!
Ребята, мишка предлагает вам поиграть. Хотите? (ответ детей). Сейчас мы с вами превратимся в пчел. (Воспитатель одевает детям маски и читает стихи) :
Брюшко полосатое,
Головка усатая,
Пчелка золотая,
Нарядная какая!
Вечером пчелки собрались на поляне и уснули. (Дети присаживаются на корточки и закрывают глаза). А утром… Утром пчелки все проснулись (дети встают и протирают глаза). Улыбнулись, потянулись (Улыбаются и потягиваются). Раз – росой умылись («умываются», два – изящно покружились (кружатся, три – нагнулись и присели, на четыре – полетели! (звучит музыка, дети с жужжанием «летают» по группе). Полетели на стульчики!
Сели, ребятки, на стульчики и мишка рядом с нами. Сейчас мы с вами поговорим о том, как пчелы делают мед. Кто из вас знает об этом? Расскажите. (ответ детей). Действительно, пчелы долго летают, выбирают цветки. Из цветка они высасывают хоботком нектар. Нектар – это сладкий сок. Пчелы несут его в свой домик – улей. Там нектар закладывают в соды. (воспитатель берет цветок, муляж пчелы, показывает детям) :
Собрать нектар летит пчела
Тончайшим хоботком,
Ей, приготовленный с утра
Раскрывшимся цветком.
Душисты и целебный сок
В свой домик унесет,
И детям, как наступит срок,
Подарит вкусный мед.
Этот срок, ребята, уже наступил. Посмотрите, у меня на тарелочке лежат настоящие соты, наполненные медом. Как будто здесь побывали настоящие пчелы. А разве можно детский сад назвать домиком для пчел? (нет). А как называется дом для пчел? (улей). А где еще могут жить пчелы? (ответ детей). Пчелы еще живут в дуплах старых деревьев в лесу. Скажите, какие пчелы живут в улье? (домашние). А в дупле? (дикие). Ребята мишка предлагает вам еще поиграть, хотите? Здесь у меня нарисованы домики для пчел. Мальчики у нас будут дикими пчелами, а девочки – домашними. Пчелки, перелетайте с цветка на цветок, собирайте нектар. А как только музыка перестанет играть, отправляйтесь в свои домики. Будьте внимательны, и не перепутайте свои домики.
Здесь красивая полянка,
Ну-ка, пчелка, полетай-ка!
Ребята, мед очень вкусный и полезный продукт. Вы знаете чем полезен мед? (ответ детей). Да мед помогает при простуде. Когда вы болели, мама давала вам мед? (ответ детей). Сейчас на улице очень холодно, можно простудиться, вот поэтому мишка подарил вам мед, он лечебный. А еще мед лечит раны, и также его добавляют в торты и конфеты. Вот как много пользы приносят пчелы. Можно ли ловить и уничтожать пчел (конечно, нет). Пчела может ужалить, но она делает это не со зла, она защищается и защищает цветы.
Меня ужалила пчела,
Я закричал: «Как ты могла?»
Пчела в ответ: «А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок
Ведь он мне был у-ж-ж-жасно ну-ж-ж-жен,
Я берегла его на уж-ж-жин!»
Мы с вами знаем, что никого обижать нельзя, все пчелы – наши друзья. А у мишки тоже есть друзья. Вот они сидят.
Мед вы кушали из сот.
Ох, и сладок этот мед!
Только меду и зверятам
Тоже хочется, ребята!
Все – вы пчелы. За работу!
Заполняйте медом соты!
Чудо-кисточки берите
И работайте, творите!
Дети закрашивают ячейки краской желтого цвета. Звучит спокойная музыка.
Занятие окончено.
САМОАНАЛИЗ
Занятия «Чудесный подарок».
Воспитатель: Чистякова Елена Руфовна.
Данное занятие – очередное в системе занятий «Домашние и дикие животные» раздела «Ребенок и природа» региональной программы «Родничок».
На основе педагогической диагностики знания, умения, навыков в соответствии с программой «Родничок» отобрала детей со средним и низким уровнем развития, с задержкой речи и с проблемами в общении со сверстниками.
Весь материал занятия разделен на законченные в смысловом отношении части, определена конкретная цель для каждой части.
Перед собой ставила следующие задачи:
1. Образовательная – уточнить представление детей о местах обитания животных; формировать представление о пчелах как полезных насекомых, создающих мед.
2. Развивающая – формировать умение высказывать свое мнение, мысли.
3. Воспитательная – воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Все занятие строила с учетом прогнозированного результата. Для создания положительной мотивации и восприятия нового, успешного освоения материала ввела сюрпризный момент, использовала наглядность, необходимое оборудование. Познавательная деятельность формировалась в следующих формах:
- фронтальная (вопрос - ответ);
- групповая (совместные игры; коллективная работа);
- индивидуальная (индивидуальные ответы);
- самостоятельная (исследование меда и сот, каждый высказывал свое мнение).
Мыслительная деятельность осуществлялась в постоянной смене статичного положения. В работе использовала метод поиска и исследования. С целью развития интеллекта и словарного запаса ввела и повторяла новые термины (нектар, соты, дикие и домашние пчелы, использовала прием анализа (выбор). Все этапы занятия связаны между собой.
Как вы заметили, дети заинтересованы и активны, не отвлекались. В ходе занятия были выявлены дети, которым можно предложить более углубленные занятия по данной теме ( Им могу предложить индивидуальные занятия: наблюдение за животными в естественных условиях). Также были выявлены дети, которым требуется закрепить данный материал с помощью повторения.
Проводя занятия по разделу «Ребенок и природа», убеждаюсь в том, что дети не только заинтересованно работают во время занятия, но и отслеживаю, как у них появляется и вырабатывается бережное отношение ко всему живому.