Людмила Агаркова
Конспект открытого комплексного занятия в подготовительной группе «Сказки зимнего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Вспомнить приметы зимы, названия зимних месяцев, ознакомить детей со стихами поэтов С. Есенина, Н. А. Некрасова, с творчеством художника И. Шишкина: при просматривании картины обращать внимание на настроение, которое она создаёт; выявить средства выразительности, которыми художник этого добился; продолжать учить детей узнавать животных и птиц по названным в загадке признакам; повторить знания о зимней одежде, о жизни зверей и птиц зимой; упражнять в подборе слов на заданную тему; прививать любовь к русской природе; развивать чувство ритма; продолжать учить согласовывать движения с музыкой; закреплять навыки изображения животных и людей в движении.
Публикация «Конспект открытого комплексного занятия в подготовительной группе „Сказки зимнего леса“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Материал:
Картина: И. Шишкина «Зима», Кондратенко «Зимний день», Переплётчикова «Зима в лесу»; краски, кисти, баночки с водой; листы ватмана с изображением лесного пейзажа.
Ход занятия.
Занятие проходит в музыкальном зале. На передней стене - картины: И. Шишкина «Зима», Кондратенко «Зимний день», Переплётчикова «Зима в лесу».
Дети заходят, садятся на ковёр.
Воспитатель: - Ребята, заходите. Располагайтесь, как вам угодно. Вот так. Все устроились? Тогда начнём.
Сейчас я загадаю вам загадку. Если вы её сможете разгадать, то узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Дети: - Зима!
Воспитатель: - Правильно, молодцы! А как вы догадались, что это зима?
Дети: - Потому что зимний мороз разукрасил окошки. Снег выпал, и дети смогли покататься на санках.
Воспитатель: - Вот вы и назвали два зимних признака. А ещё какие мы приметы знаем?
Дети: - Зимой холодно. На деревьях нет листьев, трава укрыта снегом. Реки замерзают. Дуют холодные ветры. Птицы улетели на юг.
Воспитатель: - А вот вам ещё одна загадка.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрылось серебром.
Дети: - Зима и зимние месяцы.
Воспитатель: - Угадали! А как же называются зимние месяцы?
Дети: - Декабрь, январь и февраль.
Воспитатель: - Вот как хорошо вы всё знаете! Теперь давайте посмотрим на стену. Мы видим три картины. Как вы думаете, что у них общего?
Дети: - На всех картинах изображена зима.
Воспитатель: - Теперь я прочту вам стихотворение поэта С. Есенина. А вы постарайтесь догадаться, к какой из этих картин оно больше всего подходит.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Дети показывают на картинку.
Воспитатель: - Да, стихотворение сложено, как будто об этой картине. Написал её великий русский художник И. Шишкин, а называется она просто - «Зима». Посмотрите, пожалуйста, внимательно и скажите, к какому жанру относится картина.
Дети: - Пейзаж!
Воспитатель: - Верно, это пейзаж. Посмотрите, как художник передал сон зимнего леса. Кажется, будто он действительно заколдован. Прилетела волшебница-Зима, дохнула на лес, и он замер. А Зима прикрыла деревья шубой. Посмотрите на эту сосну. В стихотворении о ней сказано : «Понагнулась, как старушка, оперлася на клюку». Клюка - это большая палка, тяжёлая, сучковатая. И в самом деле, дерево похоже на старушку.
- А сейчас давайте картину послушаем. Что ты слышишь, Женя? А ты, Наташа? А вот я слышу картину. Тихо-тихо кругом. Краски мягкие, спокойные, приглушённые. Какого цвета небо?
Дети: - Серое.
Воспитатель: - Да, жемчужно-серое, от него идёт мягкий цвет. Такой цвет не ударит по глазам. Обратите внимание на снег. Что можно о нём сказать?
Дети: - Он белый, пушистый, мягкий.
Воспитатель: - Яркий?
Дети: - Нет!
Воспитатель: - Да, снег тоже неяркий. И на нём такие мягкие тени. Всё спокойно спит. Захочется вам в таком лесу прыгать, скакать, кричать?
Дети: - Нет!
Воспитатель: - Да, ничего этого делать не хочется. Можно лес разбудить. Хочется только любоваться этой красотой и идти тихо-тихо, чтобы тишину не потревожить.
Рассеянный (громко) : - Это что за остановка? Бологое иль Поповка?
Дети оборачиваются, окружают Рассеянного, здороваются.
Рассеянный: - До сви. Ой, здравствуйте! Куда это я попал?
Дети: - В детский сад!
Воспитатель: - Ребята, вы узнали, кто к нам пришёл?
Дети: - Да! Это Рассеянный с улицы Бассейной.
Рассеянный: - А что вы здесь делаете?
Воспитатель: - Мы картину рассматриваем. Вот эту. Ребята, как она называется?
Дети: - «Зима».
Воспитатель: - А написал её художник И. Шишкин. А вы, уважаемый, куда собрались?
Рассеянный: - Я в лес, на охоту. Вот и ружьё у меня. Ну, раз это не Поповка, то надо её искать. Ох, и леса там! Ну, пойду. (Собирается уходить.)
Воспитатель: - Стойте, стойте! Вам же нельзя в таком виде в лес!
Рассеянный: - Это почему же? Я ружьё-то не забыл!
Воспитатель: - Зато вы забыли ещё что-то важное. Ведь сейчас зима на дворе. Ребята, можно его в таком виде в лес отпускать?
Дети: - Нет!
Рассеянный: - Это почему?
Воспитатель: - Что забыл Рассеянный? Давайте ему поможем.
