Любовь Шамина
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим «В гостях у Лесовичка» для детей старшего и подготовительного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Формировать будущее уважительное отношение ко всему живому, осознанного отношения к жизни.
2. Расширить кругозор знаний детей о живой и неживой природе.
Задачи:
1. Закрепить в словаре детей названия хвойных деревьев, животных и птиц родного края.
2. Познакомить детей с лекарственным видом кустарника – шиповник.
3. Учить детей пользоваться карточками – символами.
4. Развивать целостное восприятие через дидактическую игру «Разрезные картинки»
Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим „В гостях у Лесовичка“ для детей старшего и подготовительного возраста» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: магнитофон, диски с записями шума леса, пение птиц, интерактивная доска.
Лесовичок : Т-сс! Тихо! Слышите! Кто-то идет по лесной тропинке! (Прислушивается, говорит шепотом)
-По лесной тропинке – то идет не один человек, а целая группа детей! Я уже слышу их голоса! (Хватается за голову) Скорее! Тревога! Надо сообщить лесным жителям. (Входят дети)
Воспитатель: Стойте! Лесовичок, что случилось?
Лесовичок : - Сюда идут дети! Они же шумят, мусорят. В прошлый раз такая же группа детей разожгла огромный костер и выгорела вся поляна. А однажды они растоптали целый муравейник.
Воспитатель: - Успокойтесь, Лесовичок. Не надо объявлять тревогу. Эти дети хотят подружиться с лесом. Хотят узнать о нем как можно больше, о пользе леса, о его богатстве, обитателях. Ведь мы за этим к тебе и пожаловали. Ты поможешь нам, Лесовичок?
Лесовичок : Таким ребятам я всегда рад помочь. Но всеже я проверю вас. Как вы знаете правила поведения в лесу, что можно делать, а чего нельзя! Если можно так вести себя в лесу, то поднимите зеленый кружок, а ели нельзя – красный. Слушайте:
1. Ветки не ломайте, деревья не калечте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. В лесу можно поиграть, листьями побросаться, из цветов венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – еще нарастет.
3. Наконец –то можно пошуметь, покричать, побегать и, главное, никому не мешать.
4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
-Да, ребята, в лесу можно увидеть много интересных животных и птиц, если вы будете вести себя тихо, чтобы не спугнуть их.
5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу,
противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем
не было.
5. Звери всякие нужны – звери всякие важны. Каждый из них делает в природе свое дело.
- Молодцы, ребята! Вы правильно выбрали правила вежливости в моем лесу. А сейчас тихонько, чтобы не спугнуть в лесу животных, проходите и рассаживайтесь на пеньки. А я вам расскажу о моем лесе, о нашем с вами крае.
- Давайте полюбуемся красотой нашего края. (Показ слайдов, обсуждение с детьми).
- Ребята, вы заметили, что большая часть картинок о лесе? Да, лесом занята большая часть России, где преобладают хвойные деревья. Их еще называют вечнозелеными.
- Вспомните и назовите их. Да это сосна, кедр, ель, лиственница.
- Ребята, что это за главное богатство леса, без которого мы не смогли бы жить? Что вырабатывают зеленые части растений? Конечно, это воздух, он необходим для дыхания людям и животным. Особенно полезными являются большие развесистые деревья, где много зеленых листьев.
- А сейчас я проверю вас, как вы запомнили названия деревьев. Посмотрите, на столе лежат картинки хвойных деревьев (назвать их, а вам нужно подобрать к каждому дереву свою шишку.
- Молодцы, ребята, у вас все получилось.
- А вы знаете, что перед Новым годом, какому – то из деревьев грозит опасность? Какому7 (Ели). А почему?
- Действительно, перед Новым годом люди приходят ко мне в лес и рубят елочки. Конечно, украшенная елка в доме – радость. Но все же подумайте, пройдет немного времени, она засохнет, погибнет. Стоит ли ради нескольких дней губить дерево, которое может жить очень много лет? И без которого так трудно обойтись животным. Не лучше ли нарядить искусственную елку.
- Ребята, а с кем дружат деревья, кому они являются домом, об этом мы с вами узнаем, когда отгадаем еще одну загадку.
Подойдите к столам и возьмите себе по конверту. Соберите целый предмет и з частей, и вы узнаете, какие животные и птицы водятся в хвойных лесах. Назовите, у кого кто получился?
