Наталья Плахтеева
Конспект беседы «Как и для чего маскируются животные» для детей подготовительного к школе возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Материал предназначенного для детей подготовительного к школе возраста и младшего школьного возраста о способности животных приспосабливать окраску к условиям окружающей среды.
Материал может быть интересен воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям.
Цель: формирование представлений о понятии «мимикрия», способах её проявления среди живых существ.
Задачи:
Публикация «Конспект беседы „Как и для чего маскируются животные“ для детей подготовительного к школе возраста» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
- формировать представления детей о значении мимикрии в жизни животных;
- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;
- воспитывать бережное отношение к живой природе;
- пополнять знания о животном мире родного края
Оборудование: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point.
Ход беседы:
Воспитатель. Ребята, вы любите игру в прятки?
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте вспомним правила этой игры.
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что животные тоже умеют играть в прятки, и скрываться, прятаться, маскироваться так, что их очень трудно заметить и найти?
Ответы детей.
Воспитатель. Я вам расскажу, как называется способность животных маскироваться, то есть прятаться так, чтобы их не было видно в среде их обитания, то есть месте, где они живут.
Эта способность называется мимикрия. Мимикрия – это такая маскировка живых существ. Это внешнее сходство окраски животных с тем местом, где они живут.
Мимикрия свойственна всем животным: и насекомым, и земноводным (лягушкам, например, и рептилиям (ящерицам, змеям, и птицам, и рыбам, и даже большим млекопитающим.
«Обмани - или будешь съеденным» - такое правило действует среди живых существ на земле в дикой природе. Например, в каждом листке, в каждой ветке дерева может скрываться ловко замаскированное насекомое, для которого искусство прятаться и маскироваться очень важно. Как вы думаете, для чего же прячутся, маскируются животные?
Ответы детей.
После совместного обсуждения дети и воспитатель приходят к выводу:
- для защиты, чтобы спрятаться от врагов: так поступают многие насекомые, птицы, звери;
- чтобы охотиться, быть незаметным для жертвы. Для этого маскируются хищники: пауки, насекомые, рыбы, рептилии, птицы, звери;
- для того, чтобы напугать хищника. Так поступают многие насекомые, на крыльях которых изображены пауки, змеи, мертвые насекомые, которые ещё и плохо пахнут.
Воспитатель. Ребята, а как животные пользуются способностью к мимикрии? Как животные меняют окрас?
Рассуждения детей.
Воспитатель. Некоторые животные меняют свой окрас в зависимости от времени года. Так поступают много видов животных, живущих там, где происходит смена времён года. Подумайте, вспомните и назовите таких животных.
Ответы детей. Песец, белая куропатка, зайцы зимой белые, а летом серые.
Воспитатель. Ребята, вы знаете, даже и цвет меха некоторых животных летом намного ярче, чем зимой, например, у лисы, волка, косули.
А некоторым животным помогает свет. Например, бабочки стеклянницы почти прозрачны. Некоторые виды крабов причудливо украшают себя. А есть такие животные, которые запросто могут менять окрас, подстраиваясь под цвет окружающих предметов. Кто так делает, знаете?
Ответы детей. Хамелеон.
Воспитатель. Но ещё много животных способны изменять окрас, и делают это очень быстро, в основном, это морские обитатели: осьминог, рыба носорог, камбала.
Воспитатель предлагает детям мультимедийную презентацию на основе личного фотоматериала и рассказывает им, что эти фотографии сделаны в разных природно-климатических и ландшафтных зонах Краснодарского края: степных, лесных, горно-луговых, прибрежно-морских, полупустынные и других.
Просмотр слайдов мультимедийной презентации с обсуждением того, какое животное, изображено на слайде и как оно маскируется (прячется) на фоне окружающей природы.
Воспитатель. Ребята, вы посмотрели слайды мультимедийной презентации. Мы с вами увидели, как искусно могут спрятаться живые существа в дикой природе так, что их трудно увидеть, а теперь послушайте небольшое стихотворение о том, как маскируются живые существа
Глядишь на ветвь –
А там сучок зелёный,
Отвёл глаза –
Сучок стал червячком.
Наоборот – козявочка какая,
А хочет выглядеть
зловреднейшим клопом.
Дергачев Г.
Итог беседы. Вопросы детям:
- Могут ли животные спрятаться так, что бы их никто не видел?
- Как называется эта способность?
- Для чего животные подражают окрасом окружающим предметам?
- Кто, по вашему мнению, прячется лучше всех?
- Чья маскировка вам понравилась больше всего и почему?
Воспитатель. Ребята, сейчас лето, вы со своими родителями часто бываете на прогулках в парках, скверах, выезжаете за город на природу. Теперь, зная, что такое мимикрия, вы можете рассказать об этом своим родителям и поискать примеры того, как прячутся живые существа вокруг вас. Пусть это будет вашим с родителями семейным заданием.