Уляхина Екатерина
Конспект НОД «Чувашский орнамент» для детей подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация самостоятельной творческой декоративно-орнаментальной деятельности (лепка из соленого теста)
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Основой вид деятельности: интегрированная (познавательная и декоративно-орнаментальная).
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, декоративно-орнаментальная.
Форма проведения: игра-путешествие, творческое задание.
Публикация «Конспект НОД „Чувашский орнамент“ для детей подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Подготовительная группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашские народные узоры, костюм
- Темочки
Цель: приобщение детей к культуре чувашского народа.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с предметами декоративного творчества чувашского народа; познакомить детей с понятием «оберег».
Заинтересовать детей возможностью научиться лепить из соленого теста разнообразные предметы декоративного творчества, соблюдая симметрию, последовательность и цветовую гамму.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа, желание сохранять их.
Словарная работа: национальность, верховые чуваши (вирьял, срединные чуваши (анат енчи, низовые чуваши (анатри, орнамент, оберег, астральный орнамент, сурпан, масмак, кпе.
Предварительная работа:
рассказывание детям о традициях чувашского народа, о национальных костюмах, чувашском орнаменте;
рассматривание иллюстраций из книги «Чувашское народное искусство»;
чтение народных чувашских сказок и легенд «О солнцах на сурпанах», «Масмак», «Легенда о борьбе солнца со злой колдуньей Вупр» и др.
Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ, объяснения, вопросы, наглядный (рассматривание демонстрационного материала, практические (лепка из соленого цветного тесте, пальчиковая гимнастика, рефлексия.
Материалы и оборудование:
(демонстрационный) кукла Нарспи, макет карты Чувашской Республики, макеты бумажных кукол в костюмах разной национальности, чувашская национальная одежда, салфетки, полотенца, карточки с элементами геометрического, растительного, животного и астрального орнаментов, карточки с символами для оберега, пример оберега, презентация «Элементы чувашского орнамента»;
(раздаточный) соленое цветное тесто, клеенки для лепки, картон квадратной формы на каждого ребенка, стеки, палочки.
Структура НОД
Организационно-сюрпризный момент
Воспитатель:
Доброе утро, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам.
Пришла, я сегодня к вам в гости не одна, а вместе с куклой Нарспи. Вы слышали такое имя? (ответы детей) Правильно, ребята, это чувашское имя девочки. С давних времен в Чувашии данным именем нарекались девочки, рожденные в феврале.
Я приглашаю всех встать в круг и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки куклу Нарспи.
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
(Дети передают друг другу куклу и произносят добрые пожелания).
Основная часть
Воспитатель:
Ребята, вы любите путешествовать (ответы детей). Вы очень понравились Нарспи и она приглашает вас в путешествие по старинной Чувашии.
(Подходят к первому столу, на котором карта Чувашской Республики)
Посмотрите, эта карта нашей Чувашской Республики. Здесь живет много людей разных национальностей.
Вам знакомо это слово? Что такое национальность (ответы детей).
Скажите, ребята, а вы знаете люди каких национальностей, живут в нашей республике (русские, чуваши, мордва, татары, марийцы и другие).
Воспитатель:
Ребята, как можно определить людей другой национальности, по каким признакам? (ответы детей. Подвести детей к тому, что в современном мире людей другой национальности можно отличить по физиологическим особенностям, а в старину одним из отличительных признаков был национальный костюм. Воспитатель выставляет фигурки людей в разных национальных костюмах, перечисляя национальности)
С давних времен, даже чуваши разделялись на три этнографических группы : верховые чуваши (вирьял, срединных (анат енчи) и низовых (анатри). Всё многообразие национальностей и этнографических групп чуваш отличала национальная одежда.
Посмотрите, а одежда Нарспи похожа на чувашский костюм? (ответы детей)
Ребята, Нарспи зовет нас посетить музей народного костюма.
(подходят ко второму столу, рассматривают одежду)
Ребята, посмотрите на эти вещи, что вы видите? (ответы детей)
Воспитатель:
Это орнамент – узор, состоящий из повторяющихся элементов, мотивов. В чувашских узорах можно встретить 4 группы орнамента : геометрический, растительный, животный и астральный. Как вы думаете, какие элементы входят в геометрический орнамент (ответы детей, в растительный (ответы детей, животный (ответы детей, астральный (ответы детей?
