Юлия Федотова
Конспект НОД «Цветущая Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10» г. Пласта
---
457020, Челябинская область, г. Пласт, ул. Титова, 5А
Тел. 8(35160) 2-18-12, e-mail : mkdouv10svetlyachok@mail.ru
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
на тему «Цветущая весна»
Составила: учитель-логопед
Федотова Юлия Викторовна
2016 г.
Цель: Обобщение знаний о весне
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизация словаря по лексической теме “Весна”
Публикация «Конспект НОД „Цветущая Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
- совершенствование лексико-грамматического строя речи;
- упражнять в умение подбирать прилагательные к существительным, согласуя их в роде, числе, падеже.
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха, зрительного и слухового внимания, мышления, речевого и неречевого дыхания, общей, тонкой моторики, координации речи с движением;
-- музыкотерапия;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности;
- воспитывать элементы эстетики у детей старшего дошкольного возраста;
- приучать художественно воспринимать краски весны;
- использовать выразительные средства языка при описании;
- выражать эмоциональный настрой.
Здоровьесберегающие технологии:
упражнения и игры на координацию речи с движением, психогимнастика.
Оборудование:
иллюстрации картин русских художников о весне, мультимедийная презентация, аудио-запись П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», листы формата А4, кисточки, гуашь, салфетки.
Предшествующая работа:
рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, слушание музыки и звуков весны.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Логопед:
Ребята, давайте поприветствуем солнышко и улыбнёмся друг друга.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, свежий ветерок
Здравствуй маленький дубок
Мы живем в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем говорить о прекрасном. Мы рассмотрим картины русских художников, послушаем стихи русских поэтов и познакомимся с волшебной музыкой русского композитора П. И. Чайковского.
Речь у нас пойдёт о прекрасной поре года… Нет, я не буду вам ничего говорить, вы сейчас сами обо всём догадаетесь. Посмотрите на экран и послушайте стихотворение:
Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идёт. Мы слышим:
Кап! Кап! Кап! Кап!
Ребята, вы догадались, о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: о весне.
Правильно. Мы с таким нетерпением ждём её прихода после холодной зимы. Природа вся оживает после зимней спячки и преображается. Весной природа особенно прекрасна и неповторима. Во все времена она служила источником вдохновения писателям и поэтам, композиторам и художникам.
Ребята, обратите внимание на экран, что вы видите?
- Дети: Это картины.
- Л: Правильно, это картины. А как называются люди, которые создают картины?
- Д: Картины рисуют художники.
- Л: Верно. Задача художника – остановить миг, запечатлеть красоту. Русские художники настолько были влюблены в красоты русской природы, что не могли не оставить нам таких произведений, которые вы сейчас увидите. Посмотрите на картины и скажите, похожи они друг на друга или нет?
- Д: Нет, не похожи.
- Л: Да, ребята, картины абсолютно разные. Но присмотритесь повнимательнее, их что-то объединяет.
-Д: На всех картинах изображена весна.
-Л: Да, на каждой картине – весна. Но какая она разная!
Посмотрите на эту картину. Какие приметы весны вы здесь заметите?
-Д: Снег ещё лежит на земле, но он уже не белый, а серый, местами видны проталины, на картине я вижу птиц, которые вьют гнёзда, и эти птицы - грачи, а грачи прилетают ранней весной. – Я вижу речку, которая освобождается ото льда. – А я вижу небо. Оно хмурое, бело-серого цвета, но местами проглядывает голубое небо. – А я вижу следы на талом снегу.
-Л: Как вы думаете, какой период весны изобразил здесь художник?
- Д: Я думаю, что на этой картине изображена ранняя весна.
- Л: А ранняя весна к какому времени года ближе?
- Д: Ранняя весна ближе к зиме.
- Л: Почему?
-Д: Потому что солнце ещё не так сильно греет, день ещё короткий, а ночью заморозки. Снег только-только начинает таять.
-Л: Действительно, Уже дует тёплый ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мокнет, тает,
Грач горластый прилетает.
И какой же это период весны?
-Д: Это ранний период.
-Л: А на этой картине, как вы думаете, какой период весны?
-Д: А на этой картине изображена середина весны.
-Л: Как вы догадались?
-Д: А потому что на этой картине небо чистое, голубое, солнце светит и прогревает всё вокруг, снег уже почти растаял, повсюду ручьи, а ручьи бегут в большую реку. Везде-везде вода. Много воды. На земле виднеется первая травка и первые цветы.
-Л: Вы правы, это всё приметы середины весны.
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель:
Это к нам пришёл апрель.
-Л: А какая же здесь изображена весна? (Обратить внимание детей на следующую картину)
-Д: А здесь художник изобразил цветущую весну.
-Л: Как вы догадались?
-Д: Потому что все деревья вокруг бело-розовые, сиреневые. Это цветут яблони, груши, черёмуха, сирень. Небо чистое-чистое, голубое и белые облака, похожие на маленьких овечек.
-Л: Правильно, это приметы цветущей весны.
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)
-Л: А если бы картина могла передавать запах, какие бы запахи вы почувствовали?
