Виктория Медведева
Конспект НОД для детей подготовительного возраста «Расскажем Каркуше о деревьях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать навыки сравнительного анализа, умение определять части дерева.
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять знания о особенностях внешнего вида и названии деревьев;
• Упражнять в различие деревьев по внешнем признакам и назывании частей дерева;
• Закреплять правила поведения в лесу;
• Формировать понятие «этажи леса»
Развивающие:
• Развивать речь детей;
• Развивать у детей элементы экологического сознания:
Воспитывающие:
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительного возраста „Расскажем Каркуше о деревьях“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Воспитывать бережное отношение к природе;
Ход занятия
В: Ребята, сегодня, когда я шла на работу, я встретила Каркушу. Она была очень расстроена. Я пригласила ее к нам в гости. Давайте послушаем, что же с ней случилось.
Каркуша : «Кар, кар, пропала я»
В: Подожди Каркуша, во первых поздоровайся с ребятами и расскажи, что с тобой случилось.
К. : Здравствуйте, ребята. Ой, со мной случилась беда. Сейчас расскажу. Живу я в лесу, летаю с дерева на дерево, не хлопот мне, не забот. А тут лесник позвал вех зверей и говорит : «Кто не знает ничего о деревьях, выселит из леса.» Он дал мне загадки и сказал их разгадать. Но мне без леса нельзя прожить, а о деревьях я ничего не знаю. Да еще и зима наступила, все деревья голые стоят.
В. : Каркуша не переживай, это дело поправимо, мы с ребятами тебе обязательно поможем, правда, ребята?
Д. : да
В. : Давайте отправимся с вами в Каркушин лес и попробуем отгадать ее загадки рассказать ей о деревьях.
(на доске плакат с разными деревьями без листьев, а листья под деревьями. Звучат звуки леса)
Посмотрите, действительно, сколько деревьев у Каркуши в лесу.
Давайте попробуем отгадать загадки, которые дал Каркуше лесник и определим где какое дерево, а каждому листочку найдем свое дерево и расскажем о нем. Я буду читать загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
Стоит на поляне
В зеленом кафтане,
В белом сарафане.
Д. : береза
В. : правильно, давайте найдем листочек от березы (листья с зубчиками). Как мы назовем листик, который упал с березки?
Д. : березовый
В. : А где же в нашем лесу березка? Как нам ее найти?
Д. : У нее белый с черными черточками ствол
В. : Береза- единственное в мире дерево с белой корой. Оказывается, береза дышит через черные черточки и называются они чечевички. Ребята, а вот люди про березку говорят, что коса есть у нее. Как вы думаете, почему так говорят?
Д. : Когда дует ветерок, ветки у березки как косы заплетаются.
В. : А как называется лес, где растут одни березки?
Д. : березовая роща
В. : Молодцы. Каркуша, ты запомнила?
Ну тогда слушайте следующую загадку
Если дует ветерок,
Задрожит ее листок,
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок…. (осины)
Д. : осина
В. : Найдите листок от осины. Какой он? Как мы его назовем?
Д. : круглый с волнистыми краями. Осиновый
В. : А как же нам найти осинку среди других деревьев?
Д. : У нее ствол серо-зеленый
В. : Правильно, а как мы назовем лес, где растут одни осины?
Д. : осинник
В. : Ребята, а вы знаете, почему про осинку всегда говорят, что она как-будто дрожит?
Оказывается, всё дело — в строении черешка. Черешок осинового листа — длинный (порой длиннее самого листа, тонкий, сплюснутый с боков. Благодаря этой сплюснутости листья не могут удержаться прямо: черешки сгибаются, причём только в одной плоскости — как маятники часов, легко и с особым гулким шумом.
Слушайте дальше
Он стоит высокий, стройный.
Лист на нем резной, узорный,
Ветками качает он.
Кто, скажите, он?
Д. : Клен
В. : Найдите листочек, как мы его назовем?
Д. : кленовый
В. : А какого цвета ствол у клена?
Д. : коричневый
В. : Послушайте дальше загадку:
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей много-много желудей.
Д. : дуб
В. : Правильно, найдите листочек. Как мы его назовем? Где же дуб в нашем лесу?
дуб считается царем среди деревьев в лесном царстве, как вы думаете, почему?
Д. : он могучий, большой
В. : Молодцы, слушайте следующую загадку.
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость,
В лесу украшенье,
И снегирям, дроздам угощенье.
Д. : рябина
В. : Найдите листочек. Посмотрите, какой он необычный, он состоит из мелких листочков, расположенных попарно, как –будто держатся за руки. Как называется лист рябинки?
Д. : рябиновый
В. : как мы найдем ствол рябинки?
Д. : он стройный
В. : Посмотрите, какие деревья растут у Каркуши в лесу. Давайте их назовем. Как называется такой лес.? Почему?
Д. : лиственный, в нем растут деревья, у которых есть листья.