По ходу ответов детей, воспитатель выкладывает на стол карточки с изображением того или иного вида орнамента.
(подходят в третьему столу, на котором стоит ноутбук)
Сегодня, ребята, мы с вами рассмотрим геометрический орнамент. Давайте еще раз вспомним, из каких элементов он состоит (ответы детей).
Правильно, геометрический орнамент состоит из точек, линий, полос, зигзагов, квадратов, треугольников, крестиков.
Ребята, кто мне скажет какие цвета преобладают в чувашском орнаменте (ответы детей).
Ребята, вы знаете, что элементы чувашского орнамента имеют свое название и значение (ответы детей, если они затрудняются ответить, педагог называет их).
Воспитатель показывает на экране слайд с изображением чувашских символов и спрашивает:
Ребята, посмотрите на картину, кто знает, что здесь изображено?
(ответы детей)
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, что такое оберег? (ответы детей)
Воспитатель:
Да, вы правы, обереги носят для того, чтобы уберечься от неприятностей, болезней и бед, приносит счастье и удачу. А еще это просто украшение, которое также носили в старину чуваши, чтобы избежать бед. Обратите внимание, на нем чаще всего было изображено, только один элемент чувашского орнамента
Люди никогда не делали обереги самим себе, а дарили близким людям или несли на ярмарку. На ярмарке каждый старался рассказать как можно больше о своей поделке, чтобы оберег захотели купить, рассказывали, из чего он сделан, и что на нем изображено, чем он может быть полезен человеку.
Вот посмотрите, какой оберег я сделала для вас, я вложила в него всю свою душу и хочу его подарить вам.
Воспитатель:
Ребята, а вы хотели бы сделать оберег? (ответы детей)
Тогда мы вместе с Нарспи, приглашаем вас в творческую мастерскую.
(Дети подходят к четвертому столу, на котором стоят чашки с цветным соленым тестом и прочим необходимым материалом)
Воспитатель:
Сейчас я вам расскажу, как его можно выполнить, но сначала, давайте поиграем в игру.
Пальчиковая гимнастика
Пальцы будем разминать (сжимают и разжимают кулачки)
Мечтаем мастерами стать (делают легкие колебательные движения вытянутыми пальчиками)
Чтоб орнамент составлять (последовательно соединяют пальчики с большим на обеих руках одновременно)
Нашу Чувашию прославлять! (хлопок, кулачек (чередуются)
А сейчас, я вас превращу в чувашских мастеров, для этого девочкам наденем на голову ленточку (масмак, а мальчикам пояс. Так как мы с вами будем делать оберег, и он не может быть сделан для себя, нужно каждому из вас определиться, кому и что он хочет подарить в качестве оберега (предложить детям заранее приготовленные карточки с изображением элементов чувашского орнамента).
У каждого из вас есть вот такая заготовка (квадратный картон). Вам нужно будет выполнить основу из соленого теста. Когда полностью покроете квадрат, нужно будет прорисовать символ на соленом тесте, для этого тупым концом палочки нарисовать понравившийся вам чувашский элемент, линии нужно проводить четко, что бы был виден картон (показать на образце). Тесто, которое прилипнет к палочке, нужно убрать.
Затем взять кусочек соленого теста, скатать из него жгутик, отрывая по кусочку накладывать поверх контура рисунка. По окончании лепки в верхнем углу сделать палочкой отверстие, продеть шнурок и завязать узел.
Во время самостоятельной работы детей негромко звучит аудиозапись с народной музыкой. Воспитатель следит за правильным использованием изобразительного материала (соленого теста, осанкой детей). По мере необходимости оказывает помощь.
Анализ работы, рефлексия
Я вижу, что у всех народных мастеров готов оберег, можно созывать гостей на ярмарку-выставку. А чтобы ваш товар захотели купить, необходимо его разрекламировать, то есть рассказать, из чего он сделан, что на нем изображено, и какую пользу он принесет обладателю, который захочет его приобрести.
А вам, дорогие гости, раздам вот такой жетончик, если вам понравилась работа, вы можете отдать его хозяину, и в конце ярмарки, мы узнаем, чья работа набрала больше всего жетончиков.
(воспитатель созывает гостей на ярмарку)
Собирайся-ка, народ,
У нас ярмарка идет.
А на ярмарке что есть,
Вам всего не перечесть.
Налетайте! Налетайте!
Покупайте! Покупайте
Подходите, подходите!
На товары поглядите!