-Д: Я бы почувствовал запах свежести, запах мокрой земли, клейких листочков, запахи цветов и запах мёда.
-Л: А что можно услышать, глядя на эту картину?
-Д: Я бы услышал шелест листьев, журчание ручейка, щебетание птиц…
-Л: Вы почувствовали, чем пахнет весна, вы услышали, как поёт весна, а теперь скажите, что бы вы ощутили, оказавшись там, в том месте, которое изображено на картине.
-Д: Я бы почувствовал, как свежий ветерок нежно трогает мои волосы, как тёплые солнечные лучи гладят меня по щеке…
-Л: Я предлагаю вам немножко подвигаться.
Динамическая пауза: «Сосульки»
Капли звонко капали! Кап – кап – кап.
Все сосульки плакали. Кап – кап – кап.
Солнце светит ярко! Кап – кап – кап.
Нам сосулькам жарко… Кап – кап – кап.
С нас течёт вода. Кап – кап – кап.
Мы растаем навсегда! Кап – кап – кап.
-Л: Немного отдохнули, а теперь усаживайтесь поудобнее. Я предлагаю вам послушать стихи о весне. У нас в России много поэтов, которые с любовью и трепетом относились к природе своей страны, с большой любовью к своему отечеству, и все эти чувства передавали в своих произведениях. Эти стихи наполнены силой, восторгом, радостью.
Чтение стихов о весне.
Уж тает снег.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
А. Плещеев
***
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют - посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.
И. Никитин
-Л: Скажите, ребята, как называются люди, которые сочиняют музыку?
-Д: Музыку сочиняют композиторы.
-Л: Композиторы в своих произведениях тоже изображают весну, и их музыка рождается из окружающих нас звуков. Напомните, как звучит весна, что мы слышим весной вокруг нас?
-Д: Весной мы слышим пение птиц, журчание ручейка, стрекотание кузнечика, стук дятла, лёгкое порхание бабочки, шлёпанье дождя по листикам…
-Л: Да, это всё звуки природы, которые вдохновляли поэтов, художников и музыкантов.
Русский композитор П. И. Чайковский очень гордился тем, что он родился и жил в нашей стране. Он сочинил цикл «Времена года», где каждому месяцу соответствует музыкальное произведение. П. И. Чайковский в своих музыкальных произведениях прославлял красоту природы нашей страны – России. Во всех странах мира исполняются его произведения. Сейчас мы послушаем одну из пьес композитора - «Апрель. Подснежник». Обратите внимание на то, какое настроение передал композитор, какие чувства он испытывал, когда сочинял это произведение, какую картину природы можно представить себе, слушая эту музыку.
Слушание: П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник»
-Л: Что вы почувствовали? Какое настроение дарит нам это произведение?
-Д: Это произведение передаёт радость, стремление к солнцу…
-Л: Эта пьеса наполнена лирическим чувством, она передаёт трепетное волнение, надежду на счастье, упоение пробуждающейся природой. Напомните, как называется произведение, которое мы сейчас прослушали?
-Д: Это произведение называется «Подснежник».
-Л: Что такое подснежник?
-Д: Это цветок, который первым появляется после долгой холодной зимы.
-Л: Почему он так называется? О чём говорит его название?
-Д: Этот цветок пробивается из-под снега, поэтому так и называется: подснежник.
-Л: Этот цветок считается символом нарождающейся жизни. А какой он, этот цветок, опишите его.
-Д: Он маленький, нежный, голубенький, пушистый, хрупкий, стойкий…
-Л: Да, он маленький, стойкий, как оловянный солдатик, не боится мороза, и у него есть много родственников. Давайте-ка вспомним слова-родственники для подснежника.
-Д: Снег, снежинка, Снегурочка, снегирь, снегопад, снеговик…
-Л: Предлагаю вам стать этими замечательными цветами. Выходите подвигаться.
Динамическая пауза:
Подснежник проснулся и потянулся,
Солнышку улыбнулся,
К земле – Матушке прикоснулся,
Солнышку поклонился,
Счастью своему удивился.
Капли росинки его умывали,
Звери и птицы сразу узнали:
«Подснежник проснулся –
Весну обещает»
Подснежник, подснежник
В лесу расцветает.
-Л: А помимо подснежников, какие ещё цветы появляются весной, наполняя воздух благоуханием и украшая всё вокруг?
-Д: Весной появляется огромное количество цветов : жёлтые одуванчики, нежные белые ландыши, разноцветные тюльпаны, распускаются цветы сирени, яблони, груши, черёмухи.
-Л: И это всё называется: многоцветие. Я предлагаю вам окунуться в волшебную музыку вальса этого же композитора, только сейчас прозвучит совсем другое произведение: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Попробуйте передать всю красоту музыки в своих движениях.
П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
-Л: Какие же чувства вы испытали?
-Д: Я испытал чувство радости, счастья. – А у меня всё замирало от волнения…
-Л: Эта волшебная музыка наполнила вас чудесными чувствами, переживаниями и предлагаю вам выразить их в своих картинах. Нарисуйте свою цветущую весну.
Дети рисуют красками картины. В конце занятия выставка.