- Давайте походим между елочками и посмотрим, кто там спрятался:
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка)
Все время стучит
Деревья долбит
Но их не калечит
А только лечит. (Дятел)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая
Птица говорливая
Самая болтливая. (Сорока)
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез.
А зимой он спит в берлое
От мороза прячет нос. (Медведь)
Кто на своей голове
Лес носит? (Олень)
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает
Мышей хватает? (Лиса)
-Молодцы, ребята, умеете отгадывать загадки!
Ребята, а вы знаете, как можно вырастить хвойное дерево, что нужно для этого сделать? Весной семечко посадить в землю, дождик будет его поливать, солнышко будет его пригревать, так и начнет расти дерево. Мы с вами даже можем показать, какими вырастут деревья: ель – посмотрите какая высокая, стройная, красивая, раскинула ветки в стороны и вниз, а вот и кедр – ноги расставьте шире – это мощный ствол, а на пушистых больших ветках огромные кедровые шишки (кулаки, а это – сосна – расставила ветки в стороны, гордая, высокая, ну а это – лиственница – у нее ветки тонкие и нежные, опущены вниз.
Психогимнастика. Ребята, я не простой Лесовичок, я волшебник. Я даже вас могу превратить в семена деревьев. Вы – семена. Упали в землю (садитесь на корточки, наклоните голову вниз). Солнышко пригревает. А вот и тучка показалась, кажется что-то капает? Кап, кап, кап! Да это же дождь – шшш! (Наши деревца начинают подрастать, сначала они маленькие, затем все больше и больше). Ну вот они и выросли. Интересно, кто в какое дерево превратился? Где лиственница, а где сосна?
Ребята, садитесь на пенечки, закройте глаза, вы слышите, что это?
(Звуки леса, птиц)
Да это же птицы поют в лесу, они перелетают с ветки на ветку, ищут себе корм, весело им в лесу. Но это было летом, а с наступлением зимы птицам тяжело в лесу, холодно, насекомых нет. Чем питаются птицы, которые остались с нами зимовать? Подсказывайте: семена шишек хвойных деревьев, замерзшие ягоды рябины, шиповника, черемухи. А вот синичка, снегири, свиристели, например, прилетают из леса поближе к людям в город или в деревню. И вы, ребята, можете помочь им прожить долгую зиму. Каждый из вас может сделать кормушку, насыпать зернышки крупы или мягких хлебных крошек. Этим вы спасете не одну птичью жизнь.
- Я прогулялся по участку вашего детского сада и увидел, что у вас висит одна кормушка, а этого недостаточно, поэтому я, Лесовичок, объявляю операцию «Забота»! Дома вы, вместе с родителями, изготовите кормушки, а мы их развесим на вашем участке. Это вам будет домашнее задание. Посмотрите на кормушки, которые сделали другие ребята, это будет вам подсказкой.
- Ребята, послушайте, как тихо в лесу зимой, деревья не шелестят листвой! Зимой лес засыпает. Он в это время не растет. Да и мы больше растем летом. Летом много зелени, овощей, тепла, витаминов. Вы получаете со свежими овощами, ягодами и другими растениями энергию солнышка и растете.
- А зимой этого нет. И все же мы можем сохранить тепло лета для зимы.
- Вот и я припас кое – что из леса.
- Ребята, а хотите я вас угощу своим лесным целебным чаем?
- А если вы угадаете из чего мой чаек, то я буду очень рад этому!
- Да, этот чай из плодов шиповника. Знаете такое колючее растение в лесу? Его еще называют лесной розой. Пейте чай и посмотрите, как растет шиповник в лесу. ( В ходе беседы спросить какой чай: ароматный, теплый, лесной, вкусный, сладкий, шиповниковый).
- Вам понравилось у меня в лесу?
Воспитатель: Лесовичок, а мы также хотим сделать тебе приятное. Наши ребята хотят рассказать тебе стихотворение, как нельзя себя вести в лесу.
- Это стихотворение Сергея Михалкова:
Мы приехали на речку
Воскресенье провести
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу пошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки
И как будто нам назло
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Жгли костер, бумагу жгли-
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно. Мимо…
- Эй, ребята!-крикнул Дима. -
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых наши склянки,
Две размокшие баранки-
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Лесовичок : Спасибо, ребята. Теперь я знаю, если вы придете в лес, то там будет полный порядок. Вы – настоящие друзья Природы. Жду вашего приглашения, чтобы развесить вместе кормушки для птиц на участке вашего детского сада.