Дети: - Носки! Валенки! Шубу! Шапку! Варежки! Шарф!
Рассеянный: - Ой-ой-ой! И правда! Ну, спасибо! Замёрз бы я без вас. Совсем забыл, что люди зимой делают. Вот вы, например, что делаете?
I ребё нок:
-Нам морозы не беда,
Не страшны нам холода.
Ходим в шубах и ушанках
И катаемся на санках.
Рассеянный: - А как?
Дети: - А вот так!
Девочки садятся на корточки, мальчики берут их за руку и «катают» по залу.
Рассеянный: - Молодцы, хорошо катаетесь на санках. А потом?
II ребё нок:
- А потом на лыжи встанем
И с горы кататься станем.
Рассеянный: - Как?
Дети: - А вот так!
Имитируют катание на лыжах (вместе с Рассеянным).
Рассеянный: - Эх, хорошо! А ещё?
III ребё нок:
- А ещё берём коньки
И бежим мы на катки.
Рассеянный: - Вот молодцы, ребята!
Блестят коньки, блестит каток,
Пушистый снег кружится.
Надень коньки свои, дружок,
Попробуй прокатиться!
Дети имитируют катание.
Рассеянный: - Да, дети, весело у вас. НО мне ведь бежать надо. А то все медведи в лесу разбегутся. (Собирается бежать.)
Воспитатель: - Стойте, стойте, дорогой! Это вы на медведя охотиться собрались? Ничего у вас не выйдет! Ни одного медведя не найдёте.
Рассеянный: - Это ещё почему?
Воспитатель: Ребята, почему?
Дети: - Да ведь медведи зимой спят.
Рассеянный: - Ой! Я и забыл.
Воспитатель: - А вам зверей не жалко убивать? Им ведь и так зимой в лесу плохо: голодно и холодно.
Рассеянный: - Да нет, я убивать не буду. У меня ведь фоторужьё. Сфотографирую - и всё. Раз медведь спит, я сниму. эту. как её. рыжую. лягушку!
Дети: - А лягушки не рыжие. И зимой спят.
Рассеянный: - И эти спят! Прямо сонное царство какое-то! (Загрустив.) Что же мне делать? И снять-то некого!
Воспитатель: - Вы не расстраивайтесь! Зимой в лесу жизнь всё-таки есть. И животные не все спят, и птицы, хоть их и немного осталось, но всё-таки есть. Ребята, почему птиц стало мало?
Дети: - Они на юг улетели, зиму переживать.
Воспитатель: - Давайте сделаем так. Я загадываю загадки о зверях и птицах, вы, дорогой Рассеянный, их отгадываете, а дети говорят, встретите вы в лесу этого зверя или птицу, или нет. Согласны?
Все: - Да.
Воспитатель:
- Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый - краса!
А зовут её.
Рассеянный: - Знаю! Это сова!
Дети: - Лиса! Лиса!
Рассеянный: - Ох, и правда! Лиса это. А что она зимой делает? Не спит случайно?
Дети: - Не спит. Она на мышей охотится, на зайцев.
Рассеянный: - Вот я её и сфотографирую!
Воспитатель:
- Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Рассеянный: - Ну, это ласточка.
Воспитатель: - Правильно?
Дети: - Нет, сорока! Она зимой в лесу живёт, только поближе к человеческому жилью перебирается. Она всё ест - и даже яйца других птиц.
Рассеянный: - Я её точно сниму.
Воспитатель:
- Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы - другого цвета.
Рассеянный: - Ну, это заяц!
Воспитатель: - Ребята, угадал Рассеянный?
Дети: - Да!
Рассеянный: - Ну, ещё бы! Я зайцев очень люблю. Жаль, что они зимой на юг улетают.
Воспитатель: - Да неужели?
Дети: - Нет! Зайцы зимой в лесу бегают, кору у деревьев грызут.
Рассеянный: - Правда? Так они здесь? Ну, так я побегу, сфотографирую. (Убегает.)
Воспитатель: - Вот такой Рассеянный! Даже попрощаться с нами забыл. Ну, мы на него обижаться не будем. Только бы одеться потеплее не забыл. Ведь погода зимой. Ребята, какая зимой погода бывает?
Дети: - Пурга! Вьюга! Буран! Метель! Снегопад! Мороз!
Воспитатель: - Да, погода серьёзная, морозная. А Танюша у нас стихи знает о зимнем морозе. Давайте послушаем.
Таня:
- Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит, хорошо ли метели
Большие поля занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли.
Идёт - по деревьям шагает,
Блестит на замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Воспитатель: - Ну как, ребята, вам понравилось?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Танечка, кто написал это стихотворение?
Таня: - Николай Алексеевич Некрасов!
Воспитатель: - Да, это великий русский поэт Некрасов. Он снова перенёс нас всех в лесную зимнюю сказку. Давайте вспомним, что приносит нам Зима (и хорошее, и плохое) и нарисуем всё это. (Берёт со стола листы ватмана с нарисованным лесным пейзажем и показывает детям.) Лес нарисовала я. А вот кто живёт в этом лесу, кто приходит туда в гости и что они там делают - это придумаете и нарисуете вы. Ну-ка, что вы будете рисовать?
Идёт обсуждение будущих рисунков. Предположительно дети могут нарисовать зайца, лису, волка, Рассеянного, детей с лыжами и санками, снежинки, украсить ёлку, хоровод вокруг ёлки.
Дети приступают к рисованию. Воспитатель им помогает.
В конце занятия дети обсуждают и рассматривают рисунки.