Алёша Бурмина
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Тридевятое царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевые установки: формирование интереса к слову, к значению слова; развитие речи детей.
Область «Развитие речи» :
- формировать у детей умение аргументировать свои суждения, пользуясь речью;
- развивать выразительность речи, интерес к творческой речевой деятельности;
- развивать умение подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу;
Публикация «Конспект занятия по образовательной области „Речевое развитие“ в старшей группе „Тридевятое царство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
- формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
- пополнять словарный запас;
- упражнять в разгадывании загадок.
Область «Физическое развитие» :
- формировать умение держать правильную осанку;
- развивать осознанное выполнение движений, умение соотносить движения с текстом;
Область «Художественно – эстетическое развитие» :
- умение передавать в рисунке свой замысел;
- умение вырисовывать форму, величину, цветовую гамму окружающих предметов.
Методические приё мы:
Ритуал начала ОД «Ласковые ладошки, тепло друга», загадки, физминутка «Три веселых братца», дыхательная гимнастика «Свеча»; словесные игры: «Объяснялки»,
«Скажи наоборот», «Найди нужное слово», «Скажи какой», «Согласие, несогласие», «Сочиняем загадки», вопросы, ритуал окончания ОД «Встретимся опять».
Материал: элементы костюма бабушки Загадушки: платок, фартук; арка; «чудесный мешочек», игрушки - погремушка, ёжик, машинка, сковородка, ложка; предметные картинки: большой дом, красивое платье, добрый человек, злой волк; дидактический материал к игре «Скажи какой», маски «поросята», книга загадок о человеке, силуэты теремков, фламастеры, листы бумаги по количеству детей.
.
Форма организации: подгрупповая.
Ход:
Воспитатель: Давайте, ребята, встанем в круг и подарим друг другу тепло наших рук. Посмотрите, ребята, я превратилась в Бабушку Загадушку. Всё это неспроста. Мы сейчас отправимся в Тридевятое царство в тридесятое государство в страну Загадок.
Послушайте мою первую загадку:
Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, уши, глаза)
А вот и вторая загадка:
Ни на меру, ни на вес,
Но у всех людей он есть. (Ум)
Правильно, ребята. Ваши язычки, уши, глаза и ум помогут вам в нашем путешествии. А вот и вход в Тридевятое государство.
Звучит сказочная мелодия, дети проходят сквозь красочную арку.
Б. Загадушка: Чтобы загадки отгадывать, нужно много знать, все замечать и в словах разбираться. А умеете ли вы играть в слова? Ну что ж поиграем, потешимся. А кто объяснит мне, что значит «потешимся»?
Дети объясняют.
«Объяснялки»
Дети объясняют значения слов фартук, платок, арка.
Б. Загадушка: В Тридевятом царстве загадок, в каждом тереме слова живут, да в игры играют. Посмотрим, какая игра здесь поживает.
Дети останавливаются возле каждого терема и играют в словесные игры.
«Скажи наоборот» (слова с противоположным значением)
Высоко – низко, далеко - близко, темно – светло и т. д.
«Найди нужное слово» (слова близкие по смыслу)
Большой – огромный, громадный…
Добрый – ласковый, нежный…
Злой – сердитый, злобный…
Красивый – прекрасный, прелестный…
«Скажи какой»
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…
- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий…
Б. Загадушка: Вот по глазам вижу, что кто – то загадку загадать из вас, ребята, хочет.
Ребё нок :
Розовый ещё ребёнок
Щетинка есть уже с пелёнок,
Нет лица, а только рыльце.
Хрюкает, ест из корытца.
Хвостик у него крючком
Нос приплюснут пятачком
Просто чудо, не ребёнок
Кто же это (поросёнок).
Б. Загадушка: Превращаю вас в маленьких поросят, которые весело гуляют по двору.
Дети надевают маски, проводится игра.
Физминутка «Три веселых братца»
Три веселых братца гуляли по двору
Три веселых братца затеяли игру.
Делали головками - ник-ник-ник (киваем головой,
Пальчиками ловкими - чик-чик-чик (указательный и средний пальчики делают «ножницы»,
Хлопали ладошками - хлоп-хлоп-хлоп,
Топотали ножками - топ-топ-топ,
И с пенечка прыгали - прыг-прыг-прыг,
И ногами дрыгали - дрыг-дрыг-дрыг,
Хвостиком виляли - вжик-вжик-вжик,
И громко так визжали - и-и-и-и-и!
Б. Загадушка расколдовывает детей, ведёт за собою и «находит» «Чудесный мешочек»
Б. Загадушка: Послушайте, как расшумелись, хотят поиграть с вами в игру «Согласен – несогласен».
Б. Загадушка достаёт из чудесного мешочка игрушку ежа.
Б. Загадушка: Это - рыба.
Дети: Нет, это не рыба. Это - ёжик. Рыба не умеет бегать, а ёжик умеет. У ёжика есть иголки, а у рыбы нет.
Затем Б. Загадушка достаёт следующие игрушки. Дети оспаривают высказывания бабушки, обосновывают своё мнение.
Б. Загадушка:
Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает. (Свеча)
Дыхательная гимнастика «Свеча»
Затем Б. Загадушка обнаруживают книгу загадок о человеке.
Загадки
О человеке
Утром — на четырех ногах,
В полдень — на двух,
Вечером — на трех. (Человек)
Стоит бочка,
На бочке — кочка,
На кочке — лес. (Человек)
Горшочек умен,
Семь дырочек в нем. (Голова)
Рядом два колодца,
А между ними —
Одна перегородка. (Глаза, нос)
Б. Загадушка: Молодцы, ребята. Отгадывать загадки умеете. А вы знаете, что вы стоите на самой волшебной поляне загадок Тридевятого царства. Вы теперь сами можете придумать загадки. Загадки о предметах вокруг.
Дети получают картинки, придумывают загадку к ним, рассказывают друг другу.
Б. Загадушка: Вы, ребята молодцы. На память о Тридевятом царстве, тридесятом государстве Загадок предлагаю вам зарисовать отгадку к одной из загадок, которые вы сегодня услышали. Помогут вам в этом, отгадайте кто
Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши. (руки)
Дети располагаются за столами, рисуют. Рисунки объединяют в книгу загадок.
Рефлексия
Б. Загадушка: по вашим рисункам сразу видно, какие загадки и игры вам понравились. А как вы, ребята думаете, кто из ребят сегодня в Тридевятом царстве был интересным и почему?
Ритуал окончания «Встретимся опять»
Все дети встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.