В. : Давайте сейчас мы поиграем и превратимся в деревья
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад-вперед,
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе мы играть
И деревья называть.
Раз, два, три,
Дерево покажи.
(дети изображают деревья)
В. : Молодцы, ребята, но Каркуша говорит, что в ее лесу есть еще деревья, которые не похожи на другие. Послушайте загадку и попробуйте отгадать, что же это за деревья.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Д. : ель, сосна
Чем они отличаются от тех, которые мы назвали?
Д. : У них вместо листиков хвоинки
В. : Как мы их назовем?
Д. : Хвойные деревья
В. : А вы знаете, почему эти деревья стоят зеленые?
Д. : Они не сбрасывают хвоинки, как лиственные деревья
В. : Хвою эти деревья тоже меняют, но только не сразу, а постепенно, поэтому мы этого нее замечаем.
А давайте сравним ель и сосну.
Как называется лес, в котором растут одни ели и сосны?
Д. : хвойный
В. : правильно
Как вы думаете, могут ли хвойные деревья расти с лиственными?
Д. : да
В. : как мы назовем такой лес?
Д. : смешанный
В. : Посмотрите, как много деревьев мы с вами сегодня назвали. Они все разные, каждое по своему необычно и красиво. Но чем же они похожи?
Д. : у них есть корень, ствол, ветки, крона (листья или хвоя)
В. : Верно, ребята, у всех растений есть корень, у дерева корни толстые, они нужны для того, чтобы дерево крепко стояло и не падало, а еще через корни все растения питаются, они берут пищу из земли и по стволу она идет к веткам, а потом к листьям. Поэтому дерево и растет, как и мы с вами. Дерево питается, дышит, растет.
А сейчас я предлагаю вам поиграть.
Я вам раздам карточки, а вам надо будет найти пару (листики и плоды)
(дети находят пару и называют, с какого дерева лист и плод)
В. : Молодцы, ребята
Посмотрите на лес, в котором живет Каркуша. Все ли есть в лесу? Или чего-то не хватает?
Д. :В лесу кроме деревьев есть кусты, трава, цветы, грибы
Каркуша : Но почему же в лесу одни деревья высокие, а другие низкие?
В. : Потому что каждое растение в лесу занимает свое место- этаж. В лесу эти этажи называются ярусами. Ребята, давайте вспомним с вами, какие деревья живут на самом высоком этаже?
Д. : сосны, ели, дубы,
В. : Почему эти деревья растут на сомом высоком этаже?
Д. : Они светолюбивые
Каркуша : а почему у меня ели маленькие
Д. : потому что они еще не выросли
В. : Видишь, Каркуша, как у тебя в лесу интересно.
Ребята, а какие деревья растут ниже?
Д. : береза, рябина, осинка, клен
В. : кто занимает этаж ниже?
Д. : кустарники
В. : а что растет на нижнем этаже?
Д. : маленькие кустарники: черника, брусника, трава, мхи и грибы
В. : Каркуша, а у меня для тебя и ребят есть один секрет. Как вы думаете, что находится под этажами?
Д. : подвал
В. : А что же в подвале? (открывает полоску)
Д. : корни растений, грибница
В. : Молодцы, ребята, видите какой красивый лес у Каркуши.
Ну что Каркуша мы тебе помогли?
Каркуша : очень спасибо вам большое, я бы вас пригласила к себе в гости, но вот только боюсь, ведь как побывает у нас в лесу человек, так какая-нибудь беда случается.
В. : да Каркуша, к сожалению, это большая проблема, но наши ребята знают, как надо вести себя в лесу, правда, ребята?
Сейчас они тебе расскажут
Смотрите, у меня есть карточки, давайте мы возьмем по одной карточке и вспомним, что же нельзя делать в лесу. (разводить костер, ломать ветки у деревьев, разрушать гнезда, мусорить, нельзя отрывать кору у деревьев и рисовать на них, подкапывать корни, шуметь,)
Молодцы, ребята. Посмотрите, у меня есть пословица (показывает мнемотаблицу) : «Много леса-не руби, мало леса-береги, нет леса-посади»
Как вы понимаете эту пословицу?
(ответы детей)
Правильно, лес надо беречь. Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда красивые птицы.
Ну что, Каркуша, молодцы, ребята?
К. : Молодцы, Большое вам спасибо, ребята, я теперь столько знаю о деревьях, вы мне очень помогли, приходите ко мне в лес, я вас обязательно познакомлю и его обитателями. Ну а теперь мне пора обратно в лес, до свидания.
В. : И нам с вами пора заканчивать. Посмотрите, у меня лежат листочки и есть дерево. Подумайте легко или трудно вам сегодня было. Если трудно, то возьмите коричневый листочек и прикрепите его на дерево, а если легко, то зеленый. Если вы что-то не поняли, и хотите еще подробнее узнать о деревьях, то возьмите желтый